Кредитно-денежное регулирование как метод косвенного регулирования российской рыночной экономики

Денежно-кредитная политика – это часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Основополагающей целью денежно-кредитной политики, под которой понимается комплекс мер, которые предпринимаются государством и имеют цель – регулирование количества в экономике денег, и содействуют в достижении общего уровня производства, полной занятости населения и стабильности цен.

Государство, реализует денежно-кредитную политику, путем денежно-кредитного регулирования. Для реализации и осуществления денежно-кредитной политики государство использует:

– комплекс денежно-кредитных инструментов (параметров денежной массы, норм резервов, уровня процента, сроков кредита, ставок рефинансирования и т.п.);

– институты денежно-кредитного регулирования (Центральный банк России, Министерство финансов, казначейство, и т.п.).

Главными стратегическими целями денежно-кредитной политики являются повышение благосостояния народа и обеспечение его максимальной занятости, исходя из этого, основной ориентир макроэкономической политики Правительства России – обеспечение роста внутреннего валового продукта и снижение уровня инфляции.

В исследовании Бикалова Н.А., Епхиева Ю.С., Реброва В.В. обобщены основные цели регулирования денежно-кредитной политики, представим их в таблице 3.

Таблица 3 – Основные цели денежно-кредитной политики

Цели регулирования денежно-кредитной политики   Характеристика целей
По степени охвата эконо­мической сис­темы 1. Общие цели, характерны для всей экономической политики являются совокупностью ме­тодов регулирования экономики государством: стабильные цены, устойчивый производственный рост, полная занятость населения. 2. Специфические цели, характерны лишь для конкретного метода ре­гулирования экономики государством: на внутреннем денежном рынке – устойчивость процентной ставки; на отдельных сегментах национального финансового рынка – равновесие; устойчивое положение внутреннего валютного рынка
По границам действия 1. К внутренним целям относят: внутреннюю стабильность денежной единицы; на внутреннем денежном рынке – устойчивость процентной ставки; для населения – полную занятость; равновесие сегментов финансового рынка. 2. К внешним целям относят: на внутреннем валютном рынке – устойчивость; внешнюю стабильность национальной денежной единицы; для платежного баланса – положи­тельное сальдо
По степени воздействия (достижения) Центральным банком 1. К прямым целям относят: ценовую стабильность, для платежного баланса – положи­тельное сальдо; на внутреннем денежном рынке – устой­чивость процентной ставки; на отдельных сегментах национального финансового рынка – равновесие; устойчивое положение внутреннего валютного рынка 2. К опосредованным целям относят: устойчивый рост производства; полную занятость для населения


Денежно-кредитную политику в России, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» проводит Центральный Банк, он является органом государственного регулирования экономики России, а основные задачи для Банка России определяются обществом и государством. Основные инструменты и методы регулирования денежно-кредитной политики представлены на рисунке 7.

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
– процентные ставки по операциям Банка России – обязательные резервные требования – операции на открытом рынке – рефинансирование кредитных организаций – валютные интервенции – установление ориентиров роста денежной массы – прямые количественные ограничения – эмиссия облигаций от своего имени – другие инструменты, определенные Банком России  

Рисунок 7 – Инструменты и методы регулирования

Рассмотрим более подробно методы и инструменты денежно-кредитного регулирования российской экономики.

Изменение процентных ставок Банка России влияет на формирование краткосрочных процентных ставок на денежном рынке, в свою очередь, это передается в динамику более долгосрочных процентных ставок в экономике и широкого круга других финансовых переменных, в том числе валютного курса. В целом, изменение денежно-кредитных и финансовых показателей оказывает влияние на экономическую активность и динамику цен.

Обязательные резервные требования – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России – представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы являются обязательной нормой вкладов в Банке России коммерческих банков, минимальные резервы устанавливаются законом для ограничения кредитных возможностей банков и поддержания в обращении на определенном уровне размеров массы денег.

Основной задачей политики открытого рынка является регуляция спроса и предложения на ценные бумаги, и вызов соответствующей реакции у коммерческих банков.

Ставка процента, это учетная ставка процента или ставка рефинансирования, изменяя ее Банк России, воздействуя на резервы коммерческих банков, расширяет или сокращает возможности банков предоставлять кредиты населению или предприятиям. Именно, в зависимости от величины учетного процента происходит удорожание или удешевление кредита коммерческого банка, и создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Необходимость в регулировании валютного курса обуславливается негативными последствиями его непредсказуемых и резких и колебаний. При этом, при снижении курса национальной валюты приводит к повышению на внутреннем рынке цен, снижение курса является фактором инфляции. Влияние валютной политики Банка России в формах проведения операций на срочном валютном рынке выражается в стимулирование импорта или экспорта капитала.

Политика таргетирования, которая заключается в установлении прямых ограничений роста объемов денежной массы, является важным моментом, который с помощью целевых ориентиров влияет на эффективность регулирования динамики денежной массы и способствует повышению надежности и эффективности в функционировании системы денежного регулирования.

Наравне с ценовой стабильностью Центральный банк России обеспечивает стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы, в долгосрочной перспективе это необходимое условие действенной реализации денежно-кредитной политики и достижения целей по инфляции. Влияние на экономику денежно-кредитной политики распределено во времени, для ее полной реализации необходим относительно длительный период.

Денежно-кредитная политика, в 2015–2016 гг. проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, в условиях высокой изменчивости внешней конъюнктуры, была нацелена на обеспечение ценовой стабильности, при сохранении стабильности финансовой.

Действия Центрального банка России, в части реализации денежно-кредитной политики, являлись частью согласованной макроэкономической политики нашей страны, которая была направлена на сохранение устойчивости отечественной экономики и формирования условий для восстановления ее роста. Проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики способствовало последовательному замедлению инфляции (с 12,9 % в декабре 2015 г. до 6,1 % в октябре 2016 г.) при сохранении в целом в финансовой системе, стабильной ситуации.

Рассмотрим комплекс мероприятий, направленных на совершенствование денежно-кредитного регулирования на рисунке 8.

В 2017 году планируется издать нормативный акт и приступить к его применению при проведении инспекционных проверок деятельности кредитных организаций. В рамках регулирования рыночного риска, будет продолжена работа по снижению зависимости от внешних рейтингов в регулировании, в том числе в части регулирования рыночного риска. В отношении регулирования рыночного риска планируется также уточнение отдельных аспектов новых подходов по мере накопления практики их применения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ И РЕГУЛИРОВАНИИ В 2017 ГОДУ
Совершенствование банковского законодательства
Внедрение новых стандартов Базеля III
Изменения в порядок расчета капитала кредитных организаций
Регулирование и учет резервов на возможные потери
Регулирование рыночного риска

Рисунок 8 – Комплекс мероприятий, направленных на совершенствование денежно-кредитного регулирования

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т. е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) – это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т. е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов – невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику.

Однако при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на кредитно-денежную ситуацию слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от ограниченных возможностей получения кредитов у центрального банка, а также от инициативы коммерческих банков. Влияет и условие предоставления кредита коммерческому банку – прочность его финансового положения, когда необходимость кредита продиктована лишь временными трудностями.

Норма обязательных резервов(резервная норма) – это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение.

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики – в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

Операции на открытом рынкеслужат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Через покупку или продажу казначейских ценных бумаг пополняют или снижают банковские резервы кредитной системы государства. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных).

Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.

Наиболее распространенными видами ценных бумаг являются акции, облигации.

Ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. который может быть легко обращен в наличные средства.

Акция – это свидетельство на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя (акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества.

Облигация – это ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено.

Одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Ценовая политика, принципы формирования и регулирования цен должны соответствовать современным требованиям развития демократического общества. В ценах перекрещиваются интересы государства, производственных коллективов и потребителей. Для оптимального сочетания этих интересов, стимулирования с помощью цен технического прогресса и повышения эффективности производства, достижения сбалансированности спроса и предложения необходимы постоянное совершенствование системы ценообразования, поиски путей и методов наиболее полного использования цен в решении социально-экономических задач, стоящих перед нашей республикой.

Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. По сути, с цены начинается деятельность любого хозяйствующего субъекта и ценой она заканчивается. Цена обусловливает экономическое процветание или может привести к краху.

Правовой основой государственного регулирования цен в республике является Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999), определивший границы ценового государственного регулирования, сферы применения свободных и регулируемых цен, права и обязанности как государства, так и юридических лиц в области ценообразования.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы ценовая политика государства будет направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.

В 2006 – 2010 годах основными задачами, которые предстоит решить в области ценовой политики, являются:

· закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации

ценовой ситуации в республике, недопущению опережающего роста цен по сравнению с ростом доходов населения;

· формирование ценовых пропорций, способствующих осуществлению

нормальных воспроизводственных процессов;

· совершенствование механизмов ценового регулирования, переход на ре-

гулирование цен и тарифов преимущественно экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен прежде всего в отраслях естественных монополий и базовых отраслях экономики;

· поэтапное сокращение бюджетных субсидий в сфере жилищно-

коммунального хозяйства, на оказание транспортных услуг населению в увязке с ростом доходов населения;

· сужение сферы прямого государственного ценового регулирования;

· создание механизма, ориентированного на расширение рыночных

механизмов ценообразования;

· регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных

странах для защиты экономических интересов республики;

· предупреждение и пресечение нарушений ценового и антимонопольного

законодательства.

Работа в области регулируемого ценообразования будет направлена на поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в отдельных отраслях экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции.

Сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, на пассажирском транспорте предполагается осуществлять за счет проведения комплекса мер по снижению себестоимости предоставления данных видов услуг, уменьшению числа льготных категорий граждан, повышения уровня возмещения населением затрат в увязке с решением вопросов роста доходов и адресной поддержки малообеспеченных слоев населения.

На сельскохозяйственную продукцию регулирование ценообразования будет направлено на сокращение диспаритетного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, улучшение финансового состояния сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей, недопущение ценовых перекосов на различные группы продуктов.

Кроме того, в области ценообразования в республике в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства будет проводиться поэтапная работа по сближению подходов к ценовому регулированию, унификации нормативно-правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации.

Таким образом, осуществление Центральным банком России функции регулирования национальной рыночной экономики, в основе которой лежит денежно-кредитная политика государства, направлена на содействие макроэкономической и финансовой стабильности, и в современных условиях, является возможной только в рамках единой финансовой политики государства, которая включает в себя, монетарную политику, бюджетную политику, налоговую политику и долговую политику нашей страны.

Заключение

В результате проведенной работы сделан ряд выводов и обобщений.

Методы государственного регулирования экономики являются неоднозначными и представляют достаточно широкий спектр воздействий. Прямые методы регулирования задают правила поведения субъектам современного рынка. Косвенные методы регулирования рыночной экономики, устанавливают условия, необходимые для приобретения прав собственности либо отказа от них, воздействуют на соотношение дополнительных затрат и выгод, которые возникают в процессе деятельности экономических агентов, и тем самым стимулируют перераспределение ресурсов за счет выбора решений по поводу направления и количественных параметров действий.

В развитых странах, к основным инструментам государственного воздействия на экономику относят антимонопольную политику, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.

Государственный контроль над ценами или государственное регулирование цен, это предусмотренное федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ и субъектов РФ, воздействие органов государственной власти на порядок и условия формирования и применения цен. В России основными способами государственного контроля над ценами являются способы установки коэффициентов, которые влияют на изменение цен, на предельные нормативы рентабельности, на фиксирование их предельного уровня, на ограничение предельного уровня и т.д.

Осуществление Центральным банком России функции регулирования национальной экономики, в основе которой лежит денежно-кредитная политика государства, направлена на содействие макроэкономической и финансовой стабильности, и в современных условиях, является возможной только в рамках единой финансовой политики государства, которая включает в себя, монетарную политику, бюджетную политику, налоговую политику и долговую политику нашей страны.

Список использованной литературы

1. Абдул-Кадырова Ф.З. Денежно-кредитная политика банка России: поня­тие, основные элементы / Ф.З. Абдул-Кадырова // Science Time. – 2015. – № 12 (24). – С.13–17.

2. Аболихина Г.А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка Рос­сии в условиях реализации геополитических рисков / Г.А. Аболихина// Эконо­мика. Налоги. Право. – 2015. – № 1. – С. 37–42.

3. Агафонова М.С. Основные факторы и методы ценообразования в современ­ных условиях / М.С. Агафонова, Ю.С. Грищенко // Современные наукоем­кие технологии. – 2013. – № 10-1. – С. 133.

4. Беспалова О.В. Современные методологические подходы к анализу де­нежно-кредитной политики Центрального банка / О.В. Беспалова Т.Г. Ильина // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. –2015. – № 1 (29). – С.117–137.

5. Бикалова Н.А. Денежно-кредитная политика Банка России как составная часть экономической политики государства / Н.А. Бикалова, Ю.С. Епхиева, В.В. Реброва // Символ науки. – 2016. – № 7-1. – С.21–23.

6. Голубчикова В.Ю. Назначение государственного регулирования в совре­менной рыночной экономике / В.Ю. Голубчикова // Вестник ГУУ. – 2016. – №5. – С.68–73.

7. Гурен М.М. Стратегия и тактика ценообразования для организаций ма­лого и среднего бизнеса / М.М. Гурен // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2015. – № 7. – С. 33–43.

8. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации // Федераль­ной антимонопольной службы Российской Федерации. – 2016. – URL: http://www.fas.gov.ru (дата обращения: 14.09.2017)

9. Ефимовская Л.А. Государственное регулирование ценообразования на то­вары и услуги: основные инструменты / Л.А. Ефимовская, М.В. Хайруллина // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 2 (46). – С. 62–64.

10. Зайкова С.Н. Нарушения в сфере административного ценообразования: к вопросу о повышении эффективности государственного управления [Электрон­ный ресурс] / С.Н. Зайкова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. – № 2 (82). – URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 16.09.2017)

11. Карташова О.И. Методы прямого и косвенного регулирования эконо­мики: критерии идентификации и результаты применения / О.И. Карташова, С.Р. Муравьев, М.С. Бодня // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – №10. – С.20–29.

12. Колобова А.И. Государственное регулирование экономики в зарубеж­ных странах / А.И. Колобова, Е.Б. Илюшникова // Вестник АГАУ. – 2010. – № 2. – С.79–82.

13. Кузнецов Ю.В. Методы государственного регулирования экономики [Электронный ресурс] / Ю.В. Кузнецов. – URL: http://ibl.ru/konf/151211/metody-gosudarstvennogo-regulirovanija.html (дата обращения 16.09.2017)

14. Магомедов М.Д Ценообразование: учебник / Магомедов М.Д., Кулом­зина Е.Ю., Чайкина. – М.: Дашков и К, 2016. – 248 с.

15. Мамян А.А. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирова­ния: теоретические аспекты // Science Time. – 2015. – № 4 (16). – С.461–465.

16. Науменкова С.В. Влияние денежно-кредитной политики центрального банка на стимулирование экономического роста / С.В. Науменкова, В.И. Ми­щенко // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 2 (54). – С.168–175.

17. Нитовкин Д.В. Роль и место государственного регулирования в управле­нии экономикой / Д.В. Нитовкин // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. – 2013. – №93. – С.1207–1216.

18. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной по­литики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» (утв. Банком России) // Вест­ник Банка России. № 108. 09.12.2016.

19. О ценообразовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://www.budgetrf.ru (дата обращения: 15.09.2017)

20. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тари­фов) / Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 04.09.2015) // Собрание законодательства РФ. – 13.03.1995. – № 11. Ст. 997.

21. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации – URL: http://www.fas.gov.ru (дата обращения: 16.09.2017).

22. Поздышев В.А. Банковское регулирование в 2016–2017 годах: основные изменения и перспективы развития / В.А. Поздышев // Деньги и кредит. – 2017. – № 1. – С. 9–17.

23. Свитыч Н.Ю. Теоретический анализ ценообразования на рынках естест­венных монополий / Н.Ю. Свитыч // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6. – С. 266–269.

24. Тосунян Г.А. Резервы для эффективного использования финансовой сис­темы есть / Г.А. Тосунян // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 1 (91). – С.8–14.

25. Управление ценами: учебник / С.В. Карпов, В.Н. Русин, И.В. Рожков. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 236 с.

26. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. – 15.07.2002. – № 28. Ст. 2790.

27. Ценообразование: учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева и др.; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 144 с.

28. Ценообразование: учебное пособие / В.В. Герасименко. – М.: НИЦ ИН­ФРА-М, 2014. – 224 с.

29. Цыпин И.С. Государственное регулирование экономики: учебник / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 296 с.

30. Шматкова Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования эконо­мики / Е.М. Шматкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. –№9 (055). – С.116–121.

Наши рекомендации