Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.Человек издавна пытался выявить природу и место качест­венных и количественных связей в строении и динамике миро­здания. В философской и научной мысли нередким был разрыв ко­личества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория префоризма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т. п.). Качество - философская категория, выражающая относи­тельную устойчивость предметов и явлений. Качество есть обна­ружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процес­сов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математиче­ского знания.

42. Закон единства и борьбы противоположностей.Закон единства и борьбы противоположностей выявляет ис­точник развития и связей всех природных, социальных и духов­ных объектов, раскрывается через категории "противополож­ность", "противоречие", "единство", "борьба противоположно­стей", "тождество", "различие".Объекты бытия представляют собой определенную целост­ность со своими противоположностями. Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из про­стых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господ­ствует необходимость (детерминированность) - в мире сущест­вует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего.Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыден­ного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, краси­вое - безобразное и т. д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В на­учном познании мира выделяются ключевые противо­положности (основные стороны, тенденции, силы пред­мета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глу­бинную суть* предметов и является источником развития. Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрица­тельную. Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития.

43. Закон отрицания отрицания.Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственно­сти, возникновения нового и относительной повторяемости оп­ределенных сторон старого. Основополагающей для данного за­кона является категория диалектического отрицания.В философской классике отрицание связывалось с представ­лениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. Диалектическое отрицание включает в себя триединый про­цесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуля­ции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания пи­сал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... по­вторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".

Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в про­цессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, не­смотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отри­цания, как трансформация,где происходит переход от одной ста­дии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы.

44. Основные категории диалектики. Причина и следствиеПричина- философская категория, выражающая существо­вание взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно по­рождает другое явление, событие, процесс. Следствие - философская категория, вы­ражающая результат действия причины. Причинность оказыва­ется не чистой необходимостью (по П. Лапласу), а процессом, где соотносятся необходимости и вероятности, случайности и за­кономерности. Причинно-следственные связи тождественны отражению и взаимодействию. При отражении явление-следствие сохраняет следы воздействия явления-причины (например, горные породы могут сохранять следы магнитных полей,и тд. Условия — это элемент среды, в которой заключенная в при­чине потенциальная возможность превращается в действитель­ность. Поводы - толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причин­ное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характери­зует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; Случайность: а) внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, побочные возможности ее дальнейшего развития; Возможность - философская категория, выражающая сово­купность предпосылок (элементов, процессов), которые при оп­ределенных условиях могут стать действительным бытиемДействительность: а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявле­ний; Развитие - процесс зарождения в действительности опреде­ленного спектра возможностей, сужения этого спектра до одной реальной возможности и ее превращения в новую действитель­ность. Сущность - философская категория, отражающая внутрен­ние, глубинные связи, основу предмета, его главную, опреде­ляющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного. Явление: а) любое формообразование в его целостности (си­ноним "вещи", "предмета");

45. Основные проблемы теории познания и их интерпритации в разл.фил.традициях. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. "Все люди от природы стремят­ся к знанию"134. Принцип познаваемости является вы­водом из всей истории познания и практики человече­ства. Направление в философии, отвергающее гносео­логическое соответствие мышления и бытия, получи­ло название агностицизм*.Агностицизм опирается на определенные аргу­менты: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект позна­ния*. В обеспечении объективности познания большое значение имеют семантика (логико-философская наука, изучающая зна­ковые системы как средство выражения смысла), герменевтика (наука о понимании) и прагматика (наука, вырабатывающая правила и изучающая способы взаимодействия знаний и деятель­ности).Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориенти­роваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершен­ствовать самого себя. Познание не есть движение к абсолюту, к полной воспроиз­водимости действительности.

46. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способно­стью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художе­ственно образное и философское познание.

Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах. В исто­рии философии известны течения, преувеличивающие значение одной из этих форм.Рационализм абсолютизирует рациональную деятель­ность мышления и недооценивает (или игнорирует) роль чувст­венных форм отражения. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейб­ниц, Гегель и др.), Восприятие (вторая форма чувственного познания) - отра­жение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). Разум - уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объеди­няющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явле­ний. Понятия отражают существенные стороны, признаки явле­ний, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Практика является источником познания, ибо развитие зна­ний происходит для удовлетворения запросов практики. Процесс познания по отношение к практике обладает отно­сительной самостоятельностью. 1) Саму практику надо брать в полном ее объеме, во всей сложности и противоречивости.

48. Познание как достижение истины.Теория истины. Истина и заблуждения. Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассмат­ривает отношение сознания к внешнему миру. Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека.Истина представляет собой теоретическую форму разреше­ния противоречия между субъектом и объектом. Полное, точное, всестороннее знание о неком сущем назы­вают абсолютной истиной. Это: а) некоторые принципы философии и науки, имеющие непреходящий характер, напри­мер, принцип несотворимости и неуничтожимое™ материи и движения, б) фактические знания об отдельных процессах и яв­лениях, достоверность которых не подлежит сомнению.Между относительной и абсолютной истиной нет неперехо­димой грани. Каждая относительная истина - ступенька, при­ближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю аб­солютной. Объективная истина одновременно и абсолютна, и относи­тельна, что свидетельствует оконкретности истины. Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений.Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соот­ветствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.

49-50. Возникнокение и развитие науки, ее функций. Научное познание и eго специфические признаки. Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математи­ка, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развива­ется под ее воздействием. И. П. Павлов также утвер­ждал, что наука - орудие высшей ориентировки человека в ок­ружающем мире и в себе самом. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Исторически наука исходит от повседневного знания, пред­ставленного в определенных формах: 1) рецептивное -'специали­зированное знание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства; 2) протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, фактов, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т. п.); 3) псевдонаука (иногда называют паранаукой) - такие виды зна­ния, как алхимия, астрология, теология, спекулятивная натурфи­лософия, парапсихология. Получили распространение модернизированные иррационально-мистические представления о мире, связанные с возрождением магии, астрологии, изучением "паранормальных" явлений в психике человека и природе (ясно­видения, духовидения, телепатии, телекинеза, НЛО и т. д.). Паранормальные явления объясняются: видами природной энергии, о которых мы пока не знаем; наличием "неземных" форм жизни; особыми свойствами сознания экстрасенсов, колду­нов, шаманов и т. д. Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать дей­ствительности.

51. Строение и динамика научного знания.Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и филосо­фии, теории и метода, теоретических и прикладных исследова­ний. Различают гуманитарные, естественные и технические нау­ки. Прогресс науки, - отмечал Пасгер, - определяется трудами ее ученых и ценно­стью их открытий. Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы ис­следования; б) научная картина мира; в) философские принципы.Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и раз­личны. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считает Н. А. Бердяев, нужно видеть в том, что фило­софия познает бытие из человека и через человека, наука же по­знает бытие как бы вне человека. Наука, - считает А. Эйнштэйн. - не является и никогда не будет являться законченной книгой. Первая крупная революция в науке, преимущественно в есте­ствознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую (механистическую) картину миропонима­ния. Схоластику заменил стиль мышления, основанный на ис­пользовании эмпирического метода. Вторая глобальная научная революция связана с такими дос­тижениями в естествознании, как эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и пре­вращения энергии, менделеевской системы химических элемен­тов (XIX в.).

Наши рекомендации