Феодализм. Становление. Этапы эволюции.
Феодализм - это общественно-экономический строй, основу которого составляет частная собственность на землю и эксплуатация лично зависимых производителей (крестьян) земельными собственниками (феодалами). Характерными чертами феодального способа производства является господство натурального хозяйства.
В России Феодализм прошел пять этапов в своем развитии:
1. VI - VIII вв. - разложение первобытного строя и зарождение феодализма.
2. IX - XI вв. - раннее феодальное общество.
3. XII - XV вв. - период феодальной раздробленности.
4. XVI - первая половина XVIII в. - поздний феодализм.
5. Вторая половина XVIII в. - середина XIX в. - кризис феодального способа развития.
Основной общественной ячейкой землевладельческого населения продолжала оставаться сельская община - ветвь. С развитием феодализма появляются новые формы зависимости между населением и землевладением - закуп (отдать проценты в конце сезона).
Наряду с феодальными отношениями действовало патриархальное рабство.
Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или барской усадьбы и зависимых от нее общин-ветвей. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентированно на внутреннее потребление самого феодала и его услуг.
КИЕВСКАЯ РУСЬ (Х - ХII ВВ.)
Завоевание и подчинение славянских племен новому политическому центру стало отличительной чертой начального этапа Древнерусского государства. Олег (882 - 912) покорил древлян, северян, радимичей. Игорь (912 - 945) подчинил своей власти улачей и тиверцев, Святослав (965 - 972) и Владимир (980 - 1015) воевали против вятичей. Так сложилась территория государства. Наряду с этим укрепились его границы. В 965 г. Святослав разгромил хазар и закончил соглашение с камскими болгарами. Военные действия позволили утвердить международное положение Киевской державы. Походы Олега (907), Игоря (941 - 944) на Византию, заключение мирных и торговых договоров свидетельствовали о стремлении империи жить в добрососедстве с Русью. Однако в дальнейшем внешнеполитические успехи Киева привели к обострению двухсторонних отношений. Несмотря на поражение Святослава (971) в войне с Византией, его сыну Владимиру удалось добиться в этой борьбе крупных успехов. В целом походы IX - X вв. укрепили Древнерусское государство, позволили наладить экономические и культурные связи с другими странами. Важное значение имело принятие христианства (988) в качестве государственной религии. Страна приобщилась к христианской культуре, было идеологически закреплено территориальное единство. Княжением Владимира закончился период становления Киевской Руси.
Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение. Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов (рабов), закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. К свободным смердам относились общинники, имеющие хозяйство и необходимые орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли самостоятельность и несли определенные повинности в пользу своего господина. Из их среды появились другие категории зависимого населения. Главной формой эксплуатации в X - XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы.
Процесс феодализации на Руси привел к образованию местных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. Все попытки Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132) укрепить государство, опираясь на авторитет великокняжеской власти и поддержку городов, не увенчались успехом.
Усиление феодальной эксплуатации, ущемление прав сельских и городских производителей обострили классовые противоречия в Киевской Руси. Они проявлялись в вооруженных выступлениях зависимого населения. Наиболее крупными из них были восстания в Суздале (1024), Киеве (1068, 1113), Ростово-Суздальском княжестве (1071).
Внешние отношения X - начала XII в. характеризуются борьбой со степняками-кочевниками, на юге с половцами.
Культура Киевской Руси.
Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы.
Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX - начало Х в.).
К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги - "Избраники" 1073 и 1076 г.
В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в "Слове о законе и благодати" митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись "Повесть временных лет" была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров - мечей.
- ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ДЕРЖАВЫ
Огромное воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало образование в XIII в. в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства.
К концу XII - началу XII вв. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах - охота; земледелие и ремесла были развиты слабо. Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. Монгольская держава складывалась как раннефеодальное государство с сильными пережитками первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов), рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (карачу). Как и в других раннеклассовых обществах, большое значение в жизни монголов занимало стремление к захвату добычи, пленных, а также необходимых для ведения кочевого скотоводства новых земель. В походы была вовлечена подавляющая часть населения. Это обстоятельство сыграло роковую роль не только в судьбе подвергнувшихся завоеванию народов Азии и Европы, но и в судьбе самого монгольского народа.
В 1206 г. на съезде монгольской знати нойон Темучин был провозглашен великим ханом с имением Чингисхан. Он обладал способностями жестокого и властолюбивого правителя и незаурядного организатора. Главной задачей жизни нового государства была объявлена завоевательная война, весь народ - войском. Стремясь упрочить свою власть, Чингисхан беспощадно расправлялся с непокорными.
Держава Чингисхана была поделена по десятичному принципу. Десятки, сотни, тысячи и "тумены" (тьмы) считались не только военными подразделениями, но и административными единицами, могущими выставлять определенное количество воинов. Войско было сковано жестокой системой круговой поруки; за нарушение дисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти - сотня и т. д. В ходе уже первых походов монголам удалось захватить в плен иноземных мастеров, которые вооружили войско Чингисхана отсутствующей у кочевников осадной техникой.
В ходе непрерывных войн Чингисхану удалось подчинить и повести за собой в походы, наряду с монголами, значительное число других кочевых народов Евразии. Железная дисциплина, организация и исключительная подвижность конницы, оснащенной трофейной военной техникой, давали войскам Чингисхана значительное преимущество по сравнению с малоподвижными ополчениями других народов. Решающее значение имело, однако, то, что хотя по своему экономическому и культурному уровню завоеванные монголами государства находились зачастую на более высоком уровне развития, они, как правило, переживали стадию раздробленности, и в них не было единства. Известную роль в успехе монголов сыграл исповедываемый ими принцип веротерпимости по отношению к покоренным народам. Последнее обстоятельство стимулировало лояльность по отношению к завоевателям со стороны большинства духовенства и религиозных учреждений и организации.
В 1227 г. Чингисхан умер. В соответствии с его завещанием, обширные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Одному из внуков Чингисхана, Батыю, досталась часть земель от Иртыша и далее на запад до тех пределов, "до которых доходили копыта монгольских коней".
Покорив половцев и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 г. двинулись против Руси. К сожалению, из поражения на Калке не было извлечено необходимых выводов, русские по-прежнему плохо представляли характер грозного противника.
Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В то же время их просьба о помощи, обращения к великому владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, осталась без ответа. Рязанское княжество было опустошено и разорено. Столица княжества Рязань после нескольких дней непрерывного штурма взята и разграблена, ее население вырезано.
Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальское княжество. Монголы разорили и сожгли Коломну, Москву. В феврале 1238 г. они подошли к столице княжества - Владимиру. В это время великий князь Юрий Всеволодович находился вне столицы, собирая необходимое для сопротивления войско. После ожесточенного штурма Владимир был взят и подвергнут полному разрушению.
Разорив Владимирскую землю, монголы двинулись на Новгород, но примерно в 100 км от Новгорода Батый повернул на юг. Потери в людях и конном составе заставили монголов прервать на время поход и направиться для отдыха в половецкие степи.
Примерно через полтора года завоеватели обрушились на южнорусские земли. Ими были разорены Переяславль, Чернигов. Зимой 1240 г. войска Батыя взяли и разграбили Киев.
ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОГО
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы XIV - XVI вв. - рост феодального землевладения (светского и церковного), складывание новой формы землевладения - условное держание земли, образование новой прослойки феодалов - дворян. Начало закрепощения крестьянства: ограничение права перехода крестьян одним сроком в году - Юрьевым днем (26 ноября). Восстановление былой роли городов, оживление торговли с Востоком и Западом. Усиление феодального гнета порождало классовую борьбу. Все это приводило к мысли о сильной княжеской власти, нужной для уничтожения монголо-татарского ига. В XIV - XV вв. усиливается общение между русскими землями - появилось понятие "Россия".
Возвышение Москвы. Причины возвышения Москвы:
1. Старый центр пашенных земель.
2. Пересечение торговых и стратегических путей; выгодное географическое положение.
3. Переселение народов (убежище).
4. Центр православной религии (после 1326 г.).
5. Центр организации борьбы против татаро-монгольского нашествия (битва на р. Воже - 1378 г., Куликовская битва - 1380 г.).
6. Дальновидная политика московских князей: Ивана Калиты (1325 - 1340 гг.), Дмитрия Ивановича (1359 - 1389 гг.).
Конец XIII в. - значение наиболее крупного центра Северо-Восточной Руси приобрела Тверь. Тверские князья получили право на ярлык, на великое княжение владимирское. Начало XIV в. - усиление Московского княжества (присоединение Коломны, Можайска, Переславль-Залесского, привлечение на свою страну церкви).
Борьба между этими княжествами закончилась победой Москвы. Главный итог правления Калиты - обеспечена длительная передышка русским землям от монголо-татарских нашествий, т. к. Калита получил право у хана самому собирать дань, оказав помощь татарам в разгроме восстания 1327 года. Вторая половина XIV в. - обострение борьбы за политическое первенство на Руси.
Дмитрий, князь московский, наносит поражение рязанскому, тверскому, суздальско-нижегородскому князьям и строит в 1367 г. первую в Северо-Восточной Руси каменную крепость - Кремль. Москва становится организатором борьбы против нашествий монголо-татар. Первая крупная победа русских над монголо-татарами - битва при Воже 1378 г. Мамай заключает союзы с Ягайло и Олегом Рязанским. Дмитрий - собирает войско со всей русской земли.
Куликовская битва. Сентябрь 1380 г. - начало битвы - конница Мамая атаковала русские полки. Передовой полк погиб. Монголо-татары стали теснить большой полк и полк "левой руки". Перелом битвы - вступление в бой засадного полка из урочища Зеленая Дубрава под командованием московского воеводы Боброка Волынского и князя Владимира Серпуховского. Битва продолжалась около 4 часов. Впервые ханы потерпели столь сокрушительное поражение. Итог битвы - начало уничтожения ига; укрепление роли Москвы.
Нашествие Тохтамыша на Москву. 1382 г. Самый страшный итог взятия Москвы - уничтожение культурных ценностей. Узнав, что с севера во главе ополчения движется Донской, Тохтамыш отступил. Но дань Москва еще платила около ста лет. Донской, впервые без спроса хана, передал по наследству своему сыну титул великого князя.
Русская культура XIV - XV вв. В период феодальной раздробленности по разному сложились судьбы разных частей единой Русской земли. Постепенно на основе древнерусской народности сформировались три народа - русский, украинский, белорусский, имеющие общее происхождение, много общего в языке и культуре.
Междуречье и Новгородско-Псковская земля - центры развития великорусской народности. Конец XIII в. - первые признаки нового подъема культуры (возобновление каменного строительства в Новгороде и Твери). Вторая половина XIV в. - русская культура обращается к теме борьбы русского народа за свержение ордынского ига: произведения культуры куликовского цикла. "Задонщина" - XIV в., "Сказание о Мамаевом побоище" - первая половина XV в., вторая половина XV в. - возрастает жанр "хождений" - "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия, побывавшего в Индии в 60-х гг. XV в.