Раздел 3. Научно-методическое обеспечение организации проведения занятий
Методическая работа преподавателя должна быть отражена в его индивидуальном плане. Она включает в себя:
· разработку учебно-методических комплексов по вновь вводимым дисциплинам и подготовка их к изданию;
· переработку учебно-методических комплексов и подготовку их к изданию;
· разработку тематических планов изучения учебных дисциплин;
· переработку лекций;
· разработку планов для проведения групповых занятий;
· разработку методических материалов: тестов, заданий, вопросов, экзаменационных билетов и др.;
· разработку дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе;
· контрольные посещения заведующим кафедрой, его заместителем и профессорами кафедры учебных и методических занятий, проводимых профессорами, доцентами, преподавателями и ассистентами;
· участие в работе научно-методического совета и учебно-методических комиссий;
· участие в научно-методических конференциях, совещаниях, семинарах;
· участие профессорско-преподавательского состава в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Основными формами методической работы вуза являются: учебно-методические и методические совещания, межкафедральные методические семинары и совещания, научно-методические конференции и семинары, методические занятия, педагогические и методические эксперименты.
Учебно-методическое совещание в институте проводится перед началом или в начале учебного года. Оно, как правило, начинается пленарным заседанием, на котором подводятся итоги работы за прошедший учебный год (семестр) и ставятся задачи на новый учебный год (семестр). При этом особое внимание уделяется вопросам учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, новым методам и приемам обучения и воспитания аспирантов и студентов. В основном докладе подводятся итоги учебной работы, конкурсов на лучшую кафедру и лучшего преподавателя (методиста). На пленарном заседании целесообразно представить вновь назначенных на должности преподавателей. Дальнейшая работа учебно-методического совещания проходит по кафедрам, на заседаниях которых подводятся итоги работы профессорско-преподавательского состава кафедр за прошедший период, определяются задачи на новый учебный год (семестр), рассматриваются и обсуждаются вопросы совершенствования преподавания учебных дисциплин, учебно-лабораторной базы и другие важные вопросы обучения студентов.
Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебного процесса: методики проведения учебных занятий, взаимосвязи смежных учебных дисциплин организации и проведения практики, подготовки выпускной квалификационной работы и др. Они организуются и проводятся на факультетах и кафедрах.
По отдельным частным методическим вопросам в течение учебного года под руководством декана (заместителя декана) факультетов проводятся межкафедральные методические семинары и совещания, на которых обсуждаются вопросы согласования программ учебных дисциплин, особенности методики проведения учебных занятий на всех формах обучения студентов, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация и проведение различных видов практики, организация и подготовка дипломных работ и проектов.
Научно-методические конференции и семинары проводятся на факультетах и кафедрах с рассмотрением на них результатов научно-методических исследований по проблемам учебного процесса, путей дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросов внедрения новых информационных технологий, методов и средств обучения и др. На научно-методических конференциях разрабатываются рекомендации, утверждаемые должностными лицами, по решению которых они проводились.
Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам университета, факультета и кафедры.
Инструкторско-методические занятия планируются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики занятий, освоения новых, более эффективных педагогических технологий. Они проводятся перед профессорско-преподавательским составом кафедры, как правило, лектором по соответствующей дисциплине и ее разделам.
Инструкторско-методические занятия организуют и проводят заведующие кафедрами, их заместители, опытные профессора и доценты кафедры.
Инструкторско-методические занятия позволяют профессорско-преподавательскому составу кафедры уяснить организацию и методику изложения материала по учебной дисциплине (разделу, теме).
Показные занятия (мастер-класс) проводятся по наиболее сложным и недостаточно разработанным в методическом отношении темам и призваны передать профессорско-преподавательскому составу кафедры педагогический опыт, показать образцовую организацию и методику их проведения.
Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий с обучающимися в присутствии всего профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры.
Открытые занятия представляют собой важную форму методических занятий, которые проводятся в целях изучения, обобщения и обмена опытом проведения учебного занятия, оказания помощи преподавателям и аспирантам в формировании и совершенствовании методики его организации и проведения.
Открытые занятия проводятся всеми преподавателями кафедры в соответствии с расписанием учебных занятий с обучающимися в присутствии профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры.
Пробные занятия являются одной из форм методических занятий, которые проводят начинающие преподаватели и аспиранты в присутствии профессорско-преподавательского состава кафедры в целях определения их подготовленности и допуска к самостоятельному проведению учебных занятий со студентами. На пробных занятиях рассматриваются организация и методика проведения учебных занятий по новым темам и вопросам, определяется целесообразность использования новых технологий обучения студентов.
Периодичность проведения методических занятий на кафедре должна быть, как правило, следующей:
· инструкторско-методические занятия – одно-два занятия за учебный год;
· показные занятия – не менее одного раза в семестр;
· открытые занятия – не менее двух раз в семестр;
· пробные занятия – по числу начинающих преподавателей и аспирантов.
Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры, протоколы которых хранятся на кафедре. Результаты проведенного методического занятия и его оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий.
Педагогический и методический эксперименты – это специально организованная проверка того или иного метода и приема учебной деятельности в целях выявления его действенности и эффективности. Эксперимент предполагает рождение нового учебного и методического опыта, в котором активную роль должны играть предполагаемые и проверяемые педагогические новые знания.
Педагогический и методический эксперименты организуются по решению Ученого совета института (Совета филиала) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научно-методических исследований в области высшего профессионального образования, внедрения в учебный процесс новых информационных технологий, достижений педагогической науки и практики. Результаты экспериментов обсуждаются на кафедре и на заседании Совета факультета.
План-программа педагогического и методического экспериментов включает: тему, время проведения эксперимента, группу студентов (аспирантов) и целевую установку. В плане-программе фиксируются: научная гипотеза, порядок проведения эксперимента, его результаты, их обработка и порядок обоснования выводов и рекомендаций по их реализации.
При проведении педагогического и методического экспериментов ведется протокол наблюдений и хронометрирование занятий. Данные о его результатах накапливаются в ходе бесед со студентами, анкетирования, проведения контрольных работ (летучек) и т. п.
Важной задачей анализа результатов эксперимента является оценка эффективности используемых приемов и методов обучения по определенным критериям.
Обработка данных эксперимента завершается формированием выводов и заключения, которые включают:
· заключение о реализации гипотезы, положенной в основу эксперимента, соотношение выводов с общей и частной гипотезой;
· четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы;
· оценку степени надежности и обоснованности выводов;
· практические предложения о внедрении в практику учебного процесса результатов проведенного исследования.