Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта
19-30 октября 1943 – Московская конференция; предваряя встречу большой тройки в Тегеране, встретились министры иностранных дел США, Великобритании и СССР. Союзники обсуждали вопросы о сокращении сроков войны (открытии второго фронта). Но особых успехов не было достигнуто, так как министры пытались не раздражать друг друга радикальными предложениями, предвкушая встречу в Тегеране.
23 ноября 1943 Рузвельт и Черчилль по дороге в Тегеран. Дальневосточный вопрос. Каир.
В первый раз в полном составе Большая Тройка собралась вТегеране 28 ноября - 1 декабря 1943. На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Черчилль держался стратегии англо-американского блока. Раздраженный Рузвельт предложил ему даже, чтобы советский представитель присутствовал на всех англо-американских встречах перед общей беседой. Идея глобального регулирования международных отношений равно импонировала Рузвельту и Сталину. Черчилль в этом отношении был консервативен, не особенно верил в послевоенное сотрудничество с СССР, сомневался в эффективности новой международной организации и видел за этой идеей план оттеснить Великобританию на политическую периферию.
Сталин и Рузвельт нашли взаимопонимание относительно высадки в Европе. Они считали Северную Францию единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Черчилль в качестве альтернативы предлагал Балканы (надеясь предотвратить разрастание советской сферы влияния). Сталин заподозрил, что Черчилль в очередной раз бойкотирует второй фронт, встретился с ним наедине и только после этого несколько успокоился. Было договорено, что второй фронт будет открыт в Северной Франции в мае 1944.
В итоге второй фронт был открыт 1944 в мае. Англия не хотела открывать второй фронт, пока не будет преимущества во всем, в том числе в погоде, но не угадали, штормила. После тщательной подготовки 12 захватили плацдарм глубиной 12 км, к 20 июля 50 км. Особенно не торопились. За это же время СССР прошел в Белоруссии 500-600 км. + десант в южной Франции. Операция «Энвил». К концу 1944 (за пол года) англо-американские войска дошли к границам Германии.
Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников. На конференции обсуждался и вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей, причем передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Черчилль согласился с тем, что Пруссия как очаг милитаризма должна быть отделена. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Никакого окончательного решения принято, однако, не было.
Самым болезненным вопросом был вопрос о Польше. Сталин к этому времени порвал отношения с польским правительством в изгнании. Москва требовала изменений в польском кабинете. Катынский вопрос рассматривался Кремлем как польский шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Лондоне стало складываться мнение, что надо уступать Москве и проводить советско-польскую границу по линии Керзона.
В Тегеране Сталин предложил передвинуть польскую границу на Запад, к Одеру, за счет Германии. Советско-польская граница должна была проходить по линии, установленной в сентябре 1939. Понимая, что могущественный союзник будет стоять в этом вопросе насмерть, даже Черчилль согласился, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин также заявил, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.
Конец июля 1944 – знаменитое восстание в Варшаве. Черчилль: «специально спровоцировано СССР, чтобы легче войти». А в реале все было сделано для того, чтобы на момент прихода советской армии, там было польское правительство и СССР пошел на х**. Стреляли по немцам из окон, германия подогнала 4 танковые дивизии и все почистила. А потом поляки обвиняют СССР в пассивности и выжидании подавления восстания.
На конференции четко обозначилось согласие западных союзников пойти навстречу Сталину в территориальном вопросе. Здесь же была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами, действующими под эгидой международной организации. Для СССР это был колоссальный прорыв, США также впервые после неудачной попытки президента Вильсона брали на себя глобальные функции, Великобритания, роль которой относительно уменьшалась, должна была довольствоваться уже тем, что она не выпала из Большой Тройки.
Сталин пообещал вступить в войну против Японии после поражения Германии. В ноябре 1943 для союзников это было чрезвычайно важно.