Рекомендации по выполнению контрольных заданий для промежуточного контроля знаний

Вариант контрольной работы определяется с помощью таблицы 2.

Таблица 2

Начальная буква фамилии студента Номер варианта контрольной работы Номер темы реферативной работы
А, Б 1-5
В, Г, Д 6-11
Е, Ж, 3, И 12-14
К, Л 15-17
М, Н 18-21
О, П, Р 22-27
С, Т, У, Ф 28-31
X, Ц, Ч, Ш 32-34
Щ, Э, Ю, Я 35-38

Студент может вместо контрольной работы подготовить научно-проблемный реферат (темы рефератов предложены в программе курса). Объем реферативной работы 20 машинописных листов.

При выполнении контрольной работы используйте следующие рекомендации:

1. Ознакомьтесь со всем учебным материалом курса, используя при этом литературу, указанную в пособии.

2. При ответе на теоретические вопросы не следует переписывать соответствующий раздел учебника. Ответ должен быть результатом Вашего изучения проблемы, поэтому попытайтесь изложить ее суть, используйте различные классификации, схемы, таблицы.

3. При решении задач выделите основные вопросы, которые требуют решения (даже если они не сформулированы в задаче). Используйте приобретенные теоретические знания и ссылайтесь при ответе на конкретные примеры.

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПОВОДУ РАБОТЫ С ТЕСТОВОЙ СИСТЕМОЙ КУРСА

В качестве итогового контроля по темам предложены тестовые задания, которые позволяют провести диагностику уровня усвоения теоретического материала и умения применять полученные знания на практике. Тесты, предложенные в УМК, состоят из вопросов открытого и закрытого типа, а так же заданий «на соответствие». Оценку теста рекомендуется производить по следующей системе: при правильном ответе на 80–100 % вопросов студент получает 5 баллов; 60–79 % правильных ответов – 4 балла; 45–60 % – 3 балла; при менее 45 % – неудовлетворительно.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ

Тема 1. Политика как общественное явление

Понятие и происхождение политики

Понятие политики

Термин «политология» образуется из сочетания двух греческих слов «polity» (что означало политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти) и «logos» (знание). Поэтому политологию можно определить как учение и науку о политике. Однако подобное определение ставит следующий вопрос «Что такое политика?».

Термин «политика» относится к оспариваемым понятиям, вызывающим дискуссии и споры по сей день. Как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путём определения общих целей и согласованных средств их достижения, политика возникла более 2,5 тысячелетий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание термина «политика». В его интерпретациях всякий раз на первый план выходили, в зависимости от обстоятельств, те или иные свойства данного общественного явления.

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н.э.). По его определению политика – это цивилизованная форма общности, которая служили достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город–государство).

Коли в политическом управлении небольшими городами–государствами непосредственно участвовали все граждане, то и гигантских нациях–государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 –1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций».

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно–организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 – 1920) заметить, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Современное понимание политики многозначно. Так, например, в третьем издании (1961) международного словаря американского лексикографа Н. Уэбстера (1758 – 1843) политика определяется следующим образом:

1) раздел этики, связанный более с государственным и общественным организмом в целом, чем с отдельной личностью, разновидностью (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная и социальная этика;

2) политические действия, практика;

3) политические отношения или деловое соревнование между соперничающими группами интересов, а также индивидуумами за власть и лидерство; действия в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями внеправительственной (неправящей группы); политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

4) политическое руководство (проведение политики) в частных делах;

5) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности (женская или иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Подобная многозначность термина «политика» всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется: в научном или обыденном. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким–либо процессом. Например, когда речь заходит об «экономической политике» или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина «политика» в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием «стратегия».

Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характеризуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.

Происхождение политики

Политика как сфера деятельности по руководству обществом ходит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, – как–то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 – 1836), – то не требовалось бы никакого правительства». Однако «до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им», а в обществе существует «неравное распределение богатства», «различия во мнениях неизбежны». Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и видов массовой продуктивной деятельности, призванных удовлетворять их.

Усовершенствование орудий труда привело к появлению прибавочного продукта, который заметно расширил возможности человека по развитию экономики, привел к появлению частной собственности, развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Частная собственность обусловила появление принципиально важного момента в развитии социальной жизни – обособления отдельного человека, обретения им качеств автономной личности, не зависимой от власти «целого» (рода, племени). Появляется государство как новая форма организации общественной жизни.

С тех пор поведение автономной личности уже не определяется родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимодействия вышли за границы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими' возможностями, богатством, престижем. Однако обособление автономной личности с необходимостью потребовало формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности.

Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов. Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается 'естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

В странах западной цивилизации, ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла главным образом в результате социального расслоения общества. Нараставшая дифференциация интересов и потребностей людей была вызвана общественным разделением труда, сформировавшим потребность в постоянно действующих институтах государственной власти и людях, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства общественными делами.

В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи: строительство ирригационных сооружений и поддержание их в надежном состоянии; освоение новых земель и организация на них жизнедеятельности людей. И на Западе, и на Востоке требовалось также сохранять территориальную целостность стран и защищать их жителей от внешних вторжений.

Эффективность и осязаемость политики как социального института, в отличие от других регуляторов общественных отношений (морали, религии, традиций и т. д.), обусловлена наличием такого ее элемента, как власть.

Власть первоначально не имела политического характера. Она исходила от рода, который формировал органы общественной власти на своих собраниях. Власть старейшин, военачальников, жрецов основывалась на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозные функции). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадавшие интересы и потребности рода. Обособление отдельного индивида на основе частной собственности и становление его как автономной личности обусловили несовместимость интересов, их противоречивость и даже антагонистичность. Тогда на смену неполитической форме существования общества и пришла политическая организация жизнедеятельности людей.

Политическая власть имеет более осязаемые источники согласования различающихся интересов и потребностей, материализованные в системе специальных институтов: государство, армия, идеология и т. д. Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно. Политическая власть – это отношения, причем волевые, которые формируются сознательно между субъектом (тем, кто влияет) и объектом (тем, на кого влияют). Властные взаимоотношения групп и общностей осуществляются на основе политически осознанных интересов и потребностей, реализация которых требует использования государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном случае удовлетворение потребностей одних групп существенно изменяет социальные возможности других. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

Наши рекомендации