Известный силуэт Александра Первого, вырезанный А. Фреми

Исследователи, правда, связывают историю «Анчара» с польскими событиями, и подтверждением тому может служить как раз портрет Константина Павловича, приведенный Пушкиным, ибо великий князь был наместником Александра в Царстве Польском и жил в Варшаве. Один из исследователей писал, что (не дословно, но верно) «поляки постоянно стремились разорять, отравлять и истреблять русский народ где бы и как бы то ни было», так что «древо отравы» вполне могло символизировать и польский вопрос.

Но вернемся к дуэли и смерти поэта.

Совершенно оригинальную трактовку приводит «дилетант» Владимир Блеклов в своих материалах о Пушкине. Кстати, пока я встретил единственного автора, который, говоря о рукописях Пушкина, не только углубляет открытие Киры Павловны Викторовой, но и в разделе «Литература» ссылается на нее. За что ему отдельная наша благодарность.

Суть главного открытия Киры Павловны состоит в том, что Пушкин, написавший лишь некоторые эпизоды российской истории («Арап Петра Великого», «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта», «Борис Годунов» и др.), да и то в основном в художественной форме, на самом деле есть величайший историк первой половины XIX века, потому что, оказывается, ничего, кроме истории России царствований Екатерины, Павла и Александра, не писал. Как это понять? Очень просто: Пушкина нельзя читать только как поэта и прозаика, его Российская История зашифрована в черновиках, где имеются рисунки и многочисленные помарки. Скажу от себя (это уже моя догадка, и если она подтвердится, я буду счастлив), что в помарках тоже большой смысл. Мы-то представляем себе, что Пушкин усиленно искал то или иное слово, определение и т. д., а на самом деле его гений уже знал, какое слово должно стоять на том или ином месте. Потому что если прочесть все зачеркнутые слова, то многократно возрастает объем характеристики того же объекта или явления, которого данное слово касается. Иногда, если вы это замечали, делается даже удивительно – почему в чистовой вариант попало слово, менее ярко характеризующее мысль поэта, если зачеркнутое – гораздо более точно?

На самом деле Кира Павловна, видимо, давно это открытие сделала и без меня, потому что в доказательствах в своей книге она использует чаще всего не чистовые, а рукописные варианты текстов, причем иногда несколько вариантов.

Итак, творчество Пушкина, по мнению К. П. Викторовой, следует понимать только в комплексе, причем в том числе необходимо иметь под рукой и все его письма от соответствующих чисел ко всем его адресатам.

Владимир Блеклов утверждает фактически то же самое, но тексты его настолько полны эмоций и написаны так непрофессионально, что для их публикации требуется очень хороший редактор, а то и несколько редакторов. Предупрежу, что материалов у него уже чрезвычайно много, и разбираться в них очень непросто, но мысль он доносит в целом правильно, понять его не стоит труда, если не утонешь в многочисленных повторах.

Итак, В. Блеклов считает Пушкина величайшим историком, за что, делает он вывод, поэт и поплатился. Главным врагом поэта автор считает Николая Первого, ибо это один из немногих читателей, кто расшифровал практически все зашифрованные места творчества Пушкина и именно потому понял, как точно и безжалостно поэт расписал русскую историю.

Заметим, даже не от Екатерины, а еще от Петра по меньшей мере, поскольку я здесь упускаю, как не относящуюся к теме, язвительнейшую линию Петра Первого, которой придерживался Александр Сергеевич, как полны иронии его характеристики великого самодержца, вздернувшего Россию на дыбы.

Николай припомнил поэту все. Вероятно, даже то, чего у того и не было. Вот, например, что пишет уже в аннотации к своему труду «За что убили Пушкина?» В. Блеклов:

Николай I, организовав заговор против Пушкина, и «поставил» его именно по тайной пушкинской «Пиковой даме». Исследование автора по «Пиковой даме» заставляет читателя серьезно задуматься не только над тайным творчеством и мировоззрением нашего великого поэта, но и над его жизнью и биографией. И, разумеется, над нашим временем. Кроме того, уже в первой книге автором поставлен вопрос и о перезахоронении Пушкина и Лермонтова в Москве. По этому вопросу автор просит читателей помочь ему в выходе на Правительство и Президента РФ.

Что такое «тайная» пушкинская «Пиковая дама»? Что автор имеет в виду?

Мы знаем множество исследований этого произведения. Например, пушкиноведы вычислили, что дом старухи-графини Пушкин «срисовал» с особняка Зинаиды Волконской, где поэт бывал и где встречался с Марией Волконской якобы для того, чтобы она осталась в столице и никуда не ездила (имеется в виду Сибирь), ибо он, Пушкин, влюблен в нее.

В кого был влюблен Пушкин в действительности, мы уже доподлинно знаем, так что здесь комментировать нечего.

Среди героев «Пиковой дамы» находят многих реальных людей – расшифровывают и Германна, и бедную воспитанницу старухи Лизу и т. д. Среди персонажей В. Блеклов находит Екатерину Вторую – это, конечно, старуха-графиня, и Александра Первого в лице князя Томского Павла Александровича (переставить имя-отчество – и все) и других: Павла I, Николая I и пр.

Пересказывать весь сонм исследований В. Блеклова здесь вовсе не место, потому я назову лишь несколько исторических эпизодов, которые в точности воспроизведены Пушкиным в иных реалиях, но которые можно легко транспонировать на подлинные исторические события. К примеру, история смерти Екатерины Второй на судне (стульчак сделан из трона, когда-то подаренного ей С. Понятовским), когда с нею случился удар, описана фразой о смерти старухи-графини, когда Германн едва навел на нее пистолет, другие эпизоды отражают, например, повторную свадьбу Екатерины Второй и Петра Третьего, которую устроил для трупа матери Павел Первый, и так далее. Даты и часы событий отражены в датах и часах событий у Пушкина…

Николай не только не простил поэту подобных выпадов против царей-самозванцев (а Екатерина – самозванка, так что все ее потомки также, считает Блеклов, самозванцы), но и разработал изощренную месть, которая продолжалась с 1833 года по год 1837-й в виде сплетен и заговоров против поэта, а затем еще и нашла свое продолжение после смерти Пушкина, ибо и прощания, и отпевания, и какие-то другие события совершались по указанию Николая также в те дни и часы, а также в тех местах и таким образом, как это описано в зашифрованном и незашифрованном виде у великого поэта России. И не только, кстати, в «Пиковой даме». Потому Пушкин, покоящийся в имении Михайловском, до сей поры оскорблен и унижен одним из самых проницательных его читателей и требует от всех нас справедливости и, попросту говоря, отмщенья.

Как я уже говорил, охватить весь спектр открытий В. Блеклова в отдельной главе просто нереально, а потому предлагаю читателю найти материалы этого автора в Интернете и, если вам интересно, детально с ними ознакомиться. Искать можно на сайте www.prosa.ru

Краткое заключение

О смерти Марии Федоровны нет никаких ярких воспоминаний. Умерла и умерла.

Но «подгадала» почти в точности к Екатерине: 5 ноября 1828 года.

До последнего она оставалась попечительницей сиротских домов и воспитательных учреждений. Надо отдать ей должное, она автор многих вновь возникших воспитательных учреждений и учебных заведений разного профиля. Некоторые до сей поры носят ее имя, так что о полной безвестности вдовствующей государыни говорить не приходится.

Кроме того, как говорилось, ее именем была названа Мариинская водная система – «водная система в России, соединяющая бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей. В советское время получила название Волго–Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.

Исследования по направлению этого пути – р. Вытегра – р. Ковжа – р. Шексна – проводились несколько раз: при Петре и в 1774, 1785 и 1798 годах».

В 1785 г. их выполнял инженер Яков де Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 000 руб. 31 декабря 1787 года Екатерина II на строительство Вытегорского канала выделила 500 000 руб. Но их вскоре разворовали (мелкая сумма), работы даже не начинали. Но потребность в поставках всего в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента – графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвел рекогносцировку трассы и представил царю доклад о строительстве по Вытегорскому направлению.

А вот план работ и смету взяли у разрабатывавшего этот же маршрут еще при Петре Джона Перри (проект де Витте не рассматривался и в докладах даже не упоминался). Строительство водной системы протяженностью 1145 км длилось 11 лет.

Настояла. Назвали. Увековечили.

………………………………………………………………………………………………………………………………………...

[1]Курсив мой. – А.В.

[2]Г.И. Чулков. «Императоры: Психологические портреты».

[3]Курсив мой. – А.В.

[4]Курсив С.М. Соловьева.

[5]Не удивительно: Павел шел почти вплотную к стене здания, бывшей именно слева от него. – А.В.

[6]Курсив мой – А. В.

[7]Валентин Зубов. Император Павел I. Перевод с немецкого В.А. Семенова (переведена в 2007-м). – Спб., Алетейя, 2007.

[8]Участие молодого Панина в заговоре ограничено сентябрем-ноябрем 1800 г., ибо 15 ноября Павлом Петровичем он был лишен всех своих должностей и отправлен в имение под Москвой, в ссылку.

[9] Рибас и впрямь был участником заговора, но скончался за два месяца до переворота.

[10]Петр Алексеевич фон дер Пален с начала и до конца царствования Павла прошел серию взлетов и падений, в том числе в 1800 г. был военным губернатором Петербурга, но 12 августа был смещен с этого поста и заменен генералом Свечиным. Впрочем, то не было опалой: Павел намеревался сделать Палена командующим армией в предстоявшей войне с Англией и Австрией, поскольку таковой не воспоследовало, Пален 26 сентября стал гражданским губернатором Курляндии, Эстляндии и Лифляндии, на другой день – военным губернатором Риги, а уже 21 октября – вновь военным губернатором Петербурга, с сохранением всех прежних постов. К 11 марта 1801 г. он был генерал-губернатором Петербурга.

[11]Полевой Н. А. Столетие России с 1745 по 1845 гг. – Спб., 1846.

[12]Милютин Д. История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла I. – Спб., 1852.

[13]Когда «с подачи» баронессы Оберкирх Павел рассказывал историю о призраке Петра I. – А.В.

[14]Прочувствовав ситуацию, Суворов нагрузил Гагарина завоеванными штандартами противника, и князь появился в столице в весьма героическом ореоле.

[15]Ошибка В. П. Зубова: не Ковно (Каунас), а Ровно, как записано у Ланжерона.

[16]Last not least (англ.) – последнее, но не менее важное.

[17]Константин сообщил Саблукову, что он и Александр Павлович находятся под домашним арестом (это значило, что Павел посадил их под домашний арест).

[18]Слуга, подавая стакан воды Константину при Саблукове, вынул из него пальцем плавающее перышко и сказал: «Вот ведь сегодня плавает, а завтра, глядишь, и потонет». Слова были сказаны вослед прошедшему императору Павлу.

[19]Она знает, что по-русски так звучит «виват». – Примеч. В. П. Зубова.

[20]Хорошо, что автор перечислил источники. Материал Елизаветы Алексеевны был предназначен для чтения родной матерью, сестрой первой жены Павла. Допустила бы молодая императрица сказать о Марии Федоровне что-либо порочащее ее? Наверняка нет. Следовательно, все, что касается Марии Федоровны от лица Елизаветы Алексеевны, можно смело вычеркивать. О высказываниях Бенигсена В. П. Зубов и сам предупреждает читателя. А как могут сказать правду княгиня Ливен и ее невестка? Они не сказали бы ее и под пыткой. Потому верить данному рассказу никак нельзя: предвзяты все источники.

[21]Александра Павловна, старшая дочь, супруга эрцгерцога Иосифа, палатина Венгерского, действительно, умерла 4 марта от горячки при родах, но известие об этом еще не достигло Петербурга. – Примеч. В.П. Зубова.

[22]Как видите, теперь Мария Федоровна бьется в уже совершенно не опасную дверь.

[23]Палену. – А.В.

[24]Чистая ложь. – Примеч. В. П. Зубова. – Примеч. перев.

[25]Видно, плохо Александра Федоровна молила Бога, ибо сама изменяла Николаю с Трубецким…

[26]Домашнее прозвище Николая Павловича.

[27]Камер-фрейлина В. М. Волконская. – А.В.

Наши рекомендации