Виды ресурсов: 1.Административные 2.Материальные 3.Информационные 4.Коммуникативные.
Варианты ролей:
1.Роли, связанные с неравенством статусов и связанных с ними ресурсов (начальник — подчиненный, сильный — слабый, хозяин — слуга)
2.Роли, связанные с субъективной сопоставимостью, равенством статусных или ситуативных ресурсов (партнеры, коллеги, друзья).
Клиентелизм (по мнению исследователей – Старцев, Левицке) приобрел в государственном управлении системного характера за счет двух факторов: формирование клиентел ( клиент заводит себе подобные связи и система разрастается)и возможность клиентелизации коллективных субъектов (групп, организаций, местных или региональных сообществ и т.д.).
Клиентарные отношения (клиентелизм)– только один из видов личностно-ориентированных воздействий в процессе неформальных межличностных отношений в организации.
№81 вопрос. Проблемы мотивации и стимулирования профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.
По мнению исследователей, разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности служащих со стратегическими задачами органов государственного и муниципального управления, является ключевой задачей кадровой службы.
Под стимулированием персонала следует понимать метод воздействия на трудовое поведение работника, опосредствованного через его мотивацию (побуждение работников фирмы к заинтересованности в результатах своего труда). Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно. После осознания стимулов персоналом, они становятся внутренними побудительными причинами или мотивами поведения работника. Мотивы — это осознанные стимулы. В рамках теории стимулирования чаще всего выделяется использование экономических и неэкономических стимулов. Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Основным видами экономического стимулирования являются прямые (денежное содержание работника, которое включает в себя должностной оклад, дополнительные выплаты (например, за выслугу лет, особые условия труда, тяжесть и напряженность работы, ненормируемый рабочий день и др.), премиальные выплаты по результатам деятельности) и косвенные (льготы, социальный пакет, путевки, транспортные расходы, дополнительное свободное время).
Неэкономические стимулы делятся на организационные(создание необходимых условий труда, информационное и коммуникационное обеспечение, аттестация и квалификационный экзамен, повышение квалификации и направление на целевые курсы, отдых, «высокая самооценка и гордость за порученное дело, создание условий для самореализации, самостоятельности принятия решения, признавать свои ошибки и искать пути их преодоления») и моральные (поддержка лидерских качеств и инициативность, награждение дипломом за высокое профессиональное мастерство, награждение знаками отличия, рекомендации к награждению медалью, орденом, рекомендации для участия в государственных и межгосударственных конкурсах, предоставление к поездкам в заграничные командировки).
Права и обязанности государственных и муниципальных служащих обеспечены экономическими и правовыми гарантиями, указанными в соответствующем законодательстве.
Проблемы мотивации и стимулирования профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих вытекают из следующих особенностей государственной и муниципальной службы как одной из разновидностей профессиональной деятельности:
· значительная регламентация деятельности (многочисленные нормативные предписания, законодательные акты);
· частое возникновение трудно прогнозируемых экстремальных ситуаций и действие экстремальных управленческих факторов;
· иерархические отношения и взаимодействия;
· наличие не только прямой ответственности за результаты своей деятельности, но и ответственности за косвенные последствия принятых решений.
Основными проблемами мотивации и стимулирования профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих:
1. Недостаточно учитываются исследованы основные стимулы труда персонала и изменения стимулирования в зависимости от ступени управления;
2. Недостаточное косвенное экономическое стимулирование (многие льготы «заморожены»);
3. Не задействованы современные формы неэкономического стимулирования: мотивация по результатам, управление по целям;
4. Недостаточный уровень квалификации руководителей и специалистов, от которых зависит реализация системы стимулирования персонала
В этих условиях система стимулирования персонала государственной и муниципальной службы должна подчинятся следующим правилам:
1. Система мотивации должна быть иерархической, с соответствием методов мотивации, иерархическому положению каждого индивида. При переходе с одной ступени на другую мотивация каждого из работников должна изменятся в соответствии с системой мотивации, которая должна быть заранее известна всем сотрудникам.
2. В целях повышения эффективности деятельности важно осуществлять диагностику существующих методов, форм и элементов мотивации, которая позволяет определить какие элементы системы мотивации существуют и эффективно работают, а какие отсутствуют или не работают.
3. Дополнительная специализация руководителей и специалистов по современным методам стимулирования персонала.
№82 вопрос. Электронное правительство, электронное государство, информационное общество: подходы к определениям
Понятие «информационное общество» появилось в мировой науке во второй половине ХХ века - это постиндустриальное общество, для которого основой определения социальной структуры является информация. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Термины «электронное правительство» и «электронное государство» появились в начале 90-х годов. Термин «electronic government» впервые использовала администрация президента США Билла Клинтона, которая придавала развитию Интернета и информационных технологий особое значение.
В зарубежной практике под данным термином обычно понимают особый комплекс организационно-технических средств взаимодействия государства с гражданами, бизнесом, государственными служащими и отдельными органами власти.
Дословный перевод англоязычного термина "e-government" - "электронное правительство". Российские специалисты отмечают, что перевод термина как электронное государство более удачно отражает содержание программ информатизации государства, нежели электронное правительство или электронная администрация, так как касается всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
В современной науке существует несколько подходов к пониманию термина «электронное государство»:
- взаимодействие государства и общества с использованием новейших информационных технологий, а также теория организации власти населением, включающая в себя такие институты, как понятие электронного государства, его признаки, сущность, функции, основы взаимодействия общества и электронного государств, правовая основа формирования и функционирования электронного государства;
- система государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области информатизации;
- организация государственной власти, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий;
- юридическое лицо, использующее достижения и открытия электронного бизнеса, самостоятельный участник электронного взаимодействия;
- организация взаимодействия органов государственной власти и общества в целях предоставления государственных услуг и обеспечения возможности участия в осуществлении власти населения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Электронное правительство – это трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
№83 вопрос. Отечественная модель «электронного правительства»: этапы формирования
Этапы формирование электронного правительства в России:
- 1998 г. - Концепция информационной политики (цель - построение информационного общества).
- 2000 г. - Окинавская хартия глобального информационного общества (цель - распространение ИКТ и преодоление информационного неравенства).
- Административная реформа (2004-2006 – первый этап; 2006-2010 – второй этап – продолжение и коррекция).
- 17 июля 2006 г. - Концепция региональной информатизации (цель - детальное рассмотрение социально-экономических проблем и потребностей региона, пути их решения с позиции применения потенциала ИКТ).
3 этапа: 2006-2008 – анализ готовности региона к информатизации;
2008-2010 - внедрение типовых проектов электронного правительства;
2010 – внедрение региональных информационных система.
- 7 февраля 2008 г. - Стратегия развития информационного общества (цель - комплексная модернизация всего государства на основе ИКТ).
- ФЦП «Электронная Россия (2002-2010) №3» (цель – формирование инфраструктуры электронного правительства).
- Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации, Программа «Информационное Общество (2011-2020)» (цель - устранить и усовершенствовать те недостатки, которые были допущены на предыдущих этапах).
Классификация электронного правительства:
1) Государственное взаимодействие с гражданами (Government to Citizen, G2C): доступ к электронным услугам государства в режиме 24/7/365; обеспечение функционирования порталов органов государственной власти.
2) Государственное взаимодействие с коммерческим сектором (Government to Business, G2B): организация системы электронных закупок с целью понижения цены для поставщиков, бюджетной экономии, повышения прозрачности бюджетных расходов, а также открытой публикации принципов и правил; аутсорсинг (outsourcing) – способ построения отношений государства с бизнесом (размещение заказов «на стороне»).
3) Внутригосударственное взаимодействие (Government to Government, G2G): переход к электронному документообороту; интеграция множества систем в единую компьютерную службу на основе web-технологии, позволившей решать проблему интеграции унаследованных-систем - язык XML (eXtensible Markup Language – язык расширенной разметки); мотивация служащих при работе с ИТ.
№84вопрос Система оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Этапы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид
Практика предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с целью повышения их доступности является одной из составляющих частей административной реформы.
В рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны:
- предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами;
- обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию.
Процесс предоставления государственной (муниципальной) услуги в электронном виде состоит в следующем. Заявитель обращается за оказанием государственной или муниципальной услуги через Единый или Региональный портал оказания государственных и муниципальных услуг. Заявка поступает в информационную систему соответствующего ведомства, которое собирает нужную информацию путём запросов к электронным сервисам органов власти. После чего на ее основании принимает решение и информирует заявителя. Этим обеспечивается повышение доступности государственных и муниципальных услуг и снижаются затраты (временные и материальные) на их получение гражданами и юридическими лицами.
Этапы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид:
1. размещение информации о государственной (муниципальной) услуге на едином портале государственных и муниципальных услуг;
2. размещение на едином портале государственных и муниципальных услуг форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной (муниципальной) услуги;
3. обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных (муниципальных) услуг представлять документы в электронном виде с использованием единого портала;
4. обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала мониторинг хода предоставления государственной (муниципальной) услуги;
5. обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг (муниципальных) в электронном виде на едином портале.
С декабря 2009 г. в Российской Федерации функционирует Единый портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru, на котором в настоящее время размещена информация о более чем 500 государственных и муниципальных услугах. В июле 2014 года запущена бета-версия обновленного портала государственных услуг. На данном этапе она представляет собой дополнение к текущему порталу. Сейчас на бета-версии представлены три услуги: проверка штрафов ГИБДД (с возможностью онлайн-оплаты), проверка налоговой и судебной задолженностей.
При этом в процессе перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид возник ряд проблем:
- Неготовность сетевой инфраструктуры;
- Неготовность аппаратной инфраструктуры;
- Неготовность части населения к получению услуг в электронном виде;
- Проблемы интеграции с существующими информационными системами.
Электронные услуги – это услуги, которыми можно воспользоваться с помощью компьютера или другого подобного устройства, имеющего доступ к сети Интернет. Государственные и муниципальные услуги в электронном виде предоставляются через единый портал государственных услуг.
На сегодня организация процесса перевода услуг в электронный вид в целом нормативно закреплена, методически обеспечена и административно мотивирована.
Нормативно-правовая база
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р (с изменениями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1506-р).
• Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
• План мероприятий, необходимых для реализации федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р).
• Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
№88 вопрос. Качество жизни населения: понятие, показатели и индикаторы, характеризующие качество жизни. Приоритеты государственной политики в этой сфере.
Качество жизни -это совокупность характеристик жизнедеятельности, отражающих степень удовлетворенности имеющихся и предполагаемых потребностей человечества и условий его жизнедеятельности.
Качество жизнирассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматриваются как социальный проект, направленный на увеличениевозможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха ииндивидуального счастья.
Качество жизни- совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а такжепотребление непосредственно не оплачиваемых благ.
Качество жизни предполагает:
- чистую окружающую среду;
- личную и национальную безопасность;
- политические и экономические свободы;
- + другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиесяколичественному измерению.
Качество жизни — это категория не столь стандартизованная, как понятие"качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждоесообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своихидеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей.
Подкачеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасностьсообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениямии многое другое.
Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категориинеобходимо подчеркнуть ряд ее особенностей:
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория,далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическаякатегория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают всебе жизнь людей и ее качество.
Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.
Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативыпотребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективносудить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.
С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируютсякакими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь всознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.
Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:
- степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;
- удовлетворенность качеством жизни самих людей.
В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от другихсоциально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает всебя их в качественном аспекте.
Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, иокружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например,характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по егопитательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров).Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие,вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзяограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости,безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнемпроизводственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересамработников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношенийвнутри трудового коллектива и др.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всегокомплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различныхвидах деятельности, так и в самом жизнеощущении.
Проблема качества жизнивключает в себя условия, результаты и характер труда, демографические,этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этойпроблеме юридические и политические стороны, связанные с правами исвободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический икультурный фон.
Достижение максимально высокого качества жизни населения являетсяприоритетной целью социальной рыночной экономики. Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведениеэффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянныйрост уровня жизни граждан.
Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своейжизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, котороеотражается на самочувствии людей.
При этом возможны два подхода:
- составление сводного перечня показателей в соответствии со структуройпотребностей и интересов;
- более предпочтительный аналитический подход, при котором показателикачества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в соответствиисо структурой самих процессов жизни людей, с последующимсинтетическимобобщением.
И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качествожизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.
К таким сферам относятся:
. трудовая жизнь;
. сфера развития способностей людей;
. семейная жизнь;
. быт и поддержание здоровья;
. жизнь нетрудоспособных;
. досуг;
. окружающая среда;
. жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.
Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.
№ | Основные индикаторы уровня жизни |
1. | Денежные доходы населения и прожиточный минимум |
2. | Цены и тарифы |
3. | Покупательная способность денежных доходов и расходы населения |
4. | Обеспечение населения товарами и услугами |
5. | Потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг |
6. | Бюджет семьи по категориям населения, личное имущество граждан |
7. | Обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами |
8. | Занятость населения, безработица, забастовки |
9. | Образование и культура |
10. | Социальная безопасность, правонарушения и преступность |
11. | Обеспечение населения объектами культуры, искусства, спорта, их доступность и степень использования |
12. | Охрана окружающей среды |
13. | Здоровье и продолжительность жизни населения |
14. | Состояние здоровья и заболеваемость населения |
15. | Развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения и уровень обслуживания |
16. | Экологическая безопасность |