История развития лесного законодательства

УДК 630.93:34

ББК 67.407

Г95

Выполнено в рамках проекта РГНФ № 12-12-110000 а/С «Инструменты устойчивого

управления лесным комплексом финно-угорских стран и их использование

в инновационном развитии Северных регионов»

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Сыктывкарского лесного института

Рецензент:

О. В. Воронцова, кандидат юридических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин (Коми республиканская академия

государственной службы и управления)

  Г95 Гурьева, Л. А. Лесное законодательство: учебное пособие / Л. А. Гурьева ; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктывкар : СЛИ, 2013. – 84 с.
  ISBN 978-5-9239-0449-9
    Учебное пособие содержит основные положения лесного законодательства, анализ системы государственного управления лесами, правовые основания использования лесов и виды юридической ответственности за нарушение лесного законодательства. По каждой теме дисциплины «Лесное законодательство» представлен материал для изучения основных вопросов правового регулирования лесопользования, вопросы для самопроверки и список литературы. Учебное пособие подготовлено на основе действующего законодательства и позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Предназначено для студентов всех форм обучения, обучающихся по укрупненным направлениям подготовки 080000 «Экономика и управление», 151000 «Металлургия, машиностроение и материалообработка», 220000 «Автоматика и управление», 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов».
  УДК 630.93:34 ББК 67.407

Темплан 2012 г. Изд. № 49.

_______________________________________________________________________________________

Учебное издание

Гурьева Любовь Александровна, кандидат юридических наук, доцент

Лесное законодательство

_______________________________________________________________________________________

Сан.-эпид. заключение № 11.РЦ.09.953.П.000015.01.09

_______________________________________________________________________________________

Подписано в печать 28.12.12. Формат 60 ´ 90 1/16. Уч.-изд. л. 5,6. Усл. печ. л. 5,3.

Тираж 50. Заказ № 480.

_______________________________________________________________________________________

Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова» (СЛИ),

167982, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39

[email protected], www.sli.komi.com

_______________________________________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел СЛИ.

Отпечатано в СЛИ.

ISBN 978-5-9239-0449-9 © Гурьева Л. А., 2013

 
© СЛИ, 2013

Оглавление

вВедение.. 4

Глава 1. Лесное законодательство. Общие положения.. 5

§ 1.1. История развития лесного законодательства. 5

§ 1.2. Основные положения современного лесного законодательства. 15

§ 1.3. Система лесного законодательства. 18

Глава 2. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов 24

§ 2.1. Государственные органы исполнительной власти. Система управления лесами 25

§ 2.2. Государственное лесное планирование. 33

§ 2.3. Федеральный государственный лесной надзор и муниципальный лесной контроль (лесная охрана) 37

Глава 3. Использование лесов.. 43

§ 3.1. Освоение лесов. Право на использование лесов. 43

§ 3.2. Общие положения о гражданско-правовых договорах по использованию лесов 50

§ 3.3. Порядок заключения, ограничения, приостановления, изменения и расторжения договора аренды по использованию лесов. 52

Глава 4. Ответственность за нарушение лесного законодательства.. 61

§ 4.1. Юридическая ответственность за совершение лесонарушения. 61

§ 4.2. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за нарушение лесного законодательства. 63

§ 4.3. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства. 67

§ 4.4. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства 76

Заключение.. 83

Библиографический список.. 84

Введение

Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации является важной составляющей в российском законодательстве.

Россия — самая «лесная» держава в мире. Так, в РФ22 % мировой лесопокрытой площади (лесной фонд России занимает 69 % суши — это 763,5 млн га суши покрыто лесами) и23 % расчетного мирового запаса древесины. Леса определяют глобальную составляющую экологической безопасности населения России и сопредельных стран. Лес является воспроизводимым природным ресурсом и должен использоваться грамотно и приносить государству устойчивый и солидный доход. Сохранение лесов как природного ресурса и экосистемы являются целью проводимой государственной лесной политики. Российское государство является собственником лесов и, осуществляя политику, должно законодательно регулировать рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Принятие в 2006 году нового Лесного кодекса РФ и подзаконных актов существенно изменили лесное законодательство.

Учебное пособие «Лесное законодательство» призвано обеспечить получение студентами знаний в области государственного и хозяйственного управления лесами, правового регулирования использования лесов, юридической ответственности за нарушение лесного законодательства.

Пособие включает в себя следующее: исторический экскурс в развитие российского законодательства о лесе; основные положения современное лесное законодательство; характеристику Лесного кодекса РФ (2006 г.) и системы лесного законодательства; описание системы государственного управления лесами на федеральном, региональном и территориальном уровнях: полномочия государственных органов исполнительной власти, государственное лесное планирование и федеральный государственный лесной надзор и муниципальный лесной контроль (лесная охрана); договорной метод правового регулирования лесопользования; виды юридической ответственности за нарушение лесного законодательства.

Изучение дисциплины «Лесное законодательство» с использованием данного учебного пособия позволит студентам ознакомиться с основными положениями государственной лесной политики, принципами лесного законодательства, приоритета лесного законодательства в регулировании лесных отношений, правильно применять лесное законодательство, в частности Лесной кодекс Российской Федерации, в профессиональной деятельности.

Учебное пособие подготовлено с использованием информационной системы «Консультант Плюс Коми».

В учебном пособии использованы нормативные правовые акты, действовавшие на 01.09.2012.

Глава 1. Лесное законодательство.
Общие положения

Лесное законодательство — это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты и восстановления лесов.

Вопросы для самоконтроля

1. Как складывались лесные правоотношения в дореволюционной России (до 1917 г.)?

2. Что было характерно для правового регулирования лесных отношений в советский период?

3. Какие основные политические факторы определяют систему лесных отношений в РФ?

4. Назовите основные этапы в развитии лесных отношений в Российской Федерации в постсоветский период.

5. Назовите основные положения Лесного кодекса РФ 1997 г.

6. Какие факторы обусловили принятие Лесного кодекса РФ 2006 г.?

7. Дайте юридическую характеристику Лесному кодексу РФ 2006 г.

8. Какие основные идеи нашли отражение в Лесном кодексе РФ 2006 г.?

9. Какова цель проводимой государством лесной политики?

10. Назовите основные направления государственной лесной политики.

11. Дайте понятие «лесное законодательство».

12. Какие отношения регулируются лесным законодательством?

13. Какой метод правового регулирования в лесопользовании стал основным?

14. Кто является участником лесных правоотношений?

15. Объясните, что означает конституционное определение «лесное законодательство — предмет совместного ведения».

Использованная литература и источники

1. Быковский, в. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование [Текст] / в. К. Быковский. — М. : Волтерс Клувер, 2009. — 232 с.

2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (ред. от 24.07.2007) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 133-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

Глава 2. Государственное управление
в области использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов

Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях должной организации системы и необходимого ее функционирования, а в конечном счете — достижения задач, стоящих перед системой. Управление осуществляется в технических, биологических и социальных системах.

Управление— это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления. Объектами управления могут выступать люди, явления, процессы, вещи. Субъектами управления всегда выступает человек либо коллективные образования.

Система управления состоит из четырех основных элементов: субъект управления (тот, кто управляет); объект управления (то, кем или чем управляют); прямая связь (информация, поступающая от субъекта управления к объекту управления); обратная связь (информация, поступающая от объекта управления к субъекту управления).

Наиболее сложным видом управления является управление социальными системами. Под социальным управлением понимается воздействие на общность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Социальное управление подразделяется на государственное и негосударственное управление. Негосударственное управление осуществляется органами местного самоуправления, администрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

Под государственным управлением, в широком смысле слова, понимается управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти по достижению целей, стоящих перед государством. Государственное управление же, в узком смысле слова, — исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Это деятельность органов исполнительной власти. Объектом государственного управления выступает общество (предприятия, организации и граждане), субъектом — государство, уполномоченные им органы и должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями. Функции государственного управления (основные направления практического воздействия субъекта на объект):

1) сбор и обработка информации;

2) анализ, прогнозирование, планирование;

3) общее руководство: организация, координация;

4) учет, контроль и надзор.

Стадии государственного управления: выработка и принятие решения; организация исполнения решения; контроль за исполнением решения.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите функции управления.

2. Какие установлены государственные функции в системе управления государством?

3. Назовите уровни управления в Российской Федерации.

4. Какой государственный федеральный орган исполнительной власти разрабатывает политику в сфере лесного хозяйства?

5. Какой государственный федеральный орган исполнительной власти наделен полномочиями управления лесами?

6. Назовите уполномоченный орган РК, которому делегированы полномочия по управлению лесами на территории РК.

7. Назовите основную территориальную единицу управления лесами.

8. Что значит «децентрализация в управлении лесами»?

9. В чем суть либерализации в лесопользовании?

10. В каком виде из федерального бюджета предоставляются средства на осуществление переданных федеральных полномочий регионам?

11. К компетенции какого федерального органа исполнительной власти относится инвентаризация лесов?

12. На какой срок разрабатывается лесной план субъекта РФ?

13. На каком уровне управления разрабатывается лесохозяйственный регламент?

14. Какой структурой готовится проект освоения лесов?

15. Какой орган государственной власти уполномочен проводить государственный лесной надзор на территории Республики Коми?

Использованная литература и источники

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 133-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

2. Петров, А. П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2007. — 92 с.

3. Петров, А. П. Государственное управление лесами [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2011. — 166 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Каким законодательством регулируются имущественные отношения по обороту лесных участков?

2. Дайте определение «лесной участок».

3. Что такое «публичный сервитут»?

4. В чьей собственности находится добытые лесные ресурсы?

5. Дайте определение «право собственности».

6. В чьей собственности находятся земли лесного фонда?

7. Что является основанием для использования лесов в коммерческих целях?

8. Что является предметом торгов на лесном аукционе?

9. Может ли арендатор препятствовать доступу граждан на арендованный лесной участок?

10. Что является предметом договора аренды в лесопользовании?

11. Какой орган государственной власти уполномочен заключать договоры аренды на территории Республики Коми?

12. На какой срок заключается договор аренды лесного участка на заготовку древесины?

13. Как часто арендатор подает лесную декларацию?

14. Можно ли внести изменения в договор аренды лесного участка односторонним порядком? Обоснуйте ответ.

15. Что такое неустойка и каковы основания для ее уплаты?

Использованная литература и источники

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012 № 133-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.11.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 12.12.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»: ВерсияПроф.

4. Ловцова, Н. в. Правовое регулирование использования лесов [Текст] : учеб. пособие / Н. в. Ловцова. — Пушкино : ВИПКЛХ, 2011. — 146 с.

5. Петров, А. П. Государственное и хозяйственное управление лесами в условиях децентрализации [Текст] : учеб. пособие / А. П. Петров. — Пушкино : ВНИИЛМ, 2007. — 92 с.

Глава 4. Ответственность за нарушение
лесного законодательства

§ 4.1. Юридическая ответственность
за совершение лесонарушения

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения, возлагаемая на правонарушителя, в результате чего лицо обязано претерпеть лишения и неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера. Юридическая ответственность наступает только за совершенные правонарушения, т. е. виновного, противоправного, общественно-опасного деяния. Признаки правонарушения представляют не набор разрозненных черт, а определенную систему тесно взаимосвязанных между собой признаков, называемых составом правонарушения.

Элементы состава правонарушения

Объект правонарушения— это общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами права. Так, в лесном законодательстве это отношения по поводу использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Субъект правонарушения— дееспособное и вменяемое физическое лицо или юридическое лицо, совершившее противоправное виновное деяние. Субъект должен обладать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Юридические лица обладают этими свойствами со дня государственной регистрации. Физические лица с определенного возраста могут быть привлечены к юридической ответственности. Так, к уголовной ответственности могут быть привлечены лица с 16 лет (исключительные случаи — с 14 лет), к административной — с 16 лет (искл. с 15 лет), к гражданско-правовой — с 18 лет (искл. с 16 лет).

Объективная сторона правонарушения представляет собой внешний акт противоправного поведения, осуществляемый в определенной форме и протекающий в определенных условиях места, времени и обстановки. Включает в себя:

- само противоправное деяние (действие или бездействие);

- причиненный им вред;

- необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом;

- время, место, способ, средства и обстановку совершения правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к совершенному им противоправному действию и его последствиям. Признаками субъективной стороны преступления являются:

· вина правонарушителя: умысел (прямой или косвенный), неосторожность (небрежность или самонадеянность);

· мотив, которым руководствовался нарушитель;

· цель, которую правонарушитель стремился достичь своими противоправными действиями.

В гражданском праве большую роль играет объективная сторона, а при привлечении к административной, уголовной ответственности — субъективная сторона правонарушения.

Виды правонарушений по характеру вредности для общества делятся на преступления и правовые проступки. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством. За преступления предусматриваются самые строгие меры государственного принуждения — уголовные наказания. В Российской Федерации признать виновным в преступлении и назначить наказание может только суд, причем только в установленной для этого процессуальной форме. Правовые проступки — противоправные виновные деяния, признаваемые обществом вредными, но не общественно опасными, и не влекущие за собой уголовные наказания. Проступки имеют отличия по направленности и по видам взысканий, которые за них применяются. Выделяются административные, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки.

Административные правонарушения посягают на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. За это виновное противоправное деяние предусмотрена административная ответственность.

Гражданско-правовые проступки (деликты) имеют место при причинении неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также при заключении противозаконных сделок, неисполнения договорных обязательств, нарушении прав собственности. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенных прав, исполнение невыполненных обязательств и др.

Дисциплинарные проступки связаны с нарушением трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины и влекут за собой дисциплинарное взыскание.

Общественные отношения защищаются и охраняются различными видами юридической ответственности. В соответствии с основными отраслями законодательства существует уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Каждому виду правонарушения соответствует свой особый вид ответственности.

Лесонарушение — это противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам, ущерб лесному хозяйству или нарушающие установленный порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В Лесном кодексе РФ (гл. 13) устанавливаются виды юридической ответственности за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьи главы 13 ЛК РФ имеют отсылочный характер. В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное лесное отношение, деяние может квалифицироваться соответственно как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление).

Подтверждением приведенных рассуждений являются положения ч. 1 ст. 99 кодекса, в которых, естественно, не предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, а содержатся отсылки к законодательству Российской Федерации, устанавливающему административную и уголовную ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, определенных лесным законодательством.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. К имущественной ответственности лицо может быть привлечено за причиненный вред лесам вследствие нарушения лесного законодательства независимо от привлечения к административной или уголовной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 100 кодекса, лицо, причинившее вред, вправе возместить его добровольно. Если этого не сделано, то взыскание причиненного материального ущерба производится в судебном порядке. В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, компонентом которой в том числе является и лес.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют постановление Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 (ред. от 26.11.2007 г.) «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (вместе с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства»).

§ 4.2. Гражданско-правовая (имущественная)
ответственность за нарушение лесного законодательства

Гражданско-правовая ответственность имеет свои характерные черты. Это связано с тем, что регулируемые гражданским правом общественные отношения являются в основном имущественными. Поэтому и гражданско-правовая ответственность носит главным образом имущественный характер и лишь косвенно воздействует на личность правонарушителя. Причинение имущественного вреда, нарушение договорных отношений влечет за собой гражданско-правовую ответственность по восстановлению нарушенного права и возмещению причиненного вреда и убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право было нарушено (упущенная выгода).

В некоторых случаях ответственность дополняется выплатой неустойки. Поэтому второй особенностью гражданско-правовой ответственности является ее компенсационный, восстановительный характер. Вопрос о возложении гражданско-правовой ответственности может решаться судебными, арбитражными, а в некоторых случаях и административными органами.

В гражданском праве действует правило о презумпции (предположения) вины должника, нарушившего обязательства. Таким образом, правонарушитель считается виновным до тех пор, пока не докажет свою невиновность (пункт 2 ст. 401, пункт 2 ст. 1064 ГК РФ). В зависимости от основания возникновения ответственности различают договорную и внедоговорную (деликтовую) ответственность.

Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена тем, что они подчиняются различным правилам. Например, в случае нарушения договорного обязательства, вытекающего из договора аренды лесного участка, договорная неустойка (если таковая прописана в договоре) возмещается в соответствии со ст. 330 Гражданского кодекса РФ. Если вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с органом управления лесами, он возмещается в соответствии со статьями 1064—1083 ГК РФ.

Ответственность, вытекающая из договора, наступает в двух случаях:

1) неисполнения обязательств. Должник к сроку, когда обязательство должно быть исполнено, не приступил к его исполнению;

2) ненадлежащего исполнения обязательств. Должник исполнил обязательство в полном объеме, но ненадлежащим образом (например, арендатор не очистил лесосеку).

Один из самых важных принципов исполнения обязательства — принцип реального исполнения обязательств, который нашел свое отражение в пункте 1 ст. 396 ГК РФ: «Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре».

Следовательно, обязательство продолжает существовать в прежнем виде, а кредитор сохраняет за собой право требовать не только исполнения обязательств в натуре, но и уплату неустойки (возмещение убытков) в отношении последующих периодов.

Неустойка может быть установлена только законом или договором. В ст. 330 Гражданского кодекса РФ сказано, что это определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Отсутствие в договоре пунктов о договорной неустойке привлечет к значительному усложнению привлечения лиц, использующих лес, к гражданской ответственности. Неустойка — величина точно фиксированная, заранее установленная и известная участникам обязательства и дифференцируется в зависимости от характера правонарушения и других моментов. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ущерба). Таким образом, неустойка подлежит уплате даже в случае отсутствия ущерба (убытков). Суд вправе уменьшить размер неустойки (ст. 333 ГК РФ), если явно несоизмерима последствиям нарушения обязательства. Это касается договорной неустойки, так как арбитражный суд не вправе уменьшать только законную неустойку.

Внедоговорная ответственность имеет ряд особенностей.

В гражданском законодательстве сформулированы основные принципы возмещения вреда.

1. Всеобщая обязанность возместить вред. Привлечение лесонарушителей к уголовной или административной ответственности не освобождает виновного от выполнения обязанности возместить вред (ст. 99, ст. 100 ЛК РФ). В лесных правоотношениях данный принцип реализуется существованием особого способа подсчета при помощи утвержденных такс постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273.

2. Полное возмещение вреда, доступное для исчисления. Отсутствие такс и методик подсчета ущерба не может служить основанием для отказа в иске о возмещении вреда. В таком случае суд определяет размер ущерба по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду.

Для привлечения лиц к внедоговорной ответственности необходимо грамотно оформить протокол о лесонарушении, который не только фиксирует факт нарушения лесного законодательства, но и является официальным документом для подачи в судебные инстанции.

В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Этим нормативным актом утверждены:

1) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается;

2) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается;

3) методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства;

4) таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, делятся на две группы. Первая группа включают таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям, вторая группа — таксы для исчисления размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.

В зависимости от вида нарушения определяется размер ущерба. Размер ущерба по первой группе определяется кратностью стоимости древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, а по второй группе — кратностью размера затрат, связанных с выращиванием лесных насаждений до возраста уничтоженных или поврежденных каждого дерева, кустарника и лианы. Так, за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более, взысканию подлежит 50-кратная стоимость древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. За уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках взысканию подлежит 5‑кратный размер затрат, связанных с их выращиванием. В таком же размере подлежит взысканию ущерб за уничтожение или повреждение деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям.

Что же касается исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, то он, согласно таксам, определяется не только в зависимости от объема срубленных деревьев либо количества срубленных кустарников, но и от региона, на территории которого была совершена незаконная рубка. Например, в Республике Коми взысканию подлежит 5 190 рублей за 1 кубометр незаконно срубленных деревьев.

Установлена такса для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие их самовольного использования. Она равная пятикратному размеру годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

К видам правонарушений, наряду с другими, предусмотренными в постановлении Правительства РФ № 273, относится повреждение лесной дороги или дороги противопожарного назначения. Взыскивается 2-кратный размер затрат, связанных с устранением повреждений.

В соответствии с установленной методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства размер вреда определяется размером ущерба и упущенной выгодой. Размер ущерба рассчитывается в соответствии с установленными таксами, а под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Согласно методике исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства, при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В любом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 м. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля, при этом он увеличивается:

- в два раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением лесов особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

- в три раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением лесов особо охраняемых природных территорий);

- в пять раз, если нарушение лесного законодательства совершено в лесах особо охраняемых природных территорий.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, увеличивается в два раза в случае незаконной рубки деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемой в декабре-январе.

При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных. Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.

Установленные таксы и методика расчета размера вреда, причиненного лесам, используется для взыскания с лица, нарушивших лесное законодательство, возмещение вреда, а также в судебной практике по уголовному производству по статье 260 Уголовного кодекса РФ «Незаконная рубка лесных насаждений».

§ 4.3. Уголовная ответственность
за нарушение лесного законодательства

Уголовная ответственность налагается на лиц, совершивших преступление. Только наличие в его действиях состава уголовного преступления служит основанием для возникновения уголовной ответственности. Она возлагается особым актом государства — приговором суда, который определяет меру наказания. Уголовная ответственность всегда воздействует на личность преступника. Уголовное наказание, которое сопровождается ограничением имущественных прав, носят, как правило, дополнительный характер. Меры уголовной ответственности являются самыми жесткими среди всех остальных мер ответственности (штраф, лишение свободы и иные меры). Привлечение к уголовной ответственности в РФ осуществляется только специальным органом — судом и от имени государства. Порядок и условия наказания строго и детально регламентируются нормами уголовного и уголовно-исполнительного права. По истечении срока наказания, а также в случае амнистии или помилования действие уголовной ответственности прекращаются.

В Уголовном кодексе Российской Федерации экологическим преступлениям посвящена глава 26, включающая три статьи за нарушение лесного законодательства: статью 260 «Незаконная рубка лесных насаждений»; статью 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений»; статью 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение

Наши рекомендации