Роль органов СГУ в предотвращении и разрешении социальных конфликтов, трудовых споров, забастовок
Понятие социального конфликта:
Конфликт- это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Серьезный конфликт имеет политическое измерение, так как, как правило, бывает вызван недовольством деятельностью власти. Яркий тому пример массовые выступления граждан после парламентских выборов 2011 года, которые вызвали серьезные перемены в СГУ
Причины социальных конфликтов:
Если рассматривать их на примере нашей страны, то можно, как минимум, выявить две основные:
1.Социально-экономическая, когда в условиях перехода к рынку благосостояние людей было объявлено заботой их самих, а многие из них к этому оказались не готовы.
2.Социально-политическая,когда люди, уже адаптировавшись к рынку, вышли на улицы, требуя реального участия в СГУ.
Система урегулирования конфликтов:
Понятно, что государство не могло стоять в стороне от их разрешения, в СГУ были сформированы специальные органы по урегулированию, прежде всего, социально-экономических конфликтов.
Для этого была сформирована система трехстороннего сотрудничества: государства-профсоюзов-работодателейна федеральном, региональном и местном уровнях в форме трехсторонних комиссий
Трехсторонняя комиссия:
Высшим органом по урегулированию социальных конфликтов в масштабе государства стала Российская комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Это постоянно действующий орган системы социального партнерства. Согласно положения, утвержденного Президентом РФ, в ее состав входят на паритетных началах представители трех сторон: от федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей. Поэтому чаще ее называют трехсторонней комиссией или комиссией по разрешению трудовых споров.
Президент утверждает координатора Комиссии, который не является ее членом, не участвует в голосовании, а организует работу комиссии и председательствует на ее заседаниях. Каждая из сторон выдвигает своего представителя в качестве заместителя координатора, которые являются ее членами. Основные цели комиссии заключаются в выработке общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, укрепления социального партнерства и урегулированию трудовых споров и конфликтов.
Комиссия призвана подготовить Генеральное соглашение между сторонами, контролировать выполнение и не допускать его нарушений. Комиссия вправе рекомендовать органам власти принять нормативные акты, официально утверждающие соглашение между представителями власти, работодателей и профсоюзов. Она вправе вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение соглашения.
Служба по урегулированию коллективных трудовых споров:
Кроме этой комиссии в СГУ создается специальная служба по урегулированию коллективных трудовых споров. В систему Службы входят Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Минсоцразвития России, а также территориальные органы того же назначения. Служба эта является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и непосредственного участия в них. Работники службы пользуются правом беспрепятственного посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций:
Кроме того, создается Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах. Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет Служба занятости, председателем этой комиссии является Министр здравоохранения и социального развития РФ (Т.А. Голикова). Действует также оперативная Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций. Установлена ответственность как работодателей, так и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Следует отметить, что самой слабой стороной в этом треугольнике пока являются профсоюзы, которые не обрели самостоятельности и не могут в полной мере защищать права работников, потому что зачастую последние и не являются членами профсоюзных организаций.
Порядок рассмотрения трудовых споров:
Конституция РФ (37 статья) закрепила право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 61 (ст. 398—418) Трудового кодекса РФ. Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях. Закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения споров, а также порядок реализации права на забастовку. Нормы этого Закона распространяются на всех работников, работодателей, на объединения работников и объединения работодателей и их полномочные органы. Основные положения этого Закона закреплены Трудовым Кодексом.