Методы познавательные - эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно- дедуктивный.
Практические:
а) закрепить (старое) умение различать простые и сложные предложения;
б) сформировать (новое) умение различать виды сложных предложений( ССП,СПП, БСП, ССК).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. | С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. | |||
Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Средства связи | Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. Отличительные особенности, признаки, функции, классификация | |||
Интонация | Универсальное средство связи частей СП: характерно для всех типов СП, особенно значимо в БСП. Основные функции:
| |||
Союзы | Одно из основных средств связи Используются в ССП и СПП По синтаксическим свойствам | |||
1-й уровень (структура) | открытых структур (повторяющиеся) | закрытых структур (неповторяющиеся) | ||
2-й уровень (характер выражаемых отношений) | связывают однородные члены и относительно независимые части СП (сочинительные) | не связывают однородные члены, соединяют зависимые части СП (подчинительные) | ||
3-й уровень (закрепленность) | фиксированное место (союзы негибких структур) | нефиксированное место (союзы гибких структур) | ||
По значению | ||||
семантические | синтаксические | |||
Союзные слова | Слова-ссылки, слова-заменители Выражены местоимениями и наречиями Двуфункциональны:
| |||
Указательные слова | Конструктивно обязательные и конструктивно необязательные Присловные и самостоятельно значимые (конструктивно обязательные) в нерасчлененных структурах СПП, присоставные – в расчлененных структурах Используются лишь в СПП (ГЧ) | |||
Порядок следования частей | Фиксированный – нефиксированный Изменение порядка следования частей может привести к изменению смысловых отношений между ними (БСП). | |||
Видо-временное соотношение форм глаголов-сказуемых | Зависит от смыслового соотношения частей СП. | |||
Подведение итогов урока. Контролирует результаты учебной деятельности. Систематизирует и обобщает совместное достижение. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Проводит рефлексию. | |||
Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. | |||
:
Дата: Класс: 9 50 урок | |||
Тема: Анализ и составление текстов публицистического, научного, художественного стилей различных типов речи с использованием сложных предложений с разными видами связи. | |||
Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. | С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. | Пазлы |
10 мин. | II. Подготовка к восприятию новой темы.Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре? А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея. Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!» В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность. Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола. (Ответ: б,в,г. Предложения простые) | Демонстрируют свои знания, умения. | Карточки |
20 мин. | III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Публицистический стиль Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы. В публицистике используется лексика разных пластов: книжная( свершение, индустрия); Разговорная( молодчик, шумиха); Термины( атмосфера, деликатничать)... Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка. Стиль художественной литературы Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. | Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер. | Карточки |
5 мин. | Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Ромашка Блума». Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю. – На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности. 1 группа “Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”. 2 группа Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья. В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан. 3 группа Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы. Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”. Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8. | Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. | |
5 мин. | V. Подведение урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Дерево Блоба Стикеры |
2 мин. | VI. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 51 урок | |||
Тема: Аннотация, заявление, эссе, заметка в газету с использованием сложных предложений. | |||
Цель урока: Повторение изученного о публицистическом стиле. 2. Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля. 3. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля. 4. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.5. Формирование умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится...». | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | Мяч |
10 мин. | II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу с помощью метода «Поп-корн». | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. | |
20 мин. | III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Осуществляет изучение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. Человеку для ориентации в мире нужна всесторонняя информация. Она помогает ему узнавать о существовании каких-либо явлений, оценивать их значимость, определять возможные варианты собственных действий. Заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения. Заметка бывает двух видов: информационная и оценочно-информационная. Информационная заметка. Основой информационной заметки является описание фактов. Это последовательное изложение ответов на вопросы: что произошло? где? когда? почему? как?. Ответы на эти вопросы и составляют структурные элементы заметки этого вида. | Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. | Учебник |
10 мин. | V. Итог урока. Предлагает учащимся перфокарты. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. 1 группа 2 группа 3 группа Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. | Ученики заполняют перфокарты. Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Перфокарты Светофор Стикеры |
2 мин. | V. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 52 урок | |||
Тема: Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи. | |||
Цель урока: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; - развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности; | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | |
3 мин. | Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». | Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы. | |
10 мин. | II. Проверка пройденного материала.Проверяет домашнюю работу. Задание: 1 группа – назвать сложное предложение с сочинительной связью 2 группа - назвать сложное предложение с подчинительной связью; 3 группа - назвать сложное предложение с бессоюзной связью; Сколько предикативных частей входит в состав 4 предложения? Сформулируйте тему урока. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) | Демонстрируют свои знания и умения. | Учебник |
15 мин. | III. Актуализация знаний.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По приему «Проверь себя!» учитель проверяет ранее полученные знания учащихся о словосочетании. а) анализ предложений б) вывод по изученному материалу (формулируют учащиеся, опираясь на схему в) проблемная демонстрация «Знаки препинания между сочинительным и подчинительным союзами в сложном предложении» г) работа с учебником (сравнить свои наблюдения и выводы с материалом | Ученики индивидуально работают над тестовыми вопросами. | Тестовые вопросы |
10 мин. | Закрепление урока. Предлагает группам выбрать одно из предложенных стихотворений. 1 группа 1. Можно часами смотреть на цветущую яблоньку, которая похожа на невесту. 2. Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 3. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах. 4. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят жаворонки, что кружат высоко в небе. 2 группа 1. Густые липы те ж, но заросли слова, Которые в тени я вырезал искусно, Хватает за ноги заглохшая трава, И чувствую: в лесу мне будет грустно. (А. Фет) 2. Украдкою в мое окно Глядело бледное светило, И мне казалось, что оно Мою дремоту сторожило. (Ф. Тютчев) 3. Земля наша щедра и плодородна : луга, леса, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, которые в большинстве своем являются лечебными. 4. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, а дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 3 группа (Расставить знаки препинания, начертить схему) Как весел грохот летних бурь Когда вздымая прах летучий Гроза нахлынувшая тучей Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно (Ф. Тютчев) | Группы выбирают одно из предложенных стихотворений, читают выразительно, обращая внимание на словосочетания. Определяют способы связи словосочетаний в предложениях. | |
5 мин. | V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? | Оценивают свою работу. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | светофор стикеры |
2 мин. | VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 8 53 урок | |||
Тема: Тестирование | |||
Цель урока: обобщить и ситематизировать знания учащихся по пройденным темам. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится». | Ученики кидая друг другу мяч, называют хорошие качества своих одноклассников. | мяч |
35 мин. | III. Актуализация знаний.Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. | Под диктовку учителя записывают диктант. | |
5 мин. | V.Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. | Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. | светофор стикеры |
2 мин. | VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 урок 54 | |||
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. | |||
Цель урока: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания; познакомить с синтаксическим разбором сложных предложений с разными видами связи. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | |
10 мин. | II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку пройденной темы. Какова тема текста, главная мысль текста? Стиль? Тип речи? 1-я и 2-я группы выполняют задания в карточке: 1-я группа – расставить знаки препинания. 2-я группа – пользуясь карточкой – информатором, объяснить знаки препинания. 1 группа Глубоко символично, что у слов…………….. и ……………… один корень; для ……………… ёмкое понятие Родины…………….. связано…………………, где ты …………… и ………………, с речкой, на берегах которой прошло твоё……………….. , с …………….. , посаженной вместе с друзьями за …………. . (Родина, многие из нас, дом, природа, родился, неразрывно, детство, роща, вырос, околица) Задание. На месте пропусков нужно вставить слова из скобок. Синтаксический разбор предложения. Проверка на доске. Поставить себе оценку. 2 группа Диктант “Проверяю себя” Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С.Тургенев Проверьте, совпала ли ваша постановка знаков препинания с авторской? Исправьте ошибки. Какую роль играют здесь предложения сложной конструкции? | Демонстрируют свои знания, умения по пройденной теме. | Кубик Блума |
20 мин. | III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По приему «Эврика» осуществляет проверку пройденной темы. Контролирует выполнение записей учащимися. Сложное предложение может состоять из частей, представляющих собой целое сложное предложение. Эти части соединяются так же, как и простые предложения,— без союзов, сочинительными и подчинительными союзами или союзными словами — и образуют известные вам типы сложных предложений. Изучение сложных предложений с различными видами связи имеет большое развивающее значение: вы не только расширяете свои знания о строении сложных предложений, но и развиваете интеллектуальные навыки, поскольку анализ таких предложений всегда связан со сложными мыслительными операциями. | Ученики заполняют перфокарты. проверочные слова. | перфокарты Учебник |
10 мин. | IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? | Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | фишки стикеры |
2 мин. | Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: . Класс: 9 55 урок | |||
Тема: Основные признаки текста: тематическое, композиционное единство, связность, смысловая цельность, модальность | |||
Цель урока: 1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по тексте, известные учащимся по курсу 5-9 классов; 2. дать определение текста; 3. выявить основные признаки текста; 4. дать понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте ; 5. формировать и совершенствовать умения: | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
20 мин. | III. Актуализация знаний Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание: По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал. екст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой. Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»). Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. | Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения. | учебник карточки |
10 мин. | Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока. Выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ. 1 группа 2 группа З группа Заполните схему | Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания. | |
5 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 56 урок | |||
Тема: Диктант | |||
Цель урока: систематизация знаний об однородных членах; контроль умения находить обобщающие слова и правильно употреблять их в речи. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
30 мин. | III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. Предлагает ученикам выполнить грамматическое задание. | Под диктовку учителя записывают диктант. Выполняют грамматическое задание. | Сборник диктантов |
5 мин. | V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. По методу «Телеграмма» проводит рефлексию. - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие знания у вас были крепкими? | Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Ученики пишут телеграмму своему соседу по парте. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Однородные члены предложения». | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата: Класс:9 57 урок | |||
Тема: Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ.. | |||
Цель урока: дать понятие о сложном синтаксическом целом, как происходит строение ССЦ. Воспитать аккуратность и внимание к написанию и произношению предложений с ССЦ. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница» | Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Путаница» | |
5 мин. | II. Проверка домашней работы С помощью приема «Эврика» проверяет домашнюю работу. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | перфокарты |
20 мин. | III. Актуализация знаний Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. По методу «Ассоциативная карта» изучают новый материал. Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Отдельные предложения в составе сложного синтаксического целого объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальных синтаксических средств. От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной связью между частями, их формально-синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и даже структурное единство, что и позволяет выделять эту единицу в синтаксисе. | Ученики составляют ассоциативную карту. Демонстрируют свои знания. Выполняют упражнения. | учебник карточки |
10 мин. | Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Работа с риссунками по группам 1 группа Рассмотрите репродукцию картины Н. Ромадина «Зима». Опишите её, используя материалы текста упражнения. 2 группа Составьте к тексту вопросы и/или тестовые вопросы-задания с двумя вариантами ответа. При выполнении этого задания используйте также иллюстрацию. | Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Демонстрируют свои знания. | Ромашка Блума |
5 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 58 урок | |||
Тема: Текст-повествование с элементами описания. Текст-рассуждение с элементами описания. Рассуждение в разных стилях речи.. | |||
Цель урока: Научиться составлять и записывать текст-повествование с элементами описания и рассуждения по коллективно составленному плану. формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль текста; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной форме | |||
Ожидаемый результат: учащиеся должны повторить теоретический материал по теме; проверить уровень своей пунктуационной компетентности. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент.Приветствие. Проверка состава учебной группы. Проверка готовности к уроку. | Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. | пазлы |
5 мин. | II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Кластер» проверяет домашнюю работу. | Ученики проявляют свои знания. Составляют кластер. | Бумага А4 |
20 мин. | III. Актуализация знаний. По методу «Подумать- сговориться- обсудить» проводит изучение новой темы.Записать предложения, составить их схемы, дать характеристику: Тип текста: Описание 1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце. 2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей. 3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом. 4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления. 5) Текст легко свёртывается. Тип текста: Повествование 1) Соблюдается логическая последовательность. 2) Подчёркивается динамизм, смена событий. 3) Композиция хронологизирована. Тип текста: Рассуждение 1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). 2) Используются размышления, умозаключения, пояснения. 3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности. 4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается. | Демонстрируют свои знания. Ученики фиксируют его в тетрадях. Учащиеся выполняют упражнения. | Учебник |
10 мин. | IV. Закрепление урока. На доске текст. (Задание: вставьте вместо вопросов подходящие обобщающие слова до или после однородных членов) Работа в группах Текст для 1 группы. Моя мама – настоящая красавица. У мамочки короткие вьющиеся волосы. Она их аккуратно причёсывает. Глаза большие, голубого цвета, с длинными ресницами. Мамин взгляд, словно солнышко, светится любовью и нежностью. Нос у мамы прямой, а рот маленький, губы тонкие. У неё очень добрая улыбка. Текст для 2 группы. Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: “Спасибо, кормилица-мать”. Солдат, смертельно раненный шепчет: “За Родину-мать!”. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. По методу«Ассоциативная карта» проводит закрепление урока. | Учащиеся проявляют свои способности по данной теме. | тест |
5 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: - О чем говорили на уроке? - Что удалось без особых усилий? - Что было трудно? | Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Стикеры Светофор |
2 мин. | VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 59 урок | |||
Тема: Сочинение | |||
Цель урока: обобщить и ситематизировать знания учащихся по пройденным темам. . . | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приве |