Государственная политика России в области культуры
Экономические, социально-политические, трансформационные процессы, происходившие в современной России, не могли не отразиться на культурной сфере. Для того, чтобы не разорвать историческую преемственность, связь между поколениями и национальными культурами, государство стало развивать основные направления своей культурной политики. В этой связи учащимся необходимо усвоить, что культура - явление многогранное, которое отражает, как развитие духовных и общечеловеческих ценностей в конкретном человеке, так и в обществе в целом. В этом отношении культура, несомненно, влияет на все сферы жизнедеятельности современного человека, на его духовные ценности, потребности и сознание. Культурная политика отражает также совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через многие общественные и государственные институты, деятельность которых направлена не только на "всестороннее развитие личности", но и на обеспечение социальной адекватности сознания граждан и их поведения в обществе.
Основными понятиями в системе ценностей русской культуры всегда были: единство, соборность, терпимость, компромисс и т.д. Российская современная культура развивается при существенной поддержке государства, которое формирует основные цели и задачи культурной политики. Исходя из реалий современности, важнейшей задачей государственной культурной политики становится социокультурная модернизация Российской Федерации. Для проведения эффективной государственной политики в области культуры необходимо сформулировать основные цели и задачи, направленные на сохранение культурной идентичности, культурного суверенитета и связи между прошлым, настоящим и будущим России.
В культурном сегменте современной России одной из важнейших проблем является несовершенное законодательство в области культуры, так как до настоящего времени на территории Российской Федерации действовал базовый «Закон о культуре», принятый еще в 1992 году, хотя в данный момент действуют «Основы законодательства о культуре».8 Новый закон «О культуре» необходим, прежде всего, для регулирования отношений в сфере культуры и должен носить практический характер с целью государственной поддержки в сфере культуры. В настоящее время имеется потребность привести законодательство в области культуры к соответствию мировой законодательной практики.
Глава комитета по культуре С.Говорухин считает, что тормозом, для принятия нового закона является отсутствие единой согласованной точки зрения Правительства по вопросам государственной культурной политики. Поэтому основной его задачей является выработка единой линии в этой важнейшей области российского общества.
Конечно, за регулирование принципиально новых культурных процессов, которые происходят в современной российском обществе, призваны отвечать различные социальные и культурные институты, которые должны иметь четкую программу и опираться в своей преобразовательной деятельности на новейшие технологии, высокообразованных специалистов. Поэтому политика нашего государства в сфере культуры должна быть направлена на решение таких важнейших проблем, как активная поддержка культурно-досуговых учреждений - библиотек, музеев, выставок, поддержка деятельности архивов, развитие многонациональных культур России, культурных связей с зарубежными странами и соотечественниками, проживающими за рубежом, охрана памятников и т.д.
В проведении взвешенного государственно-политического курса, нацеленного на поднятие общенационального культурного уровня необходимо опираться на молодежь. И в этой связи необходимо отметить, насколько важна молодежная политика в культурной сфере.
Более десяти лет в Государственно Думе Российской Федерации обсуждался законопроект «О культуре». Начиная с 2009 года этот законопроект в государстве и обществе стал обсуждаться более активно. Первоначально его разрабатывал Институт экономики и социальной политики, затем Комитет Госдумы РФ по культуре при поддержке Российского института культурологии. В этой связи необходимо отметить, что почти во всех субъектах Российской Федерации уже приняты законы о культуре. Таким образом получается диссонанс внутри государства, так как в разных регионах культурная сущность понимается по-своему, то есть нет культурной идентичности российского народа.
В связи с вступлением нашего государства во Всемирную торговую организацию (ВТО) встала первоочередная задача привести законодательство, например, в области архитектурной деятельности в соответствие с правилами ВТО. Поэтому в октябре 2012 года на съезде архитекторов России было принято решение об учреждении Национальной палаты архитекторов, основной задачей которой стало упорядочивание архитектурной деятельности, создание реестра аттестованных архитекторов Российской Федерации. Это стало прорывом вперед, так как его палата взяла под защиту авторские права архитекторов и стала формировать активную, а главное здоровую конкуренцию, ограждать общество от непрофессионалов. При этом Союз архитекторов остается общественной организацией, которая специализируется на творческом подходе: организует выставки, фестивали, конференции и т.д. Таким образом Союз архитекторов и его палата четко разграничили свои полномочия.
В конце сентября 2013 года состоялся I Международный съезд реставраторов, призванный помочь развитию системы общественно-государственного партнерства по сохранению памятников истории и культуры, а также эффективного их использования, развитию реставрационной отрасли. В работе съезда приняли участие не только специалисты-эксперты в области реставрации из 70 регионов Российской Федерации и 12 стран мира, но и представители власти, Московской Патриархии Русской Православной Церкви. В ходе работы съезда была сформулирована основная цель – выделить в отдельную экономическую отрасль деятельность по сохранению объектов культурного наследия и закрепить все изменения на законодательном уровне. Для этого было намечено решить ряд важнейших задач, а именно: 1. выработать единые стандарты в области нормативно-правового регулирования реставрационной отрасли; 2. отработать механизм сотрудничества с общественными организациями для привлечения общественного внимания к вопросам сохранения исторических памятников культуры; 3. привлечь внебюджетные источники финансирования для проведения реставрационных работ объектов культурного наследия.
Чтобы привлечь внимание общества к решению многосложных вопросов развития культуры в современном мире, сохранения культурного и исторического наследия русского общества, президент подписал Указ, по которому 2014 год был объявлен годом культуры в России.9 Для проведения многочисленных культурных мероприятий был образован Организационный комитет по проведению в России года культуры. Его председателем была назначена В.И. Матвиенко, которая является в настоящее время Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
3 февраля 1914 года на заседании Совета по культуре и искусству выступил президент В.В. Путин с предложением подготовки и реализации новой программы, которая должна стать основой государственной культурной политики. Причем работать в данном направлении должны не только деятели культуры и искусства, педагоги, СМИ, общественные организации, но и политические партии и спонсоры.
В рамках начинающегося 2014 года, который объявлен годом культуры, стартует ежегодный XXI Международный Пушкинский театральный фестиваль, который пройдет в Пскове в начале февраля. Основной целью проводимых мероприятий является просветительская деятельность в малых городах России, где не всегда есть свои театры, а поэтому при государственной поддержке должна активно развиваться гастрольная и фестивальная деятельность. В этой связи Президент России признает, что необходима финансовая поддержка детских театров с помощью грантов, развития гастрольной деятельности и при обязательном сохранении региональной ценовой политики в театральной сфере.
Хорошим примером государственной деятельности в области культуры может служить созданный еще в 1994 году Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Создание Фонда было приурочено торжественным событиям, посвященным празднованию 100-летия мирового и российского кинематографа, а решением Правительства Российской Федерации в 2009 году была утверждена новая редакция Устава фонда, которая значительно расширила круг его задач и полномочий.10 В 2013 году таким фильмам, как «Легенда 17» и «Сталинград» фонд кино оказал финансовое содействие, и они вошли в «десятку» лучших отечественных фильмов российского кинопроката.
В целом вклад деятелей культуры и искусства в воспитание подрастающего поколения поощряется государством. Кроме принятых мер в 2014 году планируется присудить президентские премии по 2,5 миллиона рублей за лучшие произведения искусства и литературы.
Глава V