Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ по городу Москве и Московской области на основе анализа документальных материалов органов МВД и ФСБ России, связанных с расследованием преступлений, разработаны рекомендации по поведению человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях с учетом его особенностей [2. 215].
Учитывая возможность совершения террористических актов на территории предприятий, учреждений, организаций и фирм (в дальнейшем объектов), перед их руководителями встают задачи как по обеспечению их безопасности, так и по выработке и выполнению плана действий в случае поступления сообщений, содержащих угрозы террористического характера. Цель рекомендаций по поведению в чрезвычайных ситуациях — помочь руководителям объектов правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений правоохранительными органами.
С учетом особенностей объекта руководителям надлежит совместно с правоохранительными органами (ФСБ и МВД России) в обязательном порядке разработать инструкции и планы действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. В последнее время на объектах участились случаи обнаружения предметов, похожих на взрывные устройства. Что предпринимать в целях уменьшения вероятности нахождения их на территории, как вести себя при их обнаружении?
В качестве мер предупредительного характера рекомендуются следующие: ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи; осуществление ежедневных обходов территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или предметов, подозрительных на них; периодическая проверка складских помещений; проведение более тщательного подбора и проверки кадров; организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях; при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.
В случае обнаружения подозрительного предмета, незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России. До прибытия оперативно-следственной группы, необходимо дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета (таблица 5.1). В случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану. В соответствии с законодательством руководитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников. Необходимо обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации и обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксацию их установочных данных.
Таблица 5.1
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство
Граната РГД5 | не менее 50 метров | |
Граната Ф1 | не менее 200 метров | |
Тротиловая шашка массой 200 граммов | 45 метров | |
Тротиловая шашка массой 400 граммов | 55 метров | |
Пивная банка 0,33 литра | 60 метров | |
Мина МОН-50 | 85 метров | |
Чемодан (кейс) | 230 метров | |
Дорожный чемодан | 350 метров | |
Автомобиль типа «Жигули» | 460 метров | |
Автомобиль типа «Волга» | 580 метров | |
Микроавтобус | 920 метров | |
Грузовая автомашина (фургон) | 1240 метров |
Во всех случаях дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку. Зафиксировать время ее обнаружения. Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с взрывными устройствами или предметами, похожими на взрывное устройство — это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.
В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже. Следует не оставлять без внимания ни одного подобного сигнала и обеспечить своевременную передачу полученной информации в правоохранительные органы.
Значительную помощь правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий по данным фактам окажут следующие действия предупредительного характера: проведение инструктажей персонала о порядке действий при приеме телефонных сообщений с угрозами террористического характера; оснащение телефонов объекта, указанных в официальных справочниках, автоматическими определителями номера (АОНами) и звукозаписывающей аппаратурой.
Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия: постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге; по ходу разговора необходимо отметить пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи (голос: громкий/тихий, низкий/высокий; темп речи: быстрая/медленная; произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом; манера речи: развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями). Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса, другое). Отметьте характер звонка — городской или междугородный. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы: - Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек? - Какие конкретные требования он (она) выдвигает? - Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц? - На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного? - Как и когда с ним (с ней) можно связаться? - Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий. Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем руководству организации, если нет - немедленно по его окончанию. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией. При наличии автоматического определителя номера АОНа запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты. При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Обязательно установите на ее место другую.
При ведении разговора рекомендуется:
- Быть спокойным, вежливым и внимательным, не перебивать звонящего. Проявлять гибкость, выдержку, терпение, не допускать нервозности, сохранять психологическую устойчивость.
- Подавлять неприязнь к террористу, не реагировать на возможные оскорбления и другие эмоциональные проявления.
- Использовать малейшую возможность для склонения звонящего на временный отказ от исполнения угрозы осуществить взрыв и продолжить переговоры через разумный отрезок времени, необходимый для оценки его требований или предложений. Целесообразно сыграть роль «маленького человека», который при всем желании не может самостоятельно принимать решения («несмотря на серьезность ситуации, не могу давать нереальных обещаний»). В тех случаях, когда выдвигаются какие-либо требования, необходимо максимально уяснить их суть, допустимо и желательно задавать дополнительные вопросы.
- В качестве условий прекращения террористической акции не давать террористу обещаний о выдаче каких бы то ни было лиц, передаче ему оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, о выполнении политических требований террористов.
- Стараться держать инициативу разговора в своих руках, предпринимать усилия по поддержанию и развитию диалога в интересах достижения целей переговоров.
- В процессе разговора обращать внимание на характерные особенности речи: возможный возраст, акцент, дефекты речи, эмоциональное состояние, темп речи, манеру изложения, характер шумов на заднем фоне.
Угрозы в письменной форме могут поступить в организацию как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации записанной на дискете и т.д.). Нужно обеспечить четкое соблюдение персоналом объекта правил обращения с анонимными материалами и принять меры к сохранности и своевременной передаче в правоохранительные органы полученных материалов. При получении анонимного письма необходимо соблюдать следующие правила:
1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности, уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.
2. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.
3. Если документ поступил в конверте — его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
4. Сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.
5. Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания, также запрещается их мять и сгибать. При исполнении резолюции и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленых следов на анонимных материалах.
8. Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.
Любой объект может стать местом захвата или удержания заложников. При этом преступники могут добиваться достижения своих политических целей или получения выкупа. Как правило, при подобных ситуациях в роли посредника при переговорах террористы обычно используют руководителей объектов. Во всех случаях жизнь людей становится предметом торга и находится в постоянной опасности.
Захват всегда происходит неожиданно. Вместе с тем, выполнение мер предупредительного характера (ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи, проведение более тщательного подбора и проверки кадров, организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях) поможет снизить вероятность захвата людей на вашем объекте.
При захвате людей в заложники необходимо: - о сложившейся на объекте ситуации незамедлительно сообщить в правоохранительные органы; - инициативно не вступать в переговоры с террористами; - принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин скорой медицинской помощи, МЧС; - по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации; - при необходимости, выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной; - не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.
Основными правилами защиты во время проведения терактов являются следующие:
1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
2. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т.д.).
3. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции или оголившиеся провода.
4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
5. Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом).
6. В случае срочной эвакуации возьмите личные документы, негромоздкие и самые необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все окна и двери). Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Сообщите о случившемся по телефону в соответствующую службу по месту жительства. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.
При невозможности эвакуации из помещения необходимо принять меры, чтобы о вас знали, выйти на балкон или открыть окно и взывать о помощи.
С выходом из дома отойти на безопасное расстояние от него и не предпринимать самостоятельных решений об отъезде с места происшествия.
7. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
В случае завала обломками стены постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, набраться терпения, стараться дышать глубоко, ровно, не торопясь. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения вас металлодетектором.
Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. Если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.д.) укрепите обвисающие балки, потолок от обрушения и дожидайтесь помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом. При появлении признаков присутствия вблизи людей — стуком и голосом сигнализируйте о себе.
Методику снятия возникшего стресса, выработки психологической устойчивости рассмотрим на примере, когда человек, в результате террористического акта, оказался в завале. 3Оказаться в завале - это трагично, но совершенно не означает, что вы погребены навсегда. Главное - обуздать первый страх, не падать духом. Из любой, даже самой страшной ситуации, всегда есть выход. То, что произошло так быстро и неожиданно, надо понять и по возможности разумно оценить. Вы вдруг оказались без пищи и воды. Но помните, что люди живут по 5-6 дней без корочки хлеба и глотка воды. Терпите и не расходуйте энергию даром.
Смиритесь и не нервничайте. Осмотритесь внимательно, есть ли пустоты, может откуда-то поступает воздух или даже тянет ветерок. Может быть, можно самому как-то выбраться наружу или подать сигнал рукой, палкой, голосом. Если отыскали узкий лаз между навалившихся плит, попробуйте проползти ужом, остерегайтесь смещения нависшей груды кирпича, кусков арматуры, поломанных плит. При малейшем сомнении откажитесь от этой затеи. Ждите, помощь обязательно придет. Например, в разрушенном землетрясением Нефтегорске, из завалов было извлечено около тысячи человек. Сотни людей извлечены из-под обломков в Каспийске, Буйнакске, Москве.
Как привлечь внимание спасателей? Можно кричать, стучать обломком кирпича по плите, трубе, арматуре. Используйте любой предмет. В этих условиях все пригодится. Прислушивайтесь. Как только машины и механизмы прекратят работу, наступит тишина, значит, объявлена "минута молчания". В это время спасатели с приборами и собаками ведут усиленную разведку. Вас могут обнаружить по стону, крику и просто дыханию. Собака сразу почувствует, что где-то рядом живой человек. Для спасателей этого уже достаточно, чтобы спасти человека. Если вам вдруг захотелось закурить, откажитесь от этой мысли. Дым окончательно уничтожит остатки кислорода, и вы задохнетесь. В случае получения раны или ожога поможет собственная моча. Другого выхода в завале не существует.
По данным центра стратегического анализа, исследовавшего более 200 случаев химико-биологического терроризма, наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террористических актов являются токсичные гербициды и инсектициды; сильнодействующие ядовитые вещества, такие, как хлор, фосген, синильная кислота и др.; отравляющие вещества: зарин, зоман, ви-икс, иприт, люизит; психогенные и наркотические вещества; возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.
Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями. Отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты. Биологические агенты могут похитить из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций. Высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, полупродукты органического синтеза - могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли. Раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацетонфеноном, си-эс, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах. Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях.
Таким образом, получение высокотоксичных отравляющих веществ и особо опасных биологических агентов для использования в террористических целях в настоящее время не является неразрешимой задачей, более сложную техническую задачу представляет создание эффективных и надежных устройств для совершения террористических актов с их применением.
Объектами применения химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные, концертные и выставочные залы, павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания и напитков.
Терроризм в начале XXI века стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности, превратился в глобальную проблему, стал более социально опасным для общества, многоликим по преследуемым целям и видам проявления, получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники; в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив "статус" государственного терроризма.
Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал его основ. Сегодняшний высокотехнологичный терроризм новой эпохи способен продуцировать системный кризис всего мирового сообщества. Готового механизма противодействия этой угрозе нет, и весьма возможно, что процесс глобализации управления развитием цивилизации может быть на несколько лет приостановлен. Спецслужбами России, ведущими борьбу с терроризмом разработаны рекомендации по поведению в случае получения информации о готовящемся или совершенном террористическом акте с применением бактериологических или химических средств [www.FSB.ru].
Основными правилами поведения в подобных ситуациях являются следующие:
1. Получивший информацию о готовящемся или совершенном факте биологического терроризма
1.1. должен выяснить: - дату, время, место и обстоятельства готовящейся или совершенной террористической акции; - характер, размеры причиненного ущерба, наличие в зоне поражения граждан; состояние здоровья и места нахождения потерпевших; - заявленные требования по воздействию на принятие решений органами власти; - установочные данные заявителя; - наличие и установочные данные свидетелей.
1.2. Оповестить взаимодействующие органы:
ФСБ, МВД, МЧС, ЦГСЭН, ветеринарную службу, а также при использовании в качестве путей распространения биологических или химических поражающих агентов коммуникаций жизнеобеспечения населенного пункта соответствующие службы городов и районов;
2. Дежурный правоохранительного органа, получив информацию о готовящейся или совершенной террористической акции, обязан:
2.1. В случае анонимного проявления с помощью аппаратуры автоматического определения номера абонента определить место нахождения источника информации, принять меры к установлению личности заявителя (направить по адресу установленного номера телефона ближайшие наряды, группу немедленного реагирования, оперативную группу).
2.2. Проинформировать по указанию руководителя правоохранительного органа, а в его отсутствие самостоятельно дежурные службы взаимодействующих государственных органов.
2.3. Одновременно дежурной службой принимаются меры по: - обеспечению охраны места происшествия; - организации выезда следственно - оперативной группы; - документированию факта поступления информации (обеспечивается сохранность фонограммы, заполняется информационная карта о сообщении; - непрерывному сбору дополнительной информации; - организации мероприятий по недопущению граждан в опасную зону. В случае выдвижения террористом требований в процессе разговора придерживаться выработанных рекомендаций.
3. На указанный в сообщении о факте или подготовке террористической акции объект по команде, поступившей от дежурного, получившего первичную информацию, немедленно выезжают: - ближайший к месту патрульный экипаж горрайоргана внутренних дел для оценки на месте обстановки и принятия мер по локализации возможных тяжких последствий; - группа немедленного реагирования горрайоргана внутренних дел; - руководство отделов охраны общественного порядка органа внутренних дел; - специалисты-саперы МВД; - кинолог со служебной собакой; - сотрудники РУВД (по сообщениям, относящимся к дошкольным детским и школьным учреждениям); - члены оперативно-следственной группы и антитеррористического подразделения ФСБ РФ по работе с терроризмом (в нерабочие дни и ночное время помощник дежурного ФСБ РФ); - дежурные смены поисково-спасательной службы МЧС; - сотрудники экспертно-криминалистических подразделений горрайорганов внутренних дел (по факту обнаружения неизвестных биосубстанций или химических веществ); - специалисты центра санитарно-эпидемиологического надзора; - специалисты ветеринарной службы.
При наличии очевидных признаков бактериологического или химического поражения людей (определяет специалист санэпидемнадзора) представители МЧС до прибытия задействуемых сил и средств организуют эвакуацию людей с места происшествия во временный накопитель для последующего направления в медучреждение (любое обособленное от места происшествия помещение). К осмотру места происшествия прибывшие СОГ приступают после проверки вещества специалистами МВД на взрывоопасность, получения инструктажа или консультации специалистов санэпидемнадзора и проведения дезинфекционных и противохимических защитных мероприятий.
Работа на месте обнаружения неизвестного вещества проводится только в средствах защиты органов дыхания и кожи. После забора материала на месте обнаружения неизвестного вещества проводится заключительная дезинфекция или обеззараживание. Сотрудники МВД совместно со специалистами санэпидемнадзора организуют сбор и поиск лиц, бывших в контакте с подозрительным веществом, с целью их временной изоляции. МЧС координирует совместные действия по выполнению «Плана мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории от завоза или возникновения особо опасной инфекции», развертыванию дополнительных инфекционных госпиталей, обсерваторов, проведению режимноограничительных мероприятий.
При угрозе или факте биологического терроризма (бактериологического, химического) специалисты государственных ветеринарных учреждений (ветеринарных станций, ветлабораторий, ветеринарных участков, ветеринарных пунктов) организуют ежедневное наблюдение за состоянием здоровья животных на фермах, частных подворьях граждан. В случаях заболевания и падежа среди домашних животных без каких-либо клинических признаков, а также необычного поведения и гибели среди диких животных ветеринарные специалисты немедленно принимают меры по постановке диагноза, проведению необходимых противоэпизоотических, лечебно-профилактических мероприятий, информируют о случившемся заинтересованные министерства и ведомства.
4. В случае прибытия первыми на место происшествия:
4.1. Сотрудники правоохранительных органов, представители МЧС организуют: - оценку обстановки с докладом дежурному ведомства; - в зависимости от степени угрозы, уязвимости объекта полную и частичную эвакуацию с территории людей, недопущение граждан в опасную зону.
4.2. Представители ЦГСЭН и ветеринарной службы:
действуют согласно инструкции и плану действия в сложившейся ситуации. Дают заключения или предварительные данные правоохранительным органам и иным заинтересованным организациям о биологическом агенте, о необходимости и мерах защиты, рекомендации о целесообразности эвакуации населения. По возможности организуют эвакуацию пострадавших и ограничение доступа граждан в опасную зону.
5. Дальнейшими мероприятиями по пресечению, локализации последствий террористической акции руководит прибывший к месту происшествия старший руководитель правоохранительного органа в зависимости от того, компетенция какого ведомства будет преобладающей при первичной оценке признаков террористической акции. При наличии предусмотренных законом поводов и оснований для возбуждения по фактам совершения или угрозы совершения актов биотерроризма, а также фактам заведомо ложных сообщений уголовные дела возбуждаются в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.
6. В необходимых случаях для пресечения террористической акции в соответствии с Федеральным законом о борьбе с терроризмом осуществляется контртеррористическая операция. Решение о проведении контртеррористической операции принимается руководством Межведомственной антитеррористической комиссии области (края). Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, возглавляемый представителем УФСБ РФ или МВД, в зависимости от того, компетенция какого ведомства будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя Межведомственной антитеррористической комиссии области (края).
Применение действенных технико-организованных мер способно сорвать даже тщательно подготовленную террористическую акцию. Однако, как было уже отмечено, истоки терроризма следует искать в той специфической социально-культурной среде, которая формирует личность потенциального террориста и мотивы его поведения. Переломить ситуацию в этой сфере – сложная задача, вставшая перед современным обществом.
Библиографический список
I. Нормативно-правовые акты
1.1. Федеральные законы Российской Федерации
1.1.1. Федеральный закон от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 07.03.2005) «О борьбе с терроризмом».
1.1.2. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «Об оружии».
1.1.3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О пожарной безопасности».
1.1.4. Федеральный закон от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране»
1.1.5. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.1.6. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
1.1.7. Конституция Российской Федерации.
1.1.8. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 07.03.2005 № 15-ФЗ).
1.1.9. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 16.11.2005 №145-ФЗ).
1.1.10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
1.1.11.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 № 24-ФЗ.
1.1.12.Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ.
1.1.13.Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
1.2. Постановления Правительства Российской Федерации
1.2.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 №1040 «О мерах по противодействию терроризму».
1.2.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №880 «О Федеральной антитеррористической комиссии».
1.2.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2001 №90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции».
1.2.4. Протокол совещания Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах, направленных на усиление общественной безопасности, защиту населения от терроризма, обеспечение надежной охраны объектов особой важности крупных городов и других населенных пунктов Российской Федерации».
1.2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 №135 (ред. от 08.08.2003) «Об утверждении положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».
1.2.6. Постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 04.09.2003 (ред. от 01.02.2005) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
1.2.8. Постановление Правительства Российской Федерации № 375 от 23.07.2004 (ред. от 17.11.2004) «Об утверждении состава федеральной антитеррористической комиссии по должностям».
1.2.9. Постановление Правительства Российской Федерации № 715 от 05.12.2005 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателем в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
1.2.10. Постановление Правительства Российской Федерации № 660 от 22.06.1999 (ред. от 17.11.2004) «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и причин террористической деятельности».
1.2.11.Постановление Правительства Российской Федерации № 1223 от 05.11.1999 (ред. от 22.01.2003) «О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсии в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района».
1.2.12.Постановление Правительства Российской Федерации № 738 от 24.07.1995 (ред. от 01.02.2005 № 49) «Об утверждении Положения о порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.2.13.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2005 №93-ФЗ).
1.3. Методические рекомендации МЧС России по порядку создания на территориях муниципальных образований гражданских организаций гражданской обороны и их использованию в профилактических мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими акциями, взрывами, пожарами.
1.4. Приказ Минздрава РФ и МЧС РФ от 03.11.1999 №394/589 «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов».
1.5. Законы Омской области, Указы губернатора Омской области, Постановления Правительства Омской области.
1.6. Международные нормативно-правовые документы
1.6.1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, совершенная в Гааге 16 декабря 1970 года.
1.6.2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенная в Монреале 23 сентября 1971 года.
1.6.3. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 14 декабря 1973 года.
1.6.4. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года.
1.6.5. Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года.
1.6.6. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, совершенный в Монреале 24 февраля 1988 года.
1.6.7. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года.
1.6.8. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, совершенный в Риме 10 марта 1988 года.
1.6.9. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 15 декабря 1997 года.
1.6.10. Международное публичное право. Сборник документов./Сост. Бякишев К.А., Ходаков А.В. Т. 1-2. М., 1996.
1.6.11. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Сб. документов/Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж. 1997.
1.6.12. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников по безопасности и сотрудничеству в Европе. М.: Политиздат, 1989. – С.8-9.
1.6.13. Резолюция, принятая XXIX сессий Генеральной Ассамблеей ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974г.//Действующее международное право.
1.6.14. Резолюция А/RES/53/108 принятая 08.12.1998г.
1.6.15. Резолюция А/RES/54/109 от 09.12.1999г.
1.6.16. Резолюция от 12.09.2001г. «Осуждение террористических нападений в СЩА».
1.6.17. Рекомендация 1426 (1999). Совет Европы. Парламентская Ассамблея. Страсбург. 2001.
1.6.18. Сборник международных договоров СССР. – М.: Международные отношения, 1989. Вып. XLIII. – С. 103.
1.6.19. Departament of State Bulletin. – 1981.