Политическая мысль 19-20 веков
Политическая мысль России второй половины XIX и начала XX веков представлена множеством направлений, течений, школ. В это время поисками путей социально-политического развития страны занимались: славянофилы, западники, народники, революционные демократы, анархисты, почвенники, марксисты и т. д. В это время были созданы либеральные концепции о государстве и праве, политико-религиозные концепции.
Одним из направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось славянофильство. представителями были братья Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков. Суть политических идей славянофилов проявилась в идеализации русской старины.. Они считали, что в основе развития российского общества лежит «общинное начало». Этому началу чуждо государство, аппарат которого привнесен в Россию варягами. Только развивая «общинное начало», можно утвердить благопристойный политический и правовой порядок в России. Такой порядок нельзя утвердить путем заимствований тех или иных установлений политической жизни стран Западной Европы, Естественное развитие России, по мнению славянофилов, было нарушено реформами Петра 1.
Политической мысли славянофилов противостояли социально-политические воззрения западников, П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелнн. Название «западники» т.к. доказывали необходимость развития России по образцу стран Западной Европы.
Западники выступали за отмену крепостного права. По их мнению, крепостное право должно отменить правительство, выделив при этом отпускаемым на волю крестьянам небольшие земельные наделы. Причем эту землю, полагали они, крестьяне должны выкупить у помещиков.
Революционно-демократическая политическая мысль в России в 40—60-х годах XIX века с наибольшей полнотой проявилась в учениях А. И. Герцена, В. Г. Белинского, П. Г. Чернышевского и других.
Философ, писатель, революционер А. И. Герцен (1812—1870) свое учение изложил в работах: «О месте человека в природе», «Письма из Франции и Италии», «С того берега», «Русское крепостничество», «Русский народ и социализм», «О развитии революционных идей в России», «Революция в России», «К старому товарищу» и др.
А. И. Герцен был убежден в утверждении социализма. Он полагал, что пример переустройства общества па социалистических началах должна показать Россия. Это она может сделать потому, что у нее есть вес необходимое для этого: сельская община, отвергающая частную собственность, общинное самоуправление, основывающееся на принципах народовластия. По мнению А. И. Герцена, для утверждения социализма необходимо устранить крепостничество и антинародную политику государства,путем радикальных реформ «сверху», либо путем крестьянской революции.
A. И. Герцен считал, что политика, которая осуществляется ради политики, является асоциальной политикой. По его мнению, только та политика является хорошей, которая помогает решать проблемы, стоящие перед обществом, обеспечивает улучшение благосостояния народа.
Заметный вклад в развитие революционно-демократической политической мысли в России внес известный литературный критик В. Г. Белинский (1811 —1848). Как и А. И. Герцен он был убежденным сторонником социалистической идеи. Социализм он представлял гуманным, свободным от угнетения обществом.
B. Г. Белинский считал, что самодержавный строй России «требует строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и будет рано или поздно.Единственной силой такой перестройки, по его мнению, должен стать народ, прежде всего крестьянство.
П.. Г. Чернышевский (1828—1889). «О причинах падения Рима», «Июльская монархия», «Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории», «Капитал и труд», и др. П. Г. Чернышевский большое внимание уделил проблемам социальных противоречий, классовой борьбы, политической деятельности. Политическая жизнь непосредственно зависит от экономической жизни, является выражением экономических потребностей и интересов классов, социальных групп.
И. Г. Чернышевский считал социализм, хотя отдаленным, по неизбежным результатом развития общества, которое базируется на крупном индустриальном производстве, высокоразвитой науке, передовой технике. Средство перехода к социализму Н. Г. Чернышевский видел в крестьянской общине.
Социализм, считал Н. Г. Чернышевский, может утвердиться лишь при замене частной собственности общественной. Переход к социалистическому обществу, по его мнению, возможен только революционным путем.
Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось народничество, видными представителями которого были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и другие.
Народники главным двигателем истории считали критически мыслящие личности. Все они утверждали о специфическом пути России к социализму. По их мнению, Россия может перейти к социализму путем крестьянской революции.
Философ, социолог, публицист П. Л. Лавров (1823—1990) явился главой народников-пропагандистов. «Исторические письма».
П. Н. Ткачев(1844—1886) возгавлял народннков-заговорщиков. Его политические воззрения получили отражение в концепции «экономического материализма», разработанной под явным влиянием идей К. Маркса. По его мнению, прогресс, общества обеспечивается в борьбе экономических интересов общественных классов, личных интересов людей, их стремлений к личному счастью.
Заметным явлением политической мысли России во второй половине XIX века и в начале XX пека явился анархизм, представлявший собой течение, отрицающее политическую власть, провозглашавшее своей целью уничтожение государства. Как идейное течение анархизм возник в странах Западной Европы. В России видными теоретиками анархизма явились М. А. Бакунин, П. Л. Кропоткин.
М. А. Бакунин(1814—1876) был теоретиком коллективистского анархизма. Историю человечества он представлял как эволюционный процесс. По его мнению, атрибутами низшей ступени развития являются религия и государство.— основной источник всех социальных зол. угнетения народных масс, а потому оно должно быть уничтожено., революционным путем. Результатом уничтожения государства должно стать утверждение общества ничем не ограниченной свободы, независимости людей от политической власти. Такое общество представлялось М. А. Бакунину как «свободная федерация крестьянских и рабочих коллективов.
Идеи Бакунина получили дальнейшее развитие в творчестве П. А. Кропоткина (1842—1921), явившегося представителем коммунистического анархизма. П. А. Кропоткин все явления общественной жизни подчинил «биосоциальному закону взаимной .помощи». Согласно этому закону, полагал он, люди стремятся к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Поэтому, люди закономерно должны придти к федераций свободных коммун. революционным путем.
Крупнейшим событием политической жизни в России во второй половине XIX века и в начале XX века явился марксизм. До недавнего времени развитие марксизма в России связывали преимущественно с именем В. И. Ленина. Это верно не в полной мере. Распространение и развитие марксизма в России трудно понять без обращения к работам Н. И. Зибера, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, И. В. Сталина и ряда других.
Одним из первых распространителей марксизма в России явился экономист и социолог Н. И. Зибер (1844—1888).. Зибер утверждал, что «кооперативный строй (социализм) является закономерным результатом развития капитализма.
Г. В. Плеханов (1856—1918) работы: «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и многие другие. Г. В. Плеханов уделил внимание многим проблемам политической жизни. Он продолжил и развил марксистское учение о роли народных масс и личности в историческом процессе, раскрыл взаимосвязь экономики и политики.
Непревзойденным теоретиком марксизма в России явился В. И. Ленин (1870—1924). Его учение стало не только прямым продолжением марксизма, по и качественно новой ступенью его развития в новых исторических условиях. В ленинизме нашли теоретическое решение практически все актуальные проблемы политической жизни, политики. В работах В. И. Ленина творческое развитие получили вопросы политической системы, происхождения, сущности и развития государства. Он разработал учение о партии нового типа, о ее идейных, теоретических, организационных основах, выработал принципы стратегии и тактики партии, раскрыл роль народных масс, классов, личностей в политическом процессе, создал концепцию мирного сосуществования государств с различным социально-политическим строем и т. д.