Требования к рабочим знаниям
Рабочие записи желательно вести в отдельной тетради. Страницы должны иметь поля, на которых было бы удобно дополнять конспект новым материалом и делать пометки.
Следует приучить себя к обязательным ссылкам на источники, откуда использован материал рабочих записей, с указанием автора, наименованием книги или статьи, места и года издания, страниц, откуда взят материал. Ссылки на источник – признак грамотности и культуры студента в работе с литературой.
Одно из достоинств рабочих записей – их высокая информативность при жесткой экономии речевых средств. Краткие по объему записи должны давать достаточно полное представление о содержании всего вопроса, к которому относится запись.
Эффективное использование рабочей записи на семинаре во многом зависит от ее формы. В записях нужно стремиться к четкому разделению смысловых фрагментов различными способами: пропуском строк, записью материала колонками, уступами, подчеркиванием подзаголовков разноцветными карандашами, разрядкой наиболее важных слов и т.п.
Придание записи четкой, бросающейся в глаза структуры обеспечивают глубокое усвоение информации и легкость ее воспроизведения при выступлении на семинаре.
Работа студента на семинаре
Выступление на семинаре не должно сводиться к пересказу событий и фактов. Каждую проблему необходимо анализировать, рассматривать на фоне общеисторического процесса, уметь устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями. Эффективность проделанной при подготовке к семинарскому занятию работы значительно возрастает при активном участии студента на занятии.
На семинаре студент должен быть психологически включен в учебный процесс. С этой целью необходимо:
- выслушать вступительное слово, преподавателя сориентироваться при обсуждении каких-либо аспектов вопроса и принять участие в их обсуждении;
- внимательно следить за выступлениями студентов, при необходимости выступить с дополнениями и собственными суждениями по обсуждаемому вопросу;
- быть готовым вступить в полемику и успешно вести ее, отстаивая свое мнение.
Выступление студента должно содержать теоретические и логические выводы.
Некоторые темы, имеющие познавательное значение или требующие переосмысления, выделены для докладов и сообщений. Доклад должен иметь выдержанную структуру и состоять из введения, содержательной части и заключения. План доклада и узловые моменты темы рекомендуется предварительно обсудить с преподавателем. При оценке этого задания учитывается умение студента самостоятельно анализировать и излагать информацию, делать умозаключения.
При изучении курса «История Отечества» студенты часто сталкиваются с историческими терминами и понятиями. Их усвоение играет важную роль, и поэтому к каждой теме предлагаются значимые и наиболее распространенные понятия для объяснения.
Отдельно выделены основные исторические даты и известные люди, что способствует закреплению пройденного материала и «ориентации» в историческом пространстве.
Достаточно умелая и систематическая работа при подготовке к семинарам и на самих семинарах развивает личность студента, обогащает его интеллектуально и духовно, повышает политическую и общую культуру.
СЕМИНАР №1
Тема: «Введение. Россия в истории мировой цивилизации»
План
1. Место и роль истории в системе научных знаний. Предмет и задачи курса «История Отечества».
- сущность, формы, функции исторического сознания;
- предмет и задачи курса «История Отечества»;
- источники и литература по истории Отечества;
2. Понятие цивилизации. Западная и Восточная цивилизации – основные ветви мировой истории.
- понятие мировой цивилизации;
- теория «стадийного» цивилизационного развития;
- понятие локальных цивилизаций;
3. Россия на рубеже Западной и Восточной цивилизаций.
- происхождение и характерные черты Западной цивилизации;
- характерные черты Восточной цивилизации;
- влияние Западной и Восточной цивилизаций на исторический процесс в России.
Вопросы для дискуссии
Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они?
Как влияет личность историка на трактовку исторических фактов и событий?
Может ли человек влиять на ход истории?
Можно ли Россию считать свободной цивилизацией или нет? Какие основания есть для того и другого?
Может ли человечество найти решение глобальных проблем техногенной цивилизации?
Есть ли в современном мире убедительные признаки перехода человечества в постиндустриальное общество – высшую ступень цивилизованного развития?
Темы докладов и рефератов
1. Историческая наука и политическая система. Проблема объективности.
2. Историческая наука в Башкортостане.
3. Цивилизационный подход в исторической науке.
4. Историческая наука и медицина.
Объясните понятия и выражения:исторический источник,цивилизация, мировая цивилизация, стадийное цивилизационное развитие, локальная цивилизация.
Портреты эпохи. Что вы о них знаете? Геродот, Гомер, А.Фергюссон, Жан Жак Руссо, Ф.М.Вольтер, Д.Дидро, Ш.Монтескье, М.Монтень, Н.Я.Данилевский, Л.Н.Гумилев, О.Шпенглер, А.Тойнби.
Литература
1. Афанасьев Ю. Перестройка и историческое знание //Иного не дано. –М.,1988. –С.491-508.
2. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки //Вопросы истории, 1991. №2-3.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. –М., 1992.
4. Данилов И.В. Цивилизация. –М.,2002.
5. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля? //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начало XX веков. –М.,1991.
6. Егоров В.К. История в нашей жизни. –М.,1990.
7. История России /Под ред. А.А. Радугина. –М.,1998.
8. Истории России: XX век. Курс лекций. –Екатеринбург,1994.
9. Иванов К. Где расположена родина руссов? (Ёще раз о Несторе и «забытой» норманнской теории) //Родина, 1995. №11.
10. Карамзин Н.М. История государства российского. Т. 1. –М., 1989.
11. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. – М., 1998.
12. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.
13. Основы современной цивилизации /Учебное пособие для средних учебных заведений. –М.,1992. –С.34-43.
14. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993.
15. Плетнёва С.А. Кочевники средневековья. – М., 1982.
16. Плетнёва С.А. Половцы. – М., 1990.
17. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. –М.,1994.
18. Соловьев Ю. «Могила Рюрика» и возвращение государя. – Брянск, 2004.
19. Таранин В. Корела, она же Русь начальная //Родина 1995, № 12.
20. Уколова В.И. Российская цивилизация. –М.,1999.
21. Факторы самобытности российской истории //Россия и мир. В 2 – х тт. – М., 1994.
СЕМИНАР №2