Проблемы права и нравственности в творчестве В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева
В.С. Соловьев (1853–1900)"Кризис западной философии (против позитивистов)", "Оправдание добра. Нравственная философия".
Учение о праве основывается на изучении и сопоставлении природы права и морали. Нравственное требование по содержанию неограниченно и всегда стремится к построению идеала. Право носит условный характер и предполагает ограничение — в юридической области важны поступок и его результат. Нравственный закон обращен только к внутренней стороне воли индивида. Юридический закон рассматривает внешнее проявление воли — имущество, действие, результат действия и т.д.
Задача права заключается не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он до времени не превратился в ад.
Право в теории Соловьева определяется нравственностью, общей и постоянной нормой справедливости.
Различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Только в государстве право способно реально осуществляться и быть гарантированным. Называл государство "воплощенным правом".
Одним из первых в России выдвинул требование о праве каждого человека на достойное существование.
Н.А. Бердяев (1874–1948)
В центре творчества - проблема свободы. Отличает личность от индивида. Индивид - категория натуралистическая, биологическая, социологическая. Личность - категория духовная. В качестве личности человек есть микрокосм, универсум, а не часть или атом какого-то внешнего целого (космоса, общества, государства и т. д.).
В противовес всякой государственности он призывает перейти к общине и общинной жизни, к федерации таких общин. Общинность именует коммюнотарностью, которая "означает непосредственное отношение человека к человеку через Бога как внутреннее начало жизни".
Мир рабства и несвободы (общество, государство, закон и т. д.) - это царство Кесаря, которому принципиально противостоит сверхисторическое царство Духаи свободы человека. В царстве Кесаря и не может быть подлинной свободы и справедливости, однако несмотря ни на что каждый человек по духовной природе своей призван стать личностью и бороться за расширение и утверждение возможно большей свободы и справедливости в этом мире, приближая тем самым царство Духа.
Центральное место в бердяевской концепции правопонимания занимает положение об абсолютных и неотчуждаемых правах человека, имеющих божественное (и духовное) происхождение и идущих от Бога, а не от природы, общества, государства.
Государствобыло создано в грешном мире актом насилия, и оно лишь терпимо Богом. Оно находится в трагическом конфликте и борьбе с личностью, свободой, царством Духа.
Соотношение права и закона в трактовке Бердяева в целом соответствует логике соотношения свободы(свободной личности) и государства и предстает как соотношение "идеального права" (т. е. духовных неотчуждаемых субъективных прав человека) и принудительного закона. Право и закон - непримиримые противоположности, так что возможность правового закона здесь в принципе исключена.
Позитивное право у Бердяева — это всегда антиправовой закон.
Бердяев различает два типа учений об отношении между правом и государством. Первый тип - государственный позитивизм. Государство трактуется как источник права и суверенная власть, санкционирующая и распределяющая права. К этому типу Бердяев относил всякое абсолютистское государство (самодержавное, демократическое и будущее социалистическое), где право подчиняется государству.
Второй тип признает «абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а природу личности, волю сверхчеловеческую. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве».