Тема урок: «Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Знаки препинания в СПП.
Цели урока:повторение изученного материала о сложносочиненном предложении; формирование умения производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП;
обучающие: повторить сведения о СПП, союзах, их соединяющих, значении предложен.; развивающие: развивать навык правильной постановки знаков препинания в ССП, орфографическую зоркость.
Тип урока: повторение изученного материала.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к уроку. | Приветствуют учителя. Оформляют первичные записи в тетради (дата, тема урока). |
2. | Проверка домашнего задания. | Предлагает учащимся обменяться тетрадями и по ключу проверить упражнение 98. | Взаимопроверка по ключу. Взаимооценивание. |
Актуализация знаний. Целеполагание. | 1. Задает вопросы: Какая единица является основной в синтаксисе? Что такое предложение? Какие виды предложений вы знаете? Приведите пример простого предложения. Приведите пример сложного предложения. Чем они отличаются друг от друга? Мы всю 1-ую четверть работали с вами по сложному предложению. Итак, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Каковы цели урока? | Учащиеся отвечают на вопросы. Простые и сложные. Количеством граммат-х основ. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | |
Повторение ранее изученного материала. Работа по 3-ей и 4-ой странице флипчарта. | Предлагает ученикам на интерактивной доске распределить предложения на простые и сложные. В чем возникла сложность? Чем осложнены наши простые предложения? Чем ещё они могут быть осложнены? | Учащиеся отвечают на вопросы Простые осложненные предложения. ОЧП – обстоятельством, подлежащими, сказуемыми. Обособленными определениями, обстоятельствами. | |
5. | Работа по новой теме. | Учебник, стр. 292. Разбор ССП. Стр. 5 флипчарта – обратить внимание на новое в разборе – выделены жирным шрифтом. Стр. 6 флипчарта – дано предложение для разбора. Учебник, упр. 108 – описать ситуации при помощи ССП, произвести их синтаксический разбор. Составить схемы предложений, предоставить их на схемах. Работа с тестом. Проверка по ключу. | Знакомятся с правилами разбора ССП. Он систематически тренировался, и это обеспечило ему победу на соревнованиях. Мне трудно определиться с обучением после окончания девятого класса, и поэтому я попросил совет у мамы. Общ. второст. чл. пр. Мне кажется, у нас с подругой разные увлечения и поэтому нам всегда интересно друг с другом. |
6. | Рефлексия. | Метод «Телеграмма» | Написать коротко о том, что он нового узнал на уроке. |
Д/з. | Выучить план синт. разб. на стр. 292, 1-ый уровень: упр. 100 по заданию, 2-ой уровень: составить, используя ССП, текст рекламы на одну из тем: «Здоровье», «Лучший продукт», «Как предостеречь себя от заболевания гриппом». Произведите синтаксический разбор 2-3 предложений. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку. | Приветствуют учителя. Оформляют первичные записи в тетради (число и тема урока). Один учащийся работает со слайдом на доске. |
2. | Введение в тему | 1. Задает вопросы: - Какая единица является основной в синтаксисе? - Что такое предложение? -Может предложение состоять из одного слова? - Какие виды предложений вы знаете? - Приведите пример простого предложения. - Приведите пример сложного предложения. - Какие виды сложного предложения вы знаете? 2. Предлагает одному из учащихся восстановить схему «Виды сложных предложений». 3. Просит сформулировать цель урока. | 1. Учащиеся отвечают на вопросы. 2. Один учащийся выполняет задание с помощью интерактивной доски, остальные работают на местах, участвуют в обсуждении результата. 3. Формулируют цель урока. |
3. | Проверка домашнего задания | 1. Предлагает одному учащемуся выполнить домашнее задание у доски (ответ на вопрос), у остальных проверяет выполнение первого задания в тетради. (А1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?» 1) Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки. 2) Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это. 3) Когда зацвел багульник, все решили, что Костя – волшебник. 4) Евгения Ивановна начала догадываться, что у Кости – своя жизнь, о которой она ничего не знала. 2. Приглашает учащегося выполнить у доски второе задание (синтаксический разбор предложения №4, схема предложения). | 1. Один учащийся выполняет задание у доски. 2.Один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения № 4, составляет его схему. Остальные ученики проверяют свою домашнюю работу самостоятельно. |
4. | Повторение ранее изученного материала Физкультминутка | 1. Просит назвать виды придаточных предложений. 2. Предлагает учащимся выполнить задания: · в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове: Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,(4) о которой никто, (5)видимо,(6) не имел представления. · найдите в тексте фразеологизм и дайте определение. · укажите, в каком значении употребляется в отрывке слово «представление». 1) домысел, плод фантазии 2) знакомство с кем-либо 3) знание о чем-либо 4) спектакль, зрелище. · замените словосочетание «не имел представления» стилистически нейтральным синонимом. · замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. · укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Что такое метафора? 1) Однажды он принес в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой. 2) Это у него была такса – черная головешка на четырех ножках. 3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! 4) Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. · выписать СПП, объяснить графически постановку знаков препинания, построить схему предложения. Учитель просит учащихся закрыть глаза, представить, что наступила весна, расслабиться, послушать щебетание птиц. 3. Приглашает одного ученика рассказать о видах подчинения придаточных. 4. Предлагает выполнить задание: · в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. 5. 1 вариант – выполнить синтаксический разбор предложения, 2вариант – выполнить пунктуационный разбор предложения. | 1. Один учащийся у доски выполняет задание, используя презентацию Smart Notebook. 2. Ученики работают над заданиями, выполняя пунктуационный разбор СПП предложений. Расслабляются, отдыхают, снимают усталость с глаз. 3. Учащийся рассказывает о видах подчинения придаточных, используя презентацию Smart Notebook. 4. Выполняют задание, после чего проверяют его с помощью презентации Smart Notebook. 5. Самостоятельно выполняют задание по вариантам с последующей взаимопроверкой. |
5. | Закрепление знаний и умений | 1.Учитель предлагает соединить половинки сложных предложений, найти предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее? 2. Предлагают выполнить работу с тестами. | 1.Работают в парах. Результаты анализируют. 2. Выполняют тестовую работу, самостоятельно проверяют её по ключу, оценивают свою деятельность. |
6. | Обобщение. Итоги урока. | Организует беседу обобщающего характера. Комментирует оценки, работу учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. |
7. | Домашнее задание | Учитель поясняет домашнее задание (приготовиться к диктанту по теме СПП). | Записывают в дневники. |
8. | Рефлексия | Спрашивает учащихся, выполнили ли они поставленную в начале урока цель, предлагает оценить свою деятельность с помощью слайда с изображением дерева. | Анализируют и оценивают свою деятельность с помощью презентации Smart Notebook. Если во время урока у учащегося не возникло затруднений, он выбирает зеленый лист и располагает его на дереве. Если затруднения возникли - желтый, если же работать было тяжело, поставленные цели не выполнены – красный. |
Дата: Класс: 9 20 урок | |||
Тема: Сочинение-рассуждение. | |||
Цель урока: научить выявлять способы передачи чужой речи; объяснить учащимся особенности строения предложений с прямой и косвенной речью и правила расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
30 мин. | III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Диктует ученикам текст. Предлагает ученикам выполнить грамматическое задание. | Под диктовку учителя записывают диктант. Выполняют грамматическое задание. | Сборник диктантов |
5 мин. | V. Итог урока. Организует индивидуальную работу над текстом. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма» - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие знания у вас были крепкими? | Ученики индивидуально работают над предложенными заданиями. Пишут телеграмму своим одноклассникам. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы: Повторить теоретический материал по теме «Прямая и косвенная речь». | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Дата: Класс: 9 21 урок | |||
Тема: Понятие о СПП. Место придаточной части по отношению к главной | |||
Цель урока: учиться определять место придаточной части по отношению к главной. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится» | Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Мне в тебе нравится» | Мяч |
5 мин. | II. Проверка домашней работы.С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет проверку домашней работы. | Ученики составляют ассоциативную карту. | Бумага А4 |
20 мин. | III. Актуализация знаний Беседа по теме «СПП». - На какие вопросы отвечают придаточные цели, причины, времени, следствия, условия, места? - Как они присоединяются к главной части? - Как ставятся знаки препинания при составных союзах? Предлагает ученикам 1-3 упражнение. | Ученики отвечают на вопросы учителя. Демонстрируют свои знания. Ученики выполняют упражнения. | учебник карточки Таблицы по теме «СПП» |
10 мин. | IV. Закрепление урока.Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме? Расскажите друг другу, что обозначают придаточные уступки, на какие вопросы отвечают и где располагаются в предложении? | Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников. | |
5 мин. | V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» - Что тебе понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Насколько трудным был урок? Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________