Политика советского правительства в области культуры

(20-30-е гг. XX в.)

Советские лидеры утверждали, что любая культура носит классовый характер. Ещё до прихода к власти лидер большевистской партии В.И. Ленин называл Россию «культурно ограбленной» в смысле образования и знаний по сравнению с другими странами Европы. Скачок в области культуры, который должна совершить Россия, в одной из своих последних работ Ленин назвал «культурной революцией». Концепции «культурной революции» он не создал, поэтому не было единства мнений относительно её сути. Сам Ленин настаивал на идее преемственности культурного развития человечества.

Ленин считал, что советская культура будет закономерным продолжением развития тех запасов знания, которые человечество выработало под гнётом феодального и капиталистического строя. Новая культура будет вбирать в себя демократические элементы старой, преодолевая элементы реакционные. Главным отличием новой культуры будет то, что достижения, доступные немногим, станут общенародными.

Однако в первые годы Советской власти на призыв большевиков к сотрудничеству с новым правительством откликнулись только самые радикально настроенные, революционные деятели культуры (такие, как поэт-футурист В. Маяковский или реформатор театра В. Мейерхольд). Они настаивали на радикальной ломке устоев старой культуры, её форм и языка. Соглашаясь с большевиками в необходимости создания особой пролетарской культуры, художники-авангардисты идею преемственности культуры считали «замшелым консерватизмом». Созданная авангардистами в 1917 г. независимая организация пролетарской самодеятельности «Пролеткульт» отказалась подчиняться партийным и государственным органам.

Гражданская война и разруха помешали большевикам сразу же взять под контроль решение вопросов культурного строительства. 1918-20 гг. стали временем расцвета «Пролеткульта» и авангардного искусства. Авангард хотел изменять, а не изображать мир. Авангардисты заговорили даже о социальной инженерии, конструировании психики. Авангардист К. Малевич призывал каждые 50 лет уничтожать старые города и сёла ради вечного обновления человечества. Но сами произведения авангардного искусства казались большевикам заумью. В.И. Ленин, не разбирая, называл все их течения «футуризмом», считая бунтом «взбесившейся с жиру интеллигенции».

В 1920 г. большевистское руководство объявило пролеткультовщину махизмом в философии, а в искусстве - прививающей нелепые извращённые вкусы. Представители авангарда были названы «мелкобуржуазными» и «чужеродными нам элементами» (по иронии судьбы это терминология самих же авангардистов). Не дореволюционная культура царской России, а авангард, пытавшийся говорить от имени пролетариата, был признан наиболее враждебным новой власти. Художники-реалисты, с недоверием относившиеся к новой власти и авангарду, который они с этой властью отождествляли, воспряли духом. В 1922 г. возобновили свои выставки передвижники. Они составили ядро Ассоциации художников революционной России (АХРР), объяв, что дадут «действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию».

Одновременно большевики реорганизовали Народный комиссариат просвещения. Его глава А.В. Луначарский выдвинул лозунг «назад к передвижникам» Сам Наркомпрос стал единой монолитной и централизованной организацией. Высшим идеологическим органом управления всей культурой был объявлен Отдел агитации и пропаганды ЦК партии (Агитпроп). Параллельно было создано Главное политическое управление просвещения (Главполитпросвет). Он получил право политического вето на выход любой текущей продукции в области искусства и науки. В Красной армии появилось своё Политическое управление (ПУР). Обладая огромными средствами, военные стали главными покровителями АХРР уже в момент её создания.

Над всеми новыми органами управления культурой стояло единое партийное руководство, более того, Агитпроп подчинялся самому В.И. Ленину, Главполитпросвет - его жене Н.К. Крупской, ПУР – ближайшему соратнику - Л.Д. Троцкому. Государство стало единственным заказчиком художественной продукции. Неугодные художники лишались заказов, субсидий, пайков. Постепенно государство вторгалось в самую сердцевину творчества - в область художественного языка. Формальной целью было объявлено сближение искусства с жизнью. Однако реальная цель - создание дисциплинированного искусства, послушного режиму. В итоге, к началу 1930-х гг. искусство было лишено права на сосуществование разнообразных не только идеологических, но и стилистических форм. Единственно правильным объявлялся «социалистический реализм».

Чтобы дать народу доступ к ценностям культуры, книжные и художественные собрания, дворцы и музеи, театральное и кинодело были национализированы ещё в 1917-1919 гг. Развёрнута борьба с неграмотностью, победить которую окончательно помогло введение всеобщего обучения детей. Уже по переписи 1926 г. число грамотных в стране было вдвое больше, чем до революции и составило 60,9 % от всего населения. Повышена оплата труда квалифицированных специалистов. Прежняя идея, что специалист должен работать за зарплату среднего рабочего, отвергнута.

Однако использование дореволюционных специалистов (на чём настаивали В.И. Ленин, Ф.Э. Дзержинский, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), было лишь использованием, пока это выгодно Советской России, а точнее политическим силам, доминировавшим в партии. В годы НЭПа за большей частью художественной и технической интеллигенции закрепилась кличка «попутчик». Конец НЭПа, утверждение диктатуры И.В. Сталина и его стремление ускорить строительство социализма привели к желанию избавиться от «попутчиков».

В 1928 г. против инженерной интеллигенции было сфабриковано «Шахтинское дело», закрыты как пособнические, вредительские организации «Всероссийская ассоциация инженеров» и «Русское техническое общество». Агрономы, биологи, кооператоры пострадали на процессе «Трудовой крестьянской партии» (все научные центры, сеть агрослужб были названы шпионской сетью этой мнимой партии). По стандартному сценарию - обвинению в создании вредительской организации со «щупальцами» по всей стране прошло в 1929 г. дело историков (академиков) и дело Пищепрома («дело отравителей»). Гонения на старую интеллигенцию вылились в её истребление, вплоть до физического.

Трагедией культуры стало уничтожение, утрата исторических ценностей, памятников культуры. Уничтожались храмы, продавались за границу шедевры из запасников крупнейших музеев страны. Многие произведения оказались под запретом. С «классовых» позиций громились перспективные научные направления: генетика, теоретическая механика, атомная физика. Процветала псевдонаука преданных партии дилетантов (Т.Д. Лысенко в биологии, А.Г. Костиков в реактивной технике).

В 1930-е гг. оформилась административно-командная система. Управление культурой приобрело авторитарно-бюрократический характер, стало отраслевым. Были созданы Союзкино (1930 г.), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936 г.), Всесоюзый комитет по делам искусства (1936 г.). Все творческие работники объединялись в союзы: архитекторов, композиторов (1932 г.), писателей, художников (1934 г.), кинематографистов (1935 г.).

В обществе утвердилась марксистско-ленинская идеология. Партийное и государственное руководство культурным строительством приняло формы грубого административного диктата. Была разорвана культурная преемственность поколений отечественной интеллигенции. Все отрасли культуры подчинены центральной власти, заботы об их финансировании и расширении материальной базы легли на её плечи. Обслуживавшие интересы государства профсоюзы и комсомол также занимались вопросами культуры. Начиная с первой пятилетки, культурное строительство в СССР планировалось в масштабах всей страны.

Это положило начало новому периоду в истории отечественной культуры. Отличительная черта периода - большая роль в развитии культуры большевистской партии и государства. Интеллигенция стала послушной, управляемой. Коммунистическая партия через систему государственных и общественных организаций направляла развитие народного образования, культурно-просветительской работы, литературы, других видов искусства и вела работу по идейно-политическому воспитанию трудящихся в духе коммунистической идеологии.

Литература

1. Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство / И.Н. Голомшток. - М.: Галарт, 1994. - С.79-101.

2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 405-409.

3. Рябцев, Ю.С. История русской культуры. XX век: учеб. пособие / Ю.С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 75-86, 96-170.


Наши рекомендации