Способ выражения указательных слов

Разряд Перечень слов Примеры
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский). Прочтите так, чтобы никто не видел(Лесков). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой).
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (Федосеев). Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения (Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия Никто, ничто, нигде, никогда и др. Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа (Лесков).
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно (Лесков).
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (Маршак). Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера(Грин).
Дата: Класс: 9 22 урок
Тема: Средства связи в СПП. Союзы и союзные слова. Роль указательных слов в СПП. Знаки препинания в СПП.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения» через практическую деятельность на уроке; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствует речевую деятельность школьников через комментирование, объяснение, пояснение; * осуществить самооценку деятельности.  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы» Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Атом и молекулы»  
5 мин. III. Проверка домашней работы.С помощью метода «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. Попробуем построить из предложений Молодежь ушла. В клубе стало скучно. все три вида сложных предложений. Получаем: Молодежь ушла, и в клубе стало скучно. Молодежь ушла – в клубе стало скучно. Молодежь ушла: в клубе стало скучно. Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно. Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.   Ученики отвечают на разноуровневые вопросы. Ромашка Блума
20 мин. III. Актуализация знаний   Способ выражения указательных слов - student2.ru . Обобщаем сказанное ребятами. Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. В дальнейшем, работая с ССП, мы неоднократно в этом убедимся, а пока делаем главный вывод. Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания. Ученики выполняют упражнения.   учебник   карточки   Таблицы по теме «СПП»  
10 мин. IV. Закрепление урока.Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме? Расскажите друг другу, что обозначают придаточные сравнения, меры и степени, на какие вопросы отвечают и где располагаются в предложении? Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» - Что тебе понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Насколько трудным был урок? Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    


Итог урока:___________________________________________________________________

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Указательные слова в СПП

В сложноподчинённых предложениях могут быть указательные слова, которые находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение:

Он остался с тем, чтобы доказать свою невиновность (с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так, чтобы никто не видел записки (так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

Наши рекомендации