Дозволения и запреты, стимулы и ограничения в праве
Понятие правовго регулирования.
Правовое регулирование как научная категория.
Правовые средства.
Позитивные обязывания.
Юридические дозволения.
Общие дозволения и общие запреты.
Дозволения и запреты, стимулы и ограничения в праве
Заключение
Введение……………………………………………………………………...55
1. Правовые стимулы……………………………………………………......57
1.1 Понятие правового стимула........................................................................49
1.2 Классификация правовых стимулов…………………………………49
2. Правовые ограничения
2.1 Понятие правового ограничения…………………………………85
2.2 Классификация правовых ограничений
3. Правовые стимулы и правовые ограничения как взаимообеспечивающие друг друга юридические категории
4. Правовой режим как комбинация стимулирующих и ограничивающих средств воздействия 100
Заключение
Список использованных источников и литературы…
Введение
Предметом общей теории права и государства, как это вытекает уже из наименования данной отрасли науки, являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п.
Одним из основных предметов исследования является правовое регулирование, рассмотрению которого и посвящена данная работа.
Актуальность темы. За последние два десятилетия в жизни российского общества произошли существенные изменения, затронувшие политическую, социально-экономическую, духовно-нравственную и, естественно, правовую сферы. Последняя находится на «особом положении», ибо, с одной стороны, является во многом производной от всех остальных, с другой — в некотором роде предопределяет их. В этой связи бурно протекающие в нашей стране правовые процессы требуют глубокого теоретического осмысления.
Дозволение, запрет — на этом базируется регулятивная мощь права. Данные способы воздействия на поведение людей успешно прошли «испытание временем», сохранившись в практически неизменном виде с момента зарождения первых правовых институтов до наших дней.
Однако развитие социума с появлением новых, модернизацией имеющихся, отмиранием устаревших отношений неизбежно оказывает влияние на «расстановку сил» внутри означенной «триады». Если прошлый век по большей степени прошел «под знаком» ограничивающего сектора механизма правового регулирования с доминированием запретов и обязываний, то век наступивший можно охарактеризовать как «эру дозволений».
Прежняя командно-административная система в условиях стремительно развивающихся рыночных отношений оказалась малоэффективной. Назрела необходимость кардинальных перемен, глобальной перестройки всего регулятивного механизма. Только принципиальная смена курса с запретительного на общедозволительный могла помочь адаптироваться к общемировым тенденциям и процессам, дать новый импульс развитию страны. Именно дозволение — способ, базирующийся на такой важнейшей общечеловеческой ценности, как свобода, становится главным орудием преобразований, «ударной силой» проводимых реформ.
Дозволение — «визитная карточка» механизма правового регулирования, определяющее правовое средство, призванное обеспечить социальную свободу и активность граждан, осуществление реальных прав человека, действительную демократию, творчество и созидательную деятельность людей. Ведущее положение дозволений в системе воздействия на общественные отношения — это не чья-то прихоть, не решение «сверху». Таков закономерный итог эволюционного развития социума. Дозволения ныне прочно обосновались в политике, экономике, праве.
Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью не только на высшем внутригосударственном уровне — в Основном законе страны, но и в международных масштабах. Современному праву присущ человекоцентристский подход, базирующийся на предоставлении индивидам и их объединениям широчайшего спектра возможностей для удовлетворения своих интересов.
Активность, инициатива, самостоятельность, предприимчивость, «здоровое» честолюбие, стремление к самореализации является ценностью для современного человека. Дозволение как способ правового регулирования в полной мере отвечает потребностям времени, заключает в себе минимум условий для максимального раскрытия творческого потенциала личности.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является категория дозволения, рассматриваемая прежде всего с позиции одного из трех базисных, изначальных способов воздействия права на поведение людей. Предмет исследования составляют дозволения во всем их многообразии, обусловленном как «собственными», внутренними различиями, так и динамичностью, постоянным развитием и видоизменением условий внешней среды.
Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей работы заключается в системном общетеоретическом анализе сущности и специфических качеств дозволения и запретов, как юридического способа воздействия на поведение человека, выявление его функциональной значимости в современном механизме правового регулирования. Значительное внимание уделяется специфике использования управомочивающих норм в разных сферах общественных отношений.
Исходя из поставленной цели, в диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи:
· сформулировать четкое, логичное, комплексное определение
дозволения и запретов;
· выделить и проанализировать отличительные черты дозволения и запретов, провести разграничение с общеродовым понятием «правовые стимулы», а также иными их разновидностями;
· изучить механизм информационно-психологического воздействия норм дозволительного характера на поведение человека;
· исследовать выполняемую дозволениями функциональную нагрузку
и, соответственно, определить их место в регулятивном аппарате;
· классифицировать управомочивающие нормы по различным основаниям;
· проследить особенности закрепления и функционирования дозволений и запретов в отраслях современного права;
· проанализировать положительные и отрицательные тенденции,
вызванные расширением сферы дозволенного, достоинства и недостатки
реализации на практике общедемократического принципа «разрешено все,
что не запрещено»;
· выработать предложения и рекомендации по оптимизации правовой
политики в сфере дозволений применительно к современной
действительности.