Отличие нормативно-правового акта от акта применения права.
Нормативный правовой акт – это официальный акт-документ, издаваемый специально уполномоченными государственными органами и содержащий нормы права.
Акт применения права– это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Общие положения:
· Это правовые акты
· Они принимаются и обеспечиваются компетентными органами
· Выступают властными по своему характеру документами
В отличие от нормативного акта правоприменительный акт:
· Применяется именно на основе нормативного
· Конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям
· Носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер
· Не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение
· Выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений
Закон и его верховенство в системе нормативных правовых актов. Виды законов.
Закон – это нормативный правовой акт, принимаемые исключительно представительными (законодательными) органами власти или народом на референдуме в особом процессуальном порядке, установленном Конституцией РФ, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Виды законов:
1) По юридической силе:
- Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющийконституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.
- Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными и органически связанным с Конституцией.
- Федеральные законы – акты текущего законодательства
- Законы субъектов федерации – издаются их представительными органами
2) По сфере действия:
- Общефедеральные законы
- Законы субъектов федерации
3) По субъектам правотворчества:
- Принятые законодательными органами
- Народом на референдуме
4) По времени действия:
- Постоянные
- Временные
Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации.
Законотворчество – главная составная часть правотворческого процесса; сложный, неоднородный процесс, который включает в себя следующие стадии:
1) Законодательная инициатива – закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его – право законодателя. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ.
2) Обсуждение законопроекта – стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные проекты выносятся на всенародное обсуждение.
3) Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона подразделяется на три подстадии:
a) Принятие закона Государственной Думой
b) Одобрение закона Советом Федерации
c) Подписание закона Президентом РФ
4) Опубликование закона
Юридическая техника.
Юридическая техника– это система средств, правил и приёмов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.
Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.
К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.)
К техническим правилам относят:
· Ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов
· Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний
· Последовательность в изложении юридической информации
· Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала
К техническим приёмам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)