Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.

Октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Теперь монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Таким образом, монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

Реформы Петра I – не результат предварительного, строго обдуманного плана; они обязаны не кабинетной теории, а выросли из самой жизни, постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты. Не все в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось, по мере того как жизнь и опыт указывали неполноту или несовершенство принятого решения. Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное, и противоречивое.

Цель данной контрольной работы – проанализировать преобразовательную деятельность Петра I, выявив положительные и отрицательные моменты в его реформировании.

^ I. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Преобразования, проводимые Петром I в ХVII – ХVIII вв., не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Обычно историки выделяют три этапа в реформах Петра.

Первый (1699-1710) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

Второй (1711-1719) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1720-1726) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.

Логический путь, пройденный реформами Петра, был следующий:

1) Война требует войска – это породило первую заботу правительства: об армии, которую надо создать, одеть и прокормить, а также пополнить ее постоянную и притом значительную убыль; надо обзавестись артиллерией, военным снаряжением (порохом, бомбами и т.п.) и возвести, там, где это необходимо, крепости, провести дороги – реформа военная.

2) Содержание войска требует денег; их надо найти, и притом сейчас, не медля; займов делать не у кого, приходится еще самим денежно помогать союзникам; денег можно достать только в самом государстве, у населения, облагая его налогами, податями, экстренными сборами, продавая монополии – реформа финансовая.

3) Чтобы обеспечить армии постоянный прилив свежих сил, гарантировать правительству возможность располагать необходимыми военными кадрами, приходится внести существенные изменения в старой системе несения военной повинности и распределить тяготы этой повинности между общественными классами населения на иных началах – реформа сословная.

4) В свою очередь, чтобы обеспечить постоянное и правильное поступление в государственную казну возлагаемых на население податей и налогов, необходимо создать соответствующие органы – реформа управления.

5) Допустимо ли, однако, ограничиваться в заботах о пополнении государственной казны одним только вниманием податей и налогов, только черпать из народного капитала, не пополняя, в свою очередь, так же и его? Убыль необходимо возместить новыми поступлениями, а они возможны лишь при условии производительной деятельности; в результате – меры экономического и коммерческого характера (земледелие, скотоводство, промышленность добывающая и обрабатывающая; торговля).

6) Военное дело, управление, экономическое благосостояние страны требовали знания, опытных людей, соответствующей обстановки для их развития – все это вызывало меры просветительного характера.

Наши рекомендации