Основы организации и деятельности икао
История создания ИКАО.
В связи с развитием авиационной техники с начала XX века появилась широкая возможность использования гражданской авиации в качестве воздушного транспорта, имеющего большую грузоподъемность и большой радиус действия.
Достижения авиационной техники позволили создать не только внутригосударственные воздушные линии, но и предрешили создание международных воздушных сообщений. После первой мировой войны, стимулировавшей развитие самолетостроения, появляются первые международные воздушные линии. В России такая авиалиния, связывающая Москву и Кенигсберг (ныне Калининград) начала действовать с весны 1922г.
Дальнейшему развитию международной гражданской авиации серьезно мешало отсутствие единых правил полета, единых стандартов в обслуживании движения, различие навигационного и радионавигационного оборудования, а также разноязычие экипажей, принимавших участие в международных полетах. Необходимость координации этих факторов особенно обострилась в годы второй мировой войны и привела к созыву в ноябре 1944г. конференции в Чикаго.
Участники Чикагской конференции должны были разработать магистральные пути развития международной гражданской авиации. В работе Чикагской конференции приняли участие делегации 52 государств. Советский Союз был приглашен на Чикагскую конференцию, но он отказался принимать в ней участие в знак протеста против приема в ИКАО Испании, Португалии и Швейцарии, проводивших в годы второй мировой войны прогерманскую политику. Кроме того, воинское соединение Испании принимало участие в боях на советско-германском фронте на стороне гитлеровской Германии.
Делегациям на Чикагской конференции необходимо было решить два основных вопроса.
Первый вопрос был связан с аэронавигационным обеспечением полетов на международных воздушных линиях, обеспечением безопасности, регулярности и эффективности международных полетов. Этот вопрос не вызвал у делегаций больших споров и был относительно быстро улажен.
Второй вопрос, связанный с экономической стороной международных полетов и затрагивающий возможности повышения эффективности использования международного воздушного транспорта, обострил работу конференции.
Основные противоречия по этому вопросу, притихшие в годы второй мировой войны, проявились между США и Англией. Основной спор шел
между ними о статуте мирового воздушного пространства и роли государства в регулировании международных воздушных перевозок.
США, воздушные суда которых составляли костяк международной авиации и, которые были монополистами в этой авиации, требовали полной свободы полетов в мировом воздушном пространстве, полной свободы коммерческой деятельности и конкурентной борьбы с другими авиакомпаниями.
Англия, основной соперник США в мировом воздушном пространстве, выдвигала тезис о полном суверенитете государства над своим воздушным пространством. Англия отстаивала также принцип руководства и регулирования воздушного сообщения на международных линиях международными органами – прообразом ИКАО. Этими мерами Англия хотела приостановить монополизацию мирового воздушного пространства авиационными компаниями США.
После того, как спор между Англией и США зашел в тупик, США, Англия и Канада выдвинули компромиссный проект, который и был принят конференцией. Положения этого проекта были зафиксированы в основном документе ИКАО - Чикагской конвенции. Этот документ предоставлял государству полный суверенитет над своим воздушным пространством и наделял ИКАО только консультативными правами как в вопросах экономической области, так и в вопросах аэронавигационного обслуживания на международных воздушных линиях.
Кроме основного документа конференция приняла ряд соглашений, касающихся транзита и статуса международного воздушного транспорта.
Все разработанные на конференции документы были переданы на хранение правительству США - страны - депозитария. Государству, выразившему желание стать членом ИКАО, необходимо было уведомить об этом правительство США, которое через 30 дней после получения уведомления,, извещаем государства - членов ИКАО о приеме этого государства.. Чикагская конференция закончила свою работу 7 декабря 1944г. Подписанная на конференции конвенция о международной гражданской авиации вступила в силу с апреля 1947г. Штаб-квартира ИКАО расположена в г. Монреале (Канада).
ИКАО издает служебные документы на 6-и рабочих языках: английском, французском, испанском, русском, китайском и арабском ).
До 1970г. СССР участвовал в работе ИКАО в качестве наблюдателя. Вступил в ИКАО в 1970г. В 1971г. введен в состав Совета ИКАО. После распада СССР Россия взяла на себя все финансовые обязательства СССР по отношению к ИКАО и ответственность за все права СССР.
В настоящее время в России работает комиссия по делам ИКАО.
Эта комиссия вневедомственная. Работа комиссии ведется в рабочих комитетах:
- комитет аэронавигации;
- комитет норм летной годности;
- комитет воздушного транспорта;
- административно-юридический комитет;
- технический комитет;
Комиссия по делам ИКАО оценивает и по мере необходимости внедряет стандарты ИКАО в деятельность российских авиапредприятий, связанных с международными полетами. Текущую работу комиссии ведет секретариат комиссии РФ по делам ИКАО при ГС ГА РФ из числа постоянных сотрудников.