Ассамблея государств-членов ИКАО.
Высший орган ИКАО, в котором представлены все государства-члены ИКАО. Государства, не являющиеся членами ИКАО могут принимать участие в работе Ассамблеи в качестве наблюдателей. Все государства-члены ИКАО имеют права и один голос при голосовании. Как правило, решение принимается простым большинством. ""Ряд – вопросов - требует
квалификационного большинства. Так решение о приёме нового члена ИКАО требует 4/5 от общего количества голосов; о переносе штаб-квартиры - 3/5; о внесении изменений в Чикагскую Конвенцию - 2/3 от общего количества голосов.
Ассамблея созывается один раз в три года.
В случае необходимости по рекомендации Совета ИКАО или по требованию не менее 1/5 общего числа государств-членов ИКАО может быть созвана чрезвычайная сессия.
Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. В периоды работы сессии Ассамблея:
- утверждает отчеты Совета ИКАО за три года работы;
- принимает новые стандарты и рекомендации и аннулирует старые;
- заслушивает доклады комиссий и комитетов Ассамблеи и выносит по ним соответствующие решения;
- вносит поправки в Чикагскую Конвенцию;
- утверждает бюджеты ИКАО;
Совет ИКАО - постоянный орган ИКАООбеспечивает непрерывность действия международной организации гражданской авиации в промежутках между сессиями Ассамблеи и несет ответственность перед этим высшим органом за свою работу. Совет образуется из представителей 33 государств, избираемых Ассамблеей тайным голосованием из числа членов ИКАО.
При выдвижении кандидатов в Совет. ИКАО для учета интересов государств с различным уровнем развития гражданской авиации, интересами регионов, а также вклада государств в аэронавигационное обслуживание международных полетов, все государства-члены ИКАО делятся на три группы:
Первая группа включает государства, играющие ведущую роль в воздушном транспорте. Она включает 10 государств (Россия, США, ФРГ, Франция, Италия, Канада, Австралия, Япония. Бразилия, Великобритания).
Вторая группа объединяет государства, вносящие значительный вклад в предоставление аэронавигационных средств обслуживания международных полетов и включает 11 государств (Аргентина, Венесуэла, Бельгия Египет, Индия, Испания, Китай, Ливан, Мексика, Норвегия, Нигерия).
Третья группаобеспечивает избрание в Совет ИКАО представителей основных географических районов мира и насчитывает 12 членов Алжир, Гватемала, Индонезия, Ирак. Кения, Колумбия, Мадагаскар, Танзания, Пакистан, Сенегал, Чехия, Ямайка).
Для руководства Советом избирается президент и три вице-президента. Президент выбирается на три года, вице-президент - на год. Президент не
имеет права голоса при принятии Советом каких либо решений, однако он имеет право созывать сессии или совещания Совета ИКАО. Сессии Совета проводятся три раза в год. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются путем тайного или открытого голосования. Каждый член Совета имеет один голос.
Совет ИКАО выполняет многочисленные функции, основными из которых являются:
- выполнение решений Ассамблеи;
- принятие международных стандартов и рекомендаций;
- координация сотрудничества в области экономики воздушного транспорта и выработка программы технической помощи;
- поддерживание отношений с другими международными организациями;
- формирование аэронавигационной комиссии и комитетов Совета ИКАО и руководство их работой;
- назначение генерального секретаря;
Под; руководством Совета ИКАО работают постоянно аэронавигационная комиссия, комитет совместной поддержки аэронавигационных служб, авиатранспортный комитет, юридический комитет, комитет по незаконным вмешательствам, финансовый комитет.
Аэронавигационная комиссия- постоянный орган, подчиненный Совету ИКАО. В состав АНК входят 15 членов, утверждаемых Советом ИКАО. Кандидатуры выдвигаются государствами- членами ИКАО. К кандидату предъявляются большие требования к соответствующей квалификации, опыту в научной и практической областях аэронавигации.
Основная задача аэронавигационной комиссии - достижение безопасности международных полетов. Аэронавигационная комиссия, анализируя работу международной гражданской авиации, разрабатывает новые стандарты и рекомендации или поправки к действующим стандартам в сфере аэронавигации.
Для осуществления своих функций Аэронавигационная комиссия, как правило, создает группы экспертов - технические комиссии, которые подготавливают научно-технические рекомендации или экспертные заключений по вопросам аэронавигации, правилам полётов, управления воздушным движением, предоставление информации воздушным судам находящимся вполете и др. Комиссия организует также проведение специализированных и региональных аэронавигационных совещаний.
Авиатранспортный комитет ИКАОзанимается изучением экономических и коммерческих аспектов международных авиаперевозок. Анализируя данные экономического характера о деятельности международного воздушного транспорта, авиатранспортный комитет
разрабатывает стандарты и рекомендации для активизации авиаперевозок во всем мире, а также стандарты и рекомендации по вопросам упрощения формальностей.
Разработанные стандарты утверждаются Советом ИКАО, если выводы и анализы авиатранспортного комитета относительно экономического положения в международном воздушном движении имеют глобальный характер. Авиатранспортный комитет может рекомендовать Совету ИКАО созвать всемирную авиатранспортную конференцию.
Комитет взаимной поддержки аэронавигационных службсоздан в целях оказания технической и финансовой помощи по созданию средств аэронавигационного обеспечения полетов в малодоступной местности и районах открытого моря (в основном, в районе северной Атлантики, северней 40° северной широты).
Юридический комитетявляется органом специальной компетенции, подчиненным Совету ИКАО. Основными направлениями работы юридического комитета являются:
- разработка основных положений международного воздушного права;
- консультирование Совета ИКАО по вопросам толкования Чикагской Конвенции, а также соответствие вносимых в Конвенцию поправок международному воздушному праву;
- готовит проекты международных соглашений в области международных воздушных сообщений;
- разработка стандартов и рекомендаций по международному воздушному праву;
- подготовка проектов Конвенции, регулирующих неохваченные аспекты деятельности международной гражданской авиации;
Членами комитета могут быть все государства-члены ИКАО. Сессии комитета проходят один раз в два года. В силу необходимости могут быть созваны специальные сессии.
Финансовый комитетявляется постоянным органом Совета ИКАО, который оказывает помощь Совету в финансовой деятельности ИКАО и несет за свою деятельность ответственность перед ним. Функциями комитета являются;
- выработка рекомендаций и предложений для Совета ИКАО в области финансовой деятельности;
- осуществление контроля за правильным расходованием средств ИКАО;
- проведение финансовых ревизий;
- контроль за поступлением членских взносов государств.
Величину членского взноса для каждого государства устанавливает Ассамблея государств-членов ИКАО. Его размер зависит от двух факторов: интенсивность использования международных воздушных линий самолетами данного государства и величины национального дохода государства на душу населения. Членский взнос государства рассчитывается в процентах от всей доходной части бюджета. Если рассчитанный членский взнос государства в зависимости т этих факторов оказывается меньше 1.5%, данное государство освобождается от уплаты членских взносов.
Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации- рабочий орган ИКАО. Создан в 1969г. по решению Совета ИКАО в связи с увеличением террористических актов на международных воздушных линиях.
В функции комитета входят:
- рассмотрение технических проблем зашиты воздушных судов от незаконного захвата, саботажа или вооруженного нападения;
-анализ актов незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации и разработка рекомендаций по принятию предупредительных мер против них;
-изучение рекомендаций, поступающих в Совет ИКАО от Аэронавигационной комиссии, Авиатранспортного комитета или из секретариата, касающихся в той или иной мере безопасности воздушного транспорта;
- помощь государствам в принятии мер пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации;
При участии комитета оказывается техническая помощь при выполнении государствами национальных программ авиационной безопасности. Помощь также предоставляется путем направления экспертов ИКАО в заинтересованные государства.
Секретариат ИКАО - постоянный орган, обеспечивающий работу Ассамблеи, Совета и всех постоянных органов ИКАО. Возглавляет секретариат генеральный секретарь, назначенный Советом ИКАО. В состав секретариата входят постоянные бюро (управления): аэронавигационное, технической помощи, юридическое, административно-хозяйственное, авиатранспортное. Каждое бюро секретариата работает на схожий с ним по профилю комитет Совета ИКАО, выполняя подготовительную работу по подготовке необходимых материалов, сбору информационных данных и т. д.
Секретариат осуществляет руководство региональными отделениями секретариата ИКАО.
Деятельность региональных отделений должна быть направлена на оказание помощи государствам в разрешении трудностей, связанных с осуществлением региональных аэронавигационных планов.
На региональные отделения ИКАО возлагается:
- оказание помощи странам в осуществлении региональных планов;
- сбор и обработка предложений по внесению изменений и дополнений в региональные планы; оказание помощи государствам и региональным организациям в развитии воздушного транспорта.
1 .Аэронавигационное управление - занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке рекомендаций и стандартов компаниям.
2. Авиатранспортное управление - занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных воздушных линиях.
3. Юридическое управление - занимается вопросами по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской конвенции, готовит проекты новых решений.
4. Управление технической помощи - разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных участках местности и океанических просторах.
5. Административное управление - занимается вопросами кадров, переводов, оформления и рассылки документов.
Региональные отделения секретариата расположены:
1. для стран Европы (ЕUR) - Париж (Франция);
2. для стран Северной Америки, бассейна Карибского моря и Северной Атлантики (NAM, NAT, CAR), Мехико (Мексика);
3. для стран Южной Америки (SAM) -Лима (Перу);
4. для стран Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана -Бангкок (Таиланд) (SEA, РАС);
5. для стран Ближнего, Среднего Востока и Восточной Африки (MID) - Каир (Египет);
6. для стран Африки (AFI) -Дакар (Сенегал);
Таким образом мировое пространство разделено международной организацией на 9 регионов (EUR - Европа. NAM-Северная Америка, CAR - бассейн Карибского моря, NAT Северная Атлантика, SAM - Южная Америка, МI D - Каир и Ближний Восток, AFI - Африка, SEA - Юго-Восточная Азия. РАС -бассейн Тихого океана). Обслуживание этих 9 регионов осуществляют 6 региональных центров ИКАО.
В ICAO имеется суверенный орган, каковым является Ассамблея, и руководящий орган – Совет. Ассамблея проводится не реже одного раза в три года и созывается Советом. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией.
Аэронавигационное управление | Авиатранспортное управление | Юридическое управление | Управление технической помощью | Административное управление |
Цели и задачи ИКАО.
Цели:многостороннее регулирование на межгосударственном уровне использованиямирового воздушного пространства, разграничения воздушного пространства за пределами юрисдикции отдельных государств
ЗАДАЧИ ИКАО
1 .Обеспечение безопасного и упорядоченного развития-международной гражданской авиации во всем мире.
2.Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.
3 .Поощрения развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной, гражданской авиации.
4.Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспортер
5.Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.
6. Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.
7.Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.
8.Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации.
9.Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.
.
ЧЛЕНСТВО В ИКАО
Любое государство - член ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской конвенции.
Государства, участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий:
1 .С согласия ООН.
2.По специальному разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 голосов.
3.При отсутствии возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить в члены ИКАО.
Государство перестает быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции. Денонсация вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления.
Если государство исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев, когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности сохранения членства этого государства в ИКАО.
Он осуществляет эти функции с помощью пяти специализированных управлений: