Без стран Балтии): формационные 2 страница
Внешнеэкономические ориентиры новой России.Российская Федерация имеет все основания быть недовольной своим крайне
невыгодным положением в международном разделении труда. Экспортируя преимущественно сырье в обмен на товары широкого потребления и машиностроительную продукцию производственного назначения, Россия может окончательно превратиться в сырьевой придаток западной экономики (в начале XXI в. доля топ-ливно-сырьевых товаров в российском экспорте составляла более 60 %, в том числе нефти — 14 %, природного газа — 20 %, нефтепродуктов — 4 %).
Лишь в последние годы внешнеэкономической стратегии в стране стали уделять большее внимание. Во-первых, для государства важно «вмонтироваться» в мирохозяйственную систему не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего, поскольку мировая хозяйственная система — динамично развивается. Во-вторых, необходим пересмотр упрощенного взгляда на хозяйственную карту мира, когда она искусственно отрывается от политической. Не грубая военная сила, а экономическая мощь становится в третьем тысячелетии главным «геополитическим инструментом». В-третьих, следует отказаться от конъюнктурного ожидания времени выхода во внешнеэкономическую сферу (с наступлением благоприятной ситуации на мировых товарных рынках, например нефти), а целенаправленно создавать необходимые геоэкономические ситуации с использованием широкого арсенала приемов и средств стратегического оперирования. В-четвертых, необходимо переосмыслить возможности международной экономической интеграции. При включении национальной экономики в интеграционный процесс первостепенное значение имеет умение маневрировать интеграционной формой союзов, гибким их переходом из одной формы в другую, возможностью быстрого создания новых интеграционных союзов и альянсов, выходить на различные формы международного хозяйственного общения.
Ярким примером мало продуманной, спонтанной внешнеэкономической стратегии стала попытка руководства России в 90-е гг. XX в. реализовать доктрину немедленной переориентации российской экономики на западные рынки. Очень скоро выяснилось, что на западных рынках Россию «никто не ждет». На этих рынках продукция российской обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства в настоящее время неконкурентоспособна: либо чрезмерные издержки, либо низкое качество, либо экологическая загрязненность, либо и то, и другое, и третье. В то же время линия на разрыв или свертывание торогово-экономических связей с другими странами СНГ привела к потере многих традиционных рынков сбыта.
Причины проведения столь непродуманной внешнеполитической политики Россией состоят не только в поспешности «бегства от империи», но и в отсутствии соответствующей теоретической базы, которая, впрочем, фактически отсутствовала и в
бывшем СССР. Известно, что стратегические направления внешнеэкономической политики в Советском Союзе были связаны главным образом с обеспечением теоретических основ сотрудничества со странами Восточной Европы (снабженческо-бытовая модель внешнеэкономических связей), конъюнктуроведческими разработками (способствовавшими созданию торгово-посредни-ческой модели сотрудничества) и т.д. Подлинно геоэкономические изыскания, направленные на поиск и привлечение кредитных и особенно инвестиционных ресурсов во внешней сфере, развивались слишком медленно. Сказывалось влияние геополитических категорий, являвшихся опаснейшим пережитком, подтверждением негативного влияния внешнеполитических установок на внешнеэкономическую стратегию.
Сегодня объективное изменение геополитических и геоэкономических ориентиров в развитии внешнеэкономических связей России вырисовывается в двух совместимых плоскостях. Первая — это сотрудничество с финансовыми структурами высокоразвитых государств Запада и Японии по формированию валютно-финан-сового потенциала для осуществления крупномасштабных структурных сдвигов в экономике. Вторая — не менее активное сотрудничество с остальными странами СНГ и государствами Балтии в целях развития внутреннего рынка, создания условий для постепенной модернизации имеющегося производственного потенциала и развития сырьевой и топливно-энергетической базы.
Советская эпоха, с одной стороны, в чем-то приблизила Россию к Западу (вспомним хотя бы афессивную дехристианизацию советских граждан), с другой — отдалила от него, «реанимировав» извечный спор о том, с кем интефироваться нашей стране — с Западом или Востоком? Однако в начале XXI в. как никогда прежде видна бесплодность данного спора.
Интенсивное развитие внешнеэкономических связей России с индустриально развитыми странами Запада (прежде всего с Германией, Францией, Италией, Великобританией, Скандинавскими странами) — оправданный и логичный шаг.
«Докуда должна простираться Европа?
С одной стороны, мне кажется, что в очень долговременной перспективе Европа остановится, скорее всего, за Уралом, не доходя, однако, до Тихого океана. Давление на Россию таково, что это кажется мне неизбежным. Китайское давление на незанятые земли по ту сторону границы велико. Я не вижу, как может долго Россия защищаться при ослаблении своего влияния. На российском Дальнем Востоке люди не уверены, что они живут в России. Разница во времени составляет несколько часов, центр на самом деле очень далеко. Жители Урала находятся, конечно, в России, но, прежде всего, они находятся на Урале. Именно так они определяют свою идентичность. Россия не сможет вечно сохранять свою власть в отдаленных районах, часто населенных
нерусскими, малочисленными народами, вошедшими в российскую историю потому, что Россия продвинулась сюда, но которые в большей степени родственны восточным народам. Частью Европы станет Европейская Россия.»
Э. К. д'Анкос (Франция, 1997)
«Примкнуть к Европе — значит примкнуть к некоторому проекту. Я не думаю, что даже через пять, десять или пятнадцать лет Россия сможет стать членом ЕС с той степенью сплоченности, которая предполагается одновременно общей политикой, единой валютой и огромным потенциалом развития, содержащимся в Маастрихтском договоре. Я вижу Россию, соединенной с Европой узами добрососедства, тесным экономическим партнерством, соглашениями о разоружении, культурном сотрудничестве и обмене, может быть договором, но остающейся особой единицей, без присоединения. И я не думаю, что надо сохранять какую-то двусмысленность на этот счет, это было бы неразумно.»
Ю.Ведрин (Франция, 1997)
Однако надежды на скорую интеграцию России в Европейский союз мало реалистичны, прежде всего в связи с ее социальным отставанием (не говоря уже о живучести антироссийских настроений, особенно среди новых членов ЕС). Полное членство России в Евросоюзе затруднено также из-за ее «физических» размеров. В настоящее время среди стран-членов ЕС максимальное население имеет Германия (около 80 млн человек). Даже эта цифра вызывает среди остальных членов Союза опасения по поводу «германского преобладания в Европе». Ясно, что вступление в Сообщество страны со 140-миллионным населением нарушило бы равновесие внутри интеграционной группировки. Если бы экономика России укрепилась, возникла бы угроза ее доминирования в Сообществе, что явно неприемлемо для остальных членов Союза. При слабой экономике Россия «затопила» бы Европу массовым наплывом своих безработных, а гигантский масштаб государственных расходов вызвал бы резкий рост инфляции.
Не благоприятствует вхождению России в Евросоюз и общее изменение характера экономического развития Западной Европы, переход на интенсивный путь промышленного производства, что предопределяет более рациональное использование сырьевых и энергетических ресурсов. Отсюда — понижение спроса на многие виды такой продукции из государств Восточной Европы и, разумеется, из России.
Одновременно Россия обязана «выстраивать» азиатский вектор экономических связей, во всяком случае в среднесрочной перспективе.
О динамизме стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Филиппины, Малайзия и др.), включающего в себя громадный треугольник — от
российского Дальнего Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Пакистана на западе, — написано много. Речь идет о реальном социально-экономическом прогрессе целой группы некогда отсталых государств, добившихся грандиозных успехов благодаря тщательной продуманной экономической стратегии и внутренней дисциплине. Многих из них «облекает единая ткань» экономических, гуманитарных и прочих связей. Здесь уже существуют хорошо налаженные транспортные сети, осуществляется широкий обмен не только товарами, но и услугами, идеями, информацией, особенно научно-технической. Это стратегическое пространство располагает мощным технологическим и производственным потенциалом, кадрами и выдающимися навыками в области организации маркетинга и сферы услуг, мощным финансовым капиталом, колоссальными природными и трудовыми ресурсами.
Между тем Россия до последнего времени по своей воле оставалась «тихоокеанским изгоем». Ясно, что рано или поздно произойдет неизбежная «встреча» двух регионов, но она потребует от России гораздо большей внутренней мобилизованности, чем ранее. Прежде всего здесь нужны «инвестиции в человеческий капитал» как главный вид богатства. Известно, что численность населения России за Байкалом — всего около 10 млн человек, в то время как население близлежащих стран (Китая, Японии, Южной и Северной Кореи) составляет около 1,5 млрд человек. Сложилась беспрецедентная «ситуация встречи» перенаселенного и динамичного региона, имеющего сотни миллионов свободных и энергичных рук, с российским пространством, отличающимся природными богатствами и демографическим «вакуумом». Вне человеческого приложения колоссальные ресурсы России лежат мертвым грузом. Оживление этого пространства и вступление в достойный диалог со странами региона — одна из главных задач современной России.
К тихоокеанской «лоции» первоочередных геоэкономических устремлений России можно отнести прежде всего КНР и Японию. Китай стал одной из «несущих опор» многоэтажной экономической структуры Восточной Азии и всего АТР, важным производителем готовой продукции для рынков индустриальных и развивающихся стран. Развитие процессов открытости внешнему миру в течение последних двадцати лет существенно изменило соотношение политических и экономических факторов, способствовавших активизации КНР на внешнем рынке. Можно сказать, что это государство служит для России (впрочем, как и для других постсоветских стран) наиболее «свежим примером» поразительного экономического возрождения. Процесс проникновения КНР на мировой и региональные рынки, опыт создания и деятельности свободных экономических зон, практика сосуществования государственного и частного капитала могут оказаться весьма по-
лезными для российских экономистов и государственных деятелей, несущих ответственность за формирование геоэкономической стратегии государства.
Среди стратегических целей внешнеэкономической политики России можно выделить следующие.
Первая цель — восстановление и развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта. Экспортная ниша России на мировом рынке хорошо известна — это углеводородное сырье, металлы, лес, пушнина, алмазы и бриллианты, рыба, минеральные удобрения, продукция энергетического и металлургического оборудования, вооружений и военной техники. Социально-экономический кризис, поразивший Россию в первые годы ее суверенного развития, привел к заметному сужению рынков сбыта традиционного российского экспорта. По мнению российского правительства, эти рынки не только должны быть восстановлены, но и расширены.
Заметим, что в ассортименте российского экспорта имеется и «облагороженная» продукция таких отраслей, как авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, судостроение (развитие коммерческого флота на базе достижений оборонного судостроения), космические услуги (прежде всего вывод объектов на околоземную орбиту), проведение геологических изысканий и т.д. Вторая цель — рационализация импорта. Считается, что импортная политика должна служить не только интересам удовлетворения текущих нужд населения, но и целям модернизации экономики, повышения ее эффективности и конкурентоспособности. В частности, предполагается организовать новые импортозамещающие производства тех видов материалов и полуфабрикатов, которые могут быть произведены на месте с меньшими издержками, чем цены импорта. В импорте машин и оборудования (доля которых составляет около 30 % от общего объема импорта России) планируется перейти к закупке комплектного технологического оборудования и лицензий для организации собственного производства товаров широкого потребления. В области импорта продовольствия предлагается проводить политику постепенного сокращения неэффективного ввоза в больших количествах фуражного зерна и перераспределения валютных средств для закупки семян высокоурожайных сортов, оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов, техники для оснащения фермерских хозяйств и т.д.
Третья цель — повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке. Для устранения этой «ахиллесовой пяты» российского экспорта считается необходимым привести качество и издержки производства продукции российской обрабатывающей промышленности в соответствие с требованиями и условиями конкуренции на мировом рынке. Для этого пла-180
нируется осуществить постепенное сближение внутренних и мировых стандартов производства и качества продукции.
Четвертая цель — привлечение иностранных инвестиций для технологической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства. Речь идет о предпочтительности прямых иностранных инвестиций по сравнению с централизованными кредитными линиями, организующимися в интересах экспортеров и предполагающими возврат полученных средств. Вместе с тем в России растет понимание того, что масштабные иностранные инвестиции невозможны в условиях высокой политической и экономической нестабильности. Необходимо полностью устранить дискриминацию иностранных инвесторов, а также сформировать современные институты страхования иностранных инвестиций от политического, экономического и криминального риска.
Пятая цель — обеспечение экономической безопасности страны. Здесь существуют три основные сферы регулирования, важные для обеспечения национальной безопасно"; и: валютный контроль, экспортно-импортнь' контроль и эегул звание стратегических видов сырья.
В мире трудно I ,1 пример, который лучше, чем Россия, подтверждал бы известное изречение «география — это судьба наций». Расположение между Европой и Азией, на стыке различных культур, цивилизаций и религий, уже не говоря об экстремальности природных условий на значительной части территории, всегда оказывало мощное влияние на ее внутреннее развитие, внешнюю политику, геополитические приоритеты.
Сегодня перед Россией — наследницей и правопреемницей СССР, остро стоят проблемы укрепления основ федеративного устройства (рис. 3.1), определения ее геополитического и геоэкономического статуса и выработки соответствующей стратегии поведения в современном многополярном мире.
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся понятия «Азиатская Россия» и «Сибирь»? Какое из них, по вашему мнению, имеет более «строгое» содержание? 2. Каким образом формирование рыночной экономики в РФ влияет на сдвиги в географии хозяйства? 3. Российская Федерация отличается колоссальным разнообразием условий для развития ее субъектов. Каких именно? Аргументируйте каждую позицию. 4. Семь народов России насчитывают более миллиона человек каждый. Ясно, что первую строчку среди них занимают русские, а кто остальные? 5. Можно ли считать современную Россию постиндустриальной страной? Если нет, то когда это станет возможным. 6. Есть ли в стране субъекты Федерации, по отношению к кото-
Рис. 3.1. Федеральные округа России:
/— Центральный: / — Московская область, 2 — Тверская область. 3 — Ярославская область, 4 — Костромская область, 5 — Владимирская область. 6 — Рязанская область, 7— Тамбовская область, 8— Воронежская область, 9— Белгородская область, 10 — Курская область, // — Липецкая область. 12 — Орловская область, 13 — Брянская область, 14 — Смоленская область, 15 — Калужская область, 16 — Тульская область; // — Северо-Западный: / — Ленинградская область, 2 — Псковская область, 3 — Новгородская область, 4 — Вологодская область, 5 — Архангельская область, 6 — Республика Коми, 7 — Ненецкий авт. округ, 8 — Республика Карелия, 9 — Мурманская область, 10 — Калининградская область; /// — Приволжский: / — Нижегородская область, 2 — Республика Марий Эл, 3 — Республика Чувашия, 4 — Республика Мордовия, 5 — Ульяновская область, 6 — Пензенская область, 7 — Саратовская область, 8 — Самарская область, 9 - Оренбургская область, 10 - Республика Татарстан, // - Республика Башкортостан, 72- Республика Удмуртия, 13— Кировская область, 14 — Пермский край, 75— Коми-Пермяцкий авт. округ*; IV — Южный: / — Ростовская область, 2 — Волгоградская область, 3 — Астраханская область, 4 — Республика Калмыкия, 5— Краснодарский край, 6 — Республика Адыгея, 7— Ставропольский край, 8 — Республика Карачаево-Черкесия, 9 - Республика Кабардино-Балкария, 10 — Республика Северная Осетия - Алания, 11 — Республика Ингушетия, 12— Чеченская Республика, 13— Республика Дагестан; V — Уральский: / — Свердловская область, 2 — Челябинская область, 3 — Курганская область, 4 — Тюменская область, 5 — Ханты-Мансийский авт. округ - Югра, 6 — Ямало-Ненецкий авт. округ; VI — Сибирский: 1 — Новосибирская область, 2 — Омская область, 3 — Томская область, 4 — Алтайский край, 5 — Республика Алтай, 6 — Кемеровская область, 7 — Республика Хакасия, 8 — Красноярский край, 9 — Республика Тыва, 10 — Иркутская область, // — Усть-Ордынский Бурятский авт. округ*, 12— Республика Бурятия, 13 — Читинская область, 14— Агинский Бурятский авт. округ*; VII — Дальневосточный: / — Хабаровский край, 2 — Приморский край, 3 — Сахалинская область, 4 — Амурская область, 5 — Еврейская авт. область, 6 — Республика Саха (Якутия), 7 — Магаданская область, 8 — Камчатская область, 9 - Корякский авт. округ*, 10 — Чукотский
авт. округ (*) — упраздненные субъекты РФ.
рым термин «постиндустриальный» вполне уместен? Аргументируйте позицию. 7. Какова должна быть социально-экономическая стратегия освоения Сибири? 8. Назовите регионы страны, где природа не препятствует их социально-экономическому развитию? 9. Считается, что в мире трудно найти пример, который лучше, чем Россия, подтверждал бы известное изречение «география — это судьба наций». Подтвердите или отвергните эту максиму.
3.2. Западный «фасад»: Украина, Белоруссия,
Молдавия
Общие сведения.Страны региона расположены главным образом в бассейне Днепра и Днестра; часть территории находится на балтийско-черноморском водоразделе. За редким исключением границы республик не имеют ярко выраженных рубежей и прохо-
дят по равнинным местностям. Однако отдельные части региона отличаются четкой физико-географической спецификой, что связано с большой протяженностью территории и наличием нескольких природных зон: смешанных лесов, лесостепной, степной. Южный берег Крыма, отгороженный с севера горами, характеризуется средиземноморскими ландшафтами, свойственными субтропическому климату.
Весьма разнятся эти страны по объему и качеству своего при-родно-ресурсного потенциала. Если Украина обладает ценнейшим по мировым меркам фондом черноземов, то почвы Белоруссии в естественном состоянии средне- и малоплодородны. Значительно богаче и украинские недра (уголь Донбасса и Львовско-Волын-ского бассейна, железные руды Кривого Рога, марганец Никополя, природная сера Львовской области и т.д.). В свою очередь Белоруссия лучше обеспечена лесными (преобладают хвойные породы) и водными ресурсами. Молдавия (республика-сад, как ее называли в бывшем СССР) может «похвастаться» лишь обильными почвенно-климатическими ресурсами.
Подлинной экологической трагедией для Украины, Белоруссии и России стала авария на Чернобыльской АЭС (1986), в результате которой на значительной территории этих стран наблюдается радиационное неблагополучие (причем обширные участки в Украине и особенно в Белоруссии должны быть на долгие годы исключены из зоны обитания человека).
Развал СССР заметно изменил геополитическую ситуацию в этой части СНГ. В начале XXI в. тесной интеграции между страна- • ми, составляющими западный «фасад» СНГ, — Украиной, Белоруссией и Молдавией (в отрыве от России!) — не существует. При этом славянские Украина и Белоруссия в целом не составляют единого культурно-исторического ансамбля, поскольку, по крайней мере последние 350 лет, географически, исторически, этнически и культурно были связаны прежде всего с Центральной Россией. Создание подлинно единого экономического пространства с участием упомянутых стран могло бы стать хорошим шансом на скорейшее приобретение Россией статуса крупнейшего агента мирового политического и экономического процесса.
Украина.Украина — причерноморское, восточнославянское, христианское государство, связанное многовековыми этническими, культурно-историческими и экономическими узами с Россией и расположенное на путях из России в страны Южной Европы и Ближнего Востока. Наряду с Россией Украина — крупнейший «фрагмент» бывшего СССР, намного превосходящий остальные новые государства с точки зрения экономического потенциала, численности населения, военной мощи. По численности населения (около 50 млн человек), как и по объему промышленного и сельскохозяйственного производства Украина занимает второе
место среди стран-преемниц бывшего СССР. При этом украинцы — истинно православный этнос, унаследовавший свою веру еще со времен крещения Киевской Руси. Однако со временем в результате заключения под давлением польских властей унии между православной украинской и белорусской церковью, с одной стороны, и католической церковью — с другой, часть православных храмов (особенно на западе Украины и Белоруссии) оказались в подчинении Папы Римского. Отсюда название — униатская церковь. (Среди униатов различают также греко-католиков, армяно-католиков, халдеев, коптов-католиков и др.) Украинцы составляют около 3/4 населения республики. Примерно 1/5 — русские, проживающие преимущественно в Крыму, Донбассе, Харьковской области и на границе с Россией. Кроме русских, на Украине живут евреи, поляки, болгары и другие народы.
Украина еще в дореволюционный период была одной из наиболее экономически развитых частей России (основная угольно-металлургическая база, главный район свеклосахарного производства, одна из важнейших житниц). Промышленность Украины отличается несбалансированной структурой, большими порайонными различиями в уровне развития и специализации. «Узкое» место национальной экономики — ограниченность запасов нефти и газа. Отличаясь высокой распаханностью территории, республика давала около 1/5 сельскохозяйственной продукции СССР. По производству таких важнейших культур, как озимая пшеница, кукуруза, сахарная свекла, ей принадлежало первое место в Союзе.
Впечатляют чисто географические контуры Украины. Основная часть территории имеет равнинный характер с амплитудой колебания высот не более 300 м. Большие пространства занимают низменности — Полесская, Приднепровская, Причерноморская — и возвышенности — Приазовская, Волынская, Подольская, Донецкий Кряж. На большей части страны отсутствуют серьезные природные барьеры; бескрайние украинские степи отличаются монотонностью. Карпаты и Крымские горы составляют лишь около 5 % всей ее территории.
Для республики характерно благоприятное сочетание природных условий. Большие суммы температур (в степной зоне — 2 880 — 3 200°), длинный безморозный период обеспечивают созревание относительно теплолюбивых культур с длинным вегетационным периодом (кукуруза на зерно, сахарная свекла, виноград, табак и др.). Развитию земледелия способствует относительно большое количество осадков (от 800 мм в Закарпатье — до 450 мм в северной части степной зоны). Подлинное богатство Украины — лучшие в СНГ по качеству тучные черноземы, особенно Правобережья (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая и другие области). Естественное плодородие подобных почв Левобережной час-
ти несколько снижается из-за меньшей обеспеченности влагой. Еще ниже плодородие почв полузасушливых степей Юга (Ново-россии), в чем-то схожих с прериями США.
Политический раскол Украины (со всей отчетливостью проявившийся во время президентской избирательной кампании 2004 г.) имеет более глубокие корни, чем нынешние геополитические предпочтения электората или его отношение к русскому языку. Речь идет о «вековых» векторах развития украинского этноса, связанных, с одной стороны, с польско-литовской и австро-венгерской направленностью, а с другой — с российской. На политическом расколе объективно отразились повышенная концентрация русских на Левобережье, а также формирование совершенно различных экономических моделей развития на западе и на востоке. Восток Украины сохранил индустриальный «профиль» с опорой на тяжелую промышленность (металлургию, химию, ТЭК, тяжелое машиностроение), и именно здесь генерируются основные национальные финансовые потоки. Можно спорить, насколько эта структура экономики современна, но именно она диктует свою логику развития страны — создание крупных финансово-промышленных конгломератов (желательно на основе отечественного бизнеса, чтобы деньги на месте оставались), сохранение особых отношений с Россией (ведь именно она остается главным поставщиком относительно дешевых энергоносителей — основы конкурентоспособности украинской металлургии), ориентация на рынки сбыта СНГ и других стран (особенно, что касается машиностроения).
Модель экономического роста, которая характерна для запада и центра Украины, существенно иная. С одной стороны, это ориентация на внутренний рынок (в значительной мере — «освоение» экономического роста востока страны), с другой — интеграция в технологические цепочки транснациональных корпораций с ориентацией на экспорт в страны ЕС. Речь идет о создании сборочных и лицензионных производств, развитии сферы услуг с расчетом на европейского потребителя (естественно, с широким доступом иностранного капитала). Это примерно тот путь, по которому пошли страны Восточной Европы. Важно учитывать то обстоятельство, что, по состоянию на 2007 г., вся западная евро-интегрированная часть украинской экономики является преимущественно «виртуальной» (т.е. существует лишь в проекте), в то время как восточная де-факто обеспечивает львиную долю национального накопления.
Основываясь на опыте экономического развития различных государств мира, можно привести примеры эффективного сотрудничества различных регионов, избравших различные модели хозяйственного развития. Но в данном случае попытки реализации политики взаимного дополнения друг друга до сих пор наталкивались на многочисленные разногласия, касающиеся допуска
транснациональных корпораций, геополитических ориентации, распределения финансовых потоков между регионами и т.п.
Характер взаимодействия двух преимущественно (с учетом многонационального состава РФ) славянских государств отличается неровностью. Российская Федерация превосходит Украину практически по всем макроэкономическим показателям, в том числе по уровню экономического развития, расходам на НИОКР, производительности труда в промышленности. Дух соперничества и конкуренции между Украиной и Россией особенно четко проявился в связи с признанием мировым сообществом за РФ роли правопреемницы СССР, что позволили последней занять место в Совете Безопасности ООН, оставить ядерное оружие и взять под свой контроль всю дипломатическую сеть бывшего Союза.