Ассамблея государств-членов ИКАО.

Высший орган ИКАО, в котором представлены все государства-члены ИКАО. Государства, не являющиеся членами ИКАО могут принимать участие в работе Ассамблеи в качестве наблюдателей. Все государства-члены ИКАО имеют права и один голос при голосовании. Как правило, решение принимается простым большинством. ""Ряд – вопросов - требует

квалификационного большинства. Так решение о приёме нового члена ИКАО требует 4/5 от общего количества голосов; о переносе штаб-квартиры - 3/5; о внесении изменений в Чикагскую Конвенцию - 2/3 от общего количества голосов.

Ассамблея созывается один раз в три года.

В случае необходимости по рекомендации Совета ИКАО или по требованию не менее 1/5 общего числа государств-членов ИКАО может быть созвана чрезвычайная сессия.

Функции Ассамблеи заключаются в определении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта. В периоды работы сессии Ассамблея:

- утверждает отчеты Совета ИКАО за три года работы;

- принимает новые стандарты и рекомендации и аннулирует старые;

- заслушивает доклады комиссий и комитетов Ассамблеи и выносит по ним соответствующие решения;

- вносит поправки в Чикагскую Конвенцию;

- утверждает бюджеты ИКАО;

Совет ИКАО - постоянный орган ИКАООбеспечивает непрерывность действия международной организации гражданской авиации в промежутках между сессиями Ассамблеи и несет ответственность перед этим высшим органом за свою работу. Совет образуется из представителей 33 государств, избираемых Ассамблеей тайным голосованием из числа членов ИКАО.

При выдвижении кандидатов в Совет. ИКАО для учета интересов государств с различным уровнем развития гражданской авиации, интересами регионов, а также вклада государств в аэронавигационное обслуживание международных полетов, все государства-члены ИКАО делятся на три группы:

Первая группа включает государства, играющие ведущую роль в воздушном транспорте. Она включает 10 государств (Россия, США, ФРГ, Франция, Италия, Канада, Австралия, Япония. Бразилия, Великобритания).

Вторая группа объединяет государства, вносящие значительный вклад в предоставление аэронавигационных средств обслуживания международных полетов и включает 11 государств (Аргентина, Венесуэла, Бельгия Египет, Индия, Испания, Китай, Ливан, Мексика, Норвегия, Нигерия).

Третья группаобеспечивает избрание в Совет ИКАО представителей основных географических районов мира и насчитывает 12 членов Алжир, Гватемала, Индонезия, Ирак. Кения, Колумбия, Мадагаскар, Танзания, Пакистан, Сенегал, Чехия, Ямайка).

Для руководства Советом избирается президент и три вице-президента. Президент выбирается на три года, вице-президент - на год. Президент не

имеет права голоса при принятии Советом каких либо решений, однако он имеет право созывать сессии или совещания Совета ИКАО. Сессии Совета проводятся три раза в год. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются путем тайного или открытого голосования. Каждый член Совета имеет один голос.

Совет ИКАО выполняет многочисленные функции, основными из которых являются:

- выполнение решений Ассамблеи;

- принятие международных стандартов и рекомендаций;

- координация сотрудничества в области экономики воздушного транспорта и выработка программы технической помощи;

- поддерживание отношений с другими международными организациями;

- формирование аэронавигационной комиссии и комитетов Совета ИКАО и руководство их работой;

- назначение генерального секретаря;

Под; руководством Совета ИКАО работают постоянно аэронавигационная комиссия, комитет совместной поддержки аэронавигационных служб, авиатранспортный комитет, юридический комитет, комитет по незаконным вмешательствам, финансовый комитет.

Аэронавигационная комиссия- постоянный орган, подчиненный Совету ИКАО. В состав АНК входят 15 членов, утверждаемых Советом ИКАО. Кандидатуры выдвигаются государствами- членами ИКАО. К кандидату предъявляются большие требования к соответствующей квалификации, опыту в научной и практической областях аэронавигации.

Основная задача аэронавигационной комиссии - достижение безопасности международных полетов. Аэронавигационная комиссия, анализируя работу международной гражданской авиации, разрабатывает новые стандарты и рекомендации или поправки к действующим стандартам в сфере аэронавигации.

Для осуществления своих функций Аэронавигационная комиссия, как правило, создает группы экспертов - технические комиссии, которые подготавливают научно-технические рекомендации или экспертные заключений по вопросам аэронавигации, правилам полётов, управления воздушным движением, предоставление информации воздушным судам находящимся вполете и др. Комиссия организует также проведение специализированных и региональных аэронавигационных совещаний.

Авиатранспортный комитет ИКАОзанимается изучением экономических и коммерческих аспектов международных авиаперевозок. Анализируя данные экономического характера о деятельности международного воздушного транспорта, авиатранспортный комитет

разрабатывает стандарты и рекомендации для активизации авиаперевозок во всем мире, а также стандарты и рекомендации по вопросам упрощения формальностей.

Разработанные стандарты утверждаются Советом ИКАО, если выводы и анализы авиатранспортного комитета относительно экономического положения в международном воздушном движении имеют глобальный характер. Авиатранспортный комитет может рекомендовать Совету ИКАО созвать всемирную авиатранспортную конференцию.

Комитет взаимной поддержки аэронавигационных службсоздан в целях оказания технической и финансовой помощи по созданию средств аэронавигационного обеспечения полетов в малодоступной местности и районах открытого моря (в основном, в районе северной Атлантики, северней 40° северной широты).

Юридический комитетявляется органом специальной компетенции, подчиненным Совету ИКАО. Основными направлениями работы юридического комитета являются:

- разработка основных положений международного воздушного права;

- консультирование Совета ИКАО по вопросам толкования Чикагской Конвенции, а также соответствие вносимых в Конвенцию поправок международному воздушному праву;

- готовит проекты международных соглашений в области международных воздушных сообщений;

- разработка стандартов и рекомендаций по международному воздушному праву;

- подготовка проектов Конвенции, регулирующих неохваченные аспекты деятельности международной гражданской авиации;

Членами комитета могут быть все государства-члены ИКАО. Сессии комитета проходят один раз в два года. В силу необходимости могут быть созваны специальные сессии.

Финансовый комитетявляется постоянным органом Совета ИКАО, который оказывает помощь Совету в финансовой деятельности ИКАО и несет за свою деятельность ответственность перед ним. Функциями комитета являются;

- выработка рекомендаций и предложений для Совета ИКАО в области финансовой деятельности;

- осуществление контроля за правильным расходованием средств ИКАО;

- проведение финансовых ревизий;

- контроль за поступлением членских взносов государств.

Величину членского взноса для каждого государства устанавливает Ассамблея государств-членов ИКАО. Его размер зависит от двух факторов: интенсивность использования международных воздушных линий самолетами данного государства и величины национального дохода государства на душу населения. Членский взнос государства рассчитывается в процентах от всей доходной части бюджета. Если рассчитанный членский взнос государства в зависимости т этих факторов оказывается меньше 1.5%, данное государство освобождается от уплаты членских взносов.

Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации- рабочий орган ИКАО. Создан в 1969г. по решению Совета ИКАО в связи с увеличением террористических актов на международных воздушных линиях.

В функции комитета входят:

- рассмотрение технических проблем зашиты воздушных судов от незаконного захвата, саботажа или вооруженного нападения;

-анализ актов незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации и разработка рекомендаций по принятию предупредительных мер против них;

-изучение рекомендаций, поступающих в Совет ИКАО от Аэронавигационной комиссии, Авиатранспортного комитета или из секретариата, касающихся в той или иной мере безопасности воздушного транспорта;

- помощь государствам в принятии мер пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации;

При участии комитета оказывается техническая помощь при выполнении государствами национальных программ авиационной безопасности. Помощь также предоставляется путем направления экспертов ИКАО в заинтересованные государства.

Секретариат ИКАО - постоянный орган, обеспечивающий работу Ассамблеи, Совета и всех постоянных органов ИКАО. Возглавляет секретариат генеральный секретарь, назначенный Советом ИКАО. В состав секретариата входят постоянные бюро (управления): аэронавигационное, технической помощи, юридическое, административно-хозяйственное, авиатранспортное. Каждое бюро секретариата работает на схожий с ним по профилю комитет Совета ИКАО, выполняя подготовительную работу по подготовке необходимых материалов, сбору информационных данных и т. д.

Секретариат осуществляет руководство региональными отделениями секретариата ИКАО.

Деятельность региональных отделений должна быть направлена на оказание помощи государствам в разрешении трудностей, связанных с осуществлением региональных аэронавигационных планов.

На региональные отделения ИКАО возлагается:

- оказание помощи странам в осуществлении региональных планов;

- сбор и обработка предложений по внесению изменений и дополнений в региональные планы; оказание помощи государствам и региональным организациям в развитии воздушного транспорта.

1 .Аэронавигационное управление - занимается вопросами безопасности полетов, рассматривает вопросы по выработке рекомендаций и стандартов компаниям.

2. Авиатранспортное управление - занимается вопросами обеспечения эффективности перевозок на международных воздушных линиях.

3. Юридическое управление - занимается вопросами по выработке стандартов и рекомендаций в области воздушного права, проводит консультации по правовому толкованию и пониманию основных положений Чикагской конвенции, готовит проекты новых решений.

4. Управление технической помощи - разрабатывает предложения по оказанию финансовой и технической помощи, по созданию аэровокзальных комплексов и оснащению воздушных трасс в труднодоступных участках местности и океанических просторах.

5. Административное управление - занимается вопросами кадров, переводов, оформления и рассылки документов.

Региональные отделения секретариата расположены:

1. для стран Европы (ЕUR) - Париж (Франция);

2. для стран Северной Америки, бассейна Карибского моря и Северной Атлантики (NAM, NAT, CAR), Мехико (Мексика);

3. для стран Южной Америки (SAM) -Лима (Перу);

4. для стран Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана -Бангкок (Таиланд) (SEA, РАС);

5. для стран Ближнего, Среднего Востока и Восточной Африки (MID) - Каир (Египет);

6. для стран Африки (AFI) -Дакар (Сенегал);

Таким образом мировое пространство разделено международной организацией на 9 регионов (EUR - Европа. NAM-Северная Америка, CAR - бассейн Карибского моря, NAT Северная Атлантика, SAM - Южная Америка, МI D - Каир и Ближний Восток, AFI - Африка, SEA - Юго-Восточная Азия. РАС -бассейн Тихого океана). Обслуживание этих 9 регионов осуществляют 6 региональных центров ИКАО.

В ICAO имеется суверенный орган, каковым является Ассамблея, и руководящий орган – Совет. Ассамблея проводится не реже одного раза в три года и созывается Советом. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос, и решения Ассамблеи принимаются большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конвенцией.


Аэронавигационное управление Авиатранспортное управление Юридическое управление Управление технической помощью Административное управление

Цели и задачи ИКАО.

Цели:многостороннее регулирование на межгосударственном уровне использованиямирового воздушного пространства, разграничения воздушного пространства за пределами юрисдикции отдельных государств

ЗАДАЧИ ИКАО

1 .Обеспечение безопасного и упорядоченного развития-международной гражданской авиации во всем мире.

2.Поощрение искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.

3 .Поощрения развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной, гражданской авиации.

4.Удовлетворение потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспортер

5.Предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

6. Обеспечение полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.

7.Исключение случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.

8.Обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации.

9.Содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

.

ЧЛЕНСТВО В ИКАО

Любое государство - член ООН, входившее во время Второй мировой войны в Антигитлеровскую коалицию, и нейтральные страны становятся членами ИКАО на 30-й день после присоединения к Чикагской конвенции.

Государства, участвовавшие во время Второй мировой войны на стороне Гитлеровской Германии, могут присоединиться к конвенции с соблюдением следующих условий:

1 .С согласия ООН.

2.По специальному разрешению Ассамблеи ИКАО, для принятия которой требуется 4/5 голосов.

3.При отсутствии возражений со стороны любого государства, которое было аннулировано или подверглось нападению в ходе Второй мировой войны войсками государства, желающего вступить в члены ИКАО.

Государство перестает быть членом ИКАО, если оно заявляет о денонсации им Чикагской конвенции. Денонсация вступает в силу через год после получения ИКАО уведомления.

Если государство исключено из ООН, оно автоматически перестает быть членом ИКАО, кроме тех случаев, когда Генеральная Ассамблея ООН в своем решении прямо не говорит о целесообразности сохранения членства этого государства в ИКАО.

Он осуществляет эти функции с помощью пяти специализированных управлений:

Наши рекомендации