Тема урок: «Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Знаки препинания в СПП.

Цели урока:повторение изученного материала о сложносочиненном предложении; формирование умения производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП;

обучающие: повторить сведения о СПП, союзах, их соединяющих, значении предложен.; развивающие: развивать навык правильной постановки знаков препинания в ССП, орфографическую зоркость.

Тип урока: повторение изученного материала.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к уроку. Приветствуют учителя. Оформляют первичные записи в тетради (дата, тема урока).
2. Проверка домашнего задания. Предлагает учащимся обменяться тетрадями и по ключу проверить упражнение 98. Взаимопроверка по ключу. Взаимооценивание.
Актуализация знаний. Целеполагание. 1. Задает вопросы: Какая единица является основной в синтаксисе? Что такое предложение? Какие виды предложений вы знаете? Приведите пример простого предложения. Приведите пример сложного предложения. Чем они отличаются друг от друга? Мы всю 1-ую четверть работали с вами по сложному предложению. Итак, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Каковы цели урока? Учащиеся отвечают на вопросы.     Простые и сложные. Количеством граммат-х основ. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
Повторение ранее изученного материала. Работа по 3-ей и 4-ой странице флипчарта. Предлагает ученикам на интерактивной доске распределить предложения на простые и сложные. В чем возникла сложность? Чем осложнены наши простые предложения? Чем ещё они могут быть осложнены? Учащиеся отвечают на вопросы Простые осложненные предложения. ОЧП – обстоятельством, подлежащими, сказуемыми. Обособленными определениями, обстоятельствами.
5. Работа по новой теме. Учебник, стр. 292. Разбор ССП. Стр. 5 флипчарта – обратить внимание на новое в разборе – выделены жирным шрифтом. Стр. 6 флипчарта – дано предложение для разбора. Учебник, упр. 108 – описать ситуации при помощи ССП, произвести их синтаксический разбор. Составить схемы предложений, предоставить их на схемах.     Работа с тестом. Проверка по ключу. Знакомятся с правилами разбора ССП. Он систематически тренировался, и это обеспечило ему победу на соревнованиях. Мне трудно определиться с обучением после окончания девятого класса, и поэтому я попросил совет у мамы. Общ. второст. чл. пр. Мне кажется, у нас с подругой разные увлечения и поэтому нам всегда интересно друг с другом.
6. Рефлексия. Метод «Телеграмма» Написать коротко о том, что он нового узнал на уроке.
Д/з. Выучить план синт. разб. на стр. 292, 1-ый уровень: упр. 100 по заданию, 2-ой уровень: составить, используя ССП, текст рекламы на одну из тем: «Здоровье», «Лучший продукт», «Как предостеречь себя от заболевания гриппом». Произведите синтаксический разбор 2-3 предложений.  


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку. Приветствуют учителя. Оформляют первичные записи в тетради (число и тема урока). Один учащийся работает со слайдом на доске.
2. Введение в тему 1. Задает вопросы: - Какая единица является основной в синтаксисе? - Что такое предложение? -Может предложение состоять из одного слова? - Какие виды предложений вы знаете? - Приведите пример простого предложения. - Приведите пример сложного предложения. - Какие виды сложного предложения вы знаете? 2. Предлагает одному из учащихся восстановить схему «Виды сложных предложений».     3. Просит сформулировать цель урока. 1. Учащиеся отвечают на вопросы.   2. Один учащийся выполняет задание с помощью интерактивной доски, остальные работают на местах, участвуют в обсуждении результата. 3. Формулируют цель урока.
3. Проверка домашнего задания 1. Предлагает одному учащемуся выполнить домашнее задание у доски (ответ на вопрос), у остальных проверяет выполнение первого задания в тетради. (А1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?» 1) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки. 2) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это. 3) Когда зацвел багульник, все решили, что Костя – волшебник. 4) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Кости – своя жизнь, о которой она ничего не знала. 2. Приглашает учащегося выполнить у доски второе задание (синтаксический разбор предложения №4, схема предложения). 1. Один учащийся выполняет задание у доски.   2.Один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения № 4, составляет его схему. Остальные ученики проверяют свою домашнюю работу самостоятельно.
4. Повторение ранее изученного материала Физкультминутка 1. Просит назвать виды придаточных предложений. 2. Предлагает учащимся выполнить задания: · в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове: Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,(4) о которой никто, (5)видимо,(6) не имел представления. · найдите в тексте фразеологизм и дайте определение. · укажите, в каком значении употребляется в отрывке слово «представление». 1) домысел, плод фантазии 2) знакомство с кем-либо 3) знание о чем-либо 4) спектакль, зрелище. · замените словосочетание «не имел представления» стилистически нейтральным синонимом. · замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. · укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Что такое метафора? 1) Однажды он принес в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. 2) Это у него была такса – черная головешка на четырех ножках. 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! 4) Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. · выписать СПП, объяснить графически постановку знаков препинания, построить схему предложения. Учитель просит учащихся закрыть глаза, представить, что наступила весна, расслабиться, послушать щебетание птиц. 3. Приглашает одного ученика рассказать о видах подчинения придаточных. 4. Предлагает выполнить задание: · в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. 5. 1 вариант – выполнить синтаксический разбор предложения, 2вариант – выполнить пунктуационный разбор предложения. 1. Один учащийся у доски выполняет задание, используя презентацию Smart Notebook. 2. Ученики работают над заданиями, выполняя пунктуационный разбор СПП предложений.     Расслабляются, отдыхают, снимают усталость с глаз. 3. Учащийся рассказывает о видах подчинения придаточных, используя презентацию Smart Notebook. 4. Выполняют задание, после чего проверяют его с помощью презентации Smart Notebook.   5. Самостоятельно выполняют задание по вариантам с последующей взаимопроверкой.
5. Закрепление знаний и умений 1.Учитель предлагает соединить половинки сложных предложений, найти предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? 2. Предлагают выполнить работу с тестами. 1.Работают в парах. Результаты анализируют.     2. Выполняют тестовую работу, самостоятельно проверяют её по ключу, оценивают свою деятельность.
6. Обобщение. Итоги урока. Организует беседу обобщающего характера. Комментирует оценки, работу учащихся. Отвечают на вопросы учителя.
7. Домашнее задание Учитель поясняет домашнее задание (приготовиться к диктанту по теме СПП). Записывают в дневники.
8. Рефлексия Спрашивает учащихся, выполнили ли они поставленную в начале урока цель, предлагает оценить свою деятельность с помощью слайда с изображением дерева. Анализируют и оценивают свою деятельность с помощью презентации Smart Notebook. Если во время урока у учащегося не возникло затруднений, он выбирает зеленый лист и располагает его на дереве. Если затруднения возникли - желтый, если же работать было тяжело, поставленные цели не выполнены – красный.


Дата: Класс: 9 20 урок
Тема: Сочинение-рассуждение.
Цель урока: научить выявлять способы передачи чужой речи; объяснить учащимся особенности строения предложений с прямой и косвенной речью и правила расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Ученики отвечают на вопросы учителя.  
30 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. Предлагает ученикам выполнить грамматическое задание. Под диктовку учителя записывают диктант. Выполняют грамматическое задание. Сборник диктантов
5 мин. V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие знания у вас были крепкими?   Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. фишки   стикеры
2 мин. VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Прямая и косвенная речь». Записывают домашнюю работу в дневниках.    
Дата: Класс: 9 21 урок
Тема: Понятие о СПП. Место придаточной части по отношению к главной
Цель урока: учиться определять место придаточной части по отношению к главной.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Мне в тебе нравится» Мяч
5 мин. II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет проверку домашней работы. Ученики составляют ассоциативную карту. Бумага А4
20 мин. III. Актуализация знаний Беседа по теме «СПП». - На какие вопросы отвечают придаточные цели, причины, времени, следствия, условия, места? - Как они присоединяются к главной части? - Как ставятся знаки препинания при составных союзах? Предлагает ученикам 1-3 упражнение. Ученики отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют свои знания. Ученики выполняют упражнения.   учебник   карточки   Таблицы по теме «СПП»  
10 мин. IV. Закрепление урока.Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме? Расскажите друг другу, что обозначают придаточные уступки, на какие вопросы отвечают и где располагаются в предложении? Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» - Что тебе понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Насколько трудным был урок? Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

Итог урока:___________________________________________________________________

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Наши рекомендации