Предметы ведения Российской Федерации.
Предметы ведения Российской Федерации, определенные в ст. 71 Конституции РФ, можно разделить условно на несколько сфер.
. В области государственного строительства к предметам ведения Российской Федерации относятся: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; федеральная государственная служба.
2. В области прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
3. В области экономического и социально-культурного развитияк ведению Российской Федерации относятся: федеральная государственная собственность и управление ею; определение основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
4. В области внешней политики и обороны ведению Российской Федерации подлежат: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
5. В области правового развития и правоохранительных органов в ведении Российской Федерации находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
6. В области метрологии, статистики и учета к ведению Российской Федерации относятся: метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
7. Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, в частности: только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе; только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; вооруженные силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования; судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять акты об амнистии и помиловании; и пр.
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни, но именно в этих сферах проявляются суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
В пределах ведения Российской Федерации федеральные органы государственной власти не вправе делегировать осуществление части своих полномочий органам государственной власти субъектов Федерации, так как указанные полномочия относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации, и но ним принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).