Раздел 4. Информационные технологии, применяемые на занятиях
Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Эти средства применяются посредством компьютеров, что значительно расширяет возможности представления учебной информации. Возможность применения мультимедийных форматов (компьютерной графики, звука в сочетании с современными средствами видеотехники), позволяет моделировать различные ситуации и среды, выводя занятия на качественно более высокий уровень.
Использование дополнительных технических средств, таких как мультимедийный проектор и интерактивная доска, могут дополнительно повысить уровень усвоения знаний учащимися при помощи визуализации информации. Можно выделить основные возможности использования компьютера в учебном процессе: работа с обучающими программами; выполнение математических вычислений; поиск информации; моделирование различных процессов;
Мультимедийный проектор (Видеопроектор) – техническое средство, предназначенное для проецирования различных изображений на большой экран с источника видеосигнала. Мультимедийный проектор позволяет:
· пользоваться любыми компьютерными приложениями;
· использовать на занятиях обучающие видеофайлы;
· демонстрировать презентацию для аудитории;
· использовать материалы глобальной сети Интернет.
Применение проектора в учебной деятельности позволяет увеличить уровень наглядности учебного процесса. Графопроектор – это техническое средство для проецирования на экран изображений, нанесённых на филии (кодограммы) стандартного формата A4. Графопроектор может быть также использован при демонстрации других прозрачных объектов (колб, пробирок), динамических иллюстраций волновых и оптических явлений, химических реакций.
Слайд-проектор – техническое средство, предназначенное для проецирования статической информации с точной цветопередачей относительно носителя информации (слайда) и автоматической подстройкой фокуса резкости изображения. Как и мультимедийный проектор, графопроектор и слайд-проектор позволяют увеличить наглядность преподаваемого материала. Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаётся на доску при помощи мультимедийного проектора проектор. Для работы интерактивной доски необходимо установленное на компьютере специальное программное обеспечение. Только в этом случае сенсорный экран будет реагировать на действия пользователя. Для нанесения записей на доску предназначены специальные маркеры. При касании доски сигнал передаётся на компьютер, и программное обеспечение выполняет требуемое действие. Писать можно непосредственно на экране.
Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой проекции проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной проекции проектор устанавливается за доской. В процессе обучения так же возможно использование аудиопроигрывателей, видеопроигрывателей, DVD-плееров и др.
Одной из важных задач современного образования является организация доступа к электронным информационным ресурсам. Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является создание электронных библиотек.
Электронные библиотеки – это распределенные каталогизированные информационные системы, позволяющие хранить, обрабатывать, распространять, анализировать, а также организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Электронные библиотеки являются новым этапом в развитии обычных (традиционных) библиотек. Электронные библиотеки ориентированы на анализ, поиск данных, а также на структуризацию, классификацию и систематизацию информации.
Традиционные библиотеки – только на систематизацию по определенным правилам; по организационной структуре. Электронная библиотека является электронным ресурсом, который может включать в себя ресурсы, принадлежащие не одной организации, а различным организациям или даже частным лицам; технологические принципы формирования ресурсов фонда библиотеки и обслуживания клиентов. Основными целями электронных библиотек на сегодняшний день являются:
· сделать информацию более доступной;
· содействовать сохранению научного и культурного наследия;
· повысить эффективности работы и обучения.
Благодаря широкому распространению доступа к глобальной вычислительной сети Интернет электронные библиотеки становятся доступны практически всем. Библиотеки в Интернет в основном бывают двух видов: неспециализированные библиотеки; специализированные библиотеки, содержащие только тематическую литературу. Благодаря электронным библиотекам, ученик имеет возможность получать новые знания, не выходя из дома. Вебинары. Дистанционное образование в последнее время приобретает для жителей нашей страны все большее значение.
Используя современные информационно-коммуникационные технологии, люди могут учиться или принимать участие в конференциях не выходя из дома. Это возможно за счёт технологии вебинаров. Вебинары – это семинары или конференции, которые проводятся в удалённом (дистанционном) режиме через Интернет с использованием соответствующих технических средств. Для проведения вебинаров необходимо иметь наушники, микрофон и веб-камера, а также программное обеспечение для проведения вебинаров.
Функции, которые вебинары предоставляют пользователям:
· слайдовые презентации;
· видео в режиме реального времени (обычно через веб-камеру);
· аудио-связь в режиме реального времени с использованием наушников и микрофона;
· запись для последующего просмотра и прослушивания;
· текстовый чат для сеансов вопросов и ответов в режиме реального времени; голосования и выборочные опросы; удалённый рабочий стол и совместное использование приложений.
Преимущества использования вебинаров: независимость от территориальной удалённости обучающегося от места обучения; уменьшение финансовых расходов на аренду помещений, кофе-брейки, распечатку раздаточных материалов; все вебинары записываются на электронные носители, что позволяет в дальнейшем использовать учебные материалы повторно. Основным недостатком вебинаров является ограничение обратной связи для участников.
Список изученной литературы
1. Афонькина Ю.А. Технология психолого-педагогической оценки развития детей раннего возраста // Инновационные и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С. 84-86.
2. Булычева Н.Н., Гапоненко Т.П. Практико-ориентированное обучение как основа подготовки конкурентоспособного специалиста http://vlzptt.ru/_ld/0/12__..doc (дата обращения: 02.02.2016).
3. Буякова А.А. Управление брендом компании как предмет консалтингового проекта // Модернизационные процессы развития экономики. Сборник научных трудов молодых ученых. – Омск, Изд-во ОмГТУ, 2014- С. 32-36.
4. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. – М.: Дело и сервис, 2010. – 176 с.
5. Вертакова Ю., Харченко Е. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Кнорус, 2011. – 328 с.
6. Волнистая М.Г. Проблема повышения качества высшего образования в условиях интеграции образования, науки и производства // Пути повышения качества профессионального образования подготовки студентов: материалы междунар. науч.-прак. конф. – Минск, 2010. – С. 23-25.
7. Гусакова Т.М, Кузнецова Н.М. Обучение информационным технологиям как фактор развития инновационных процессов в образовании // Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. – М.: ИОСО РАО, 2003. - С. 8-11.
8. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2013. – 520 с.
9. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013 . – 48 с.
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. – Режим доступа: http://pedsovet.org/ (дата обращения: 02.02.2016).
11. Кучуков Р.А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России. - М.: Экономика, 2012. – 412 с.
12. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: Высшее образование, 2010. – 503 с.
13. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. Учебник. – М., Экономик, 2013. – 495 с.
14. Лукина Н.П. Аксиологические основания научного образования в информационном обществе (постановка проблемы). URL: http://huminf.tsu.ru/bib/lukina/lnp13_axiology.pdf (дата обращения: 20.02.2016).
15. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
16. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 320 с.