Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.Человек издавна пытался выявить природу и место качественных и количественных связей в строении и динамике мироздания. В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория префоризма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т. п.). Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания.
42. Закон единства и борьбы противоположностей.Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории "противоположность", "противоречие", "единство", "борьба противоположностей", "тождество", "различие".Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господствует необходимость (детерминированность) - в мире существует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего.Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, красивое - безобразное и т. д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть* предметов и является источником развития. Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрицательную. Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития.
43. Закон отрицания отрицания.Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости определенных сторон старого. Основополагающей для данного закона является категория диалектического отрицания.В философской классике отрицание связывалось с представлениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).
В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания писал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".
Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, несмотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отрицания, как трансформация,где происходит переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы.
44. Основные категории диалектики. Причина и следствиеПричина- философская категория, выражающая существование взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно порождает другое явление, событие, процесс. Следствие - философская категория, выражающая результат действия причины. Причинность оказывается не чистой необходимостью (по П. Лапласу), а процессом, где соотносятся необходимости и вероятности, случайности и закономерности. Причинно-следственные связи тождественны отражению и взаимодействию. При отражении явление-следствие сохраняет следы воздействия явления-причины (например, горные породы могут сохранять следы магнитных полей,и тд. Условия — это элемент среды, в которой заключенная в причине потенциальная возможность превращается в действительность. Поводы - толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причинное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характеризует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; Случайность: а) внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, побочные возможности ее дальнейшего развития; Возможность - философская категория, выражающая совокупность предпосылок (элементов, процессов), которые при определенных условиях могут стать действительным бытиемДействительность: а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявлений; Развитие - процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, сужения этого спектра до одной реальной возможности и ее превращения в новую действительность. Сущность - философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, его главную, определяющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного. Явление: а) любое формообразование в его целостности (синоним "вещи", "предмета");
45. Основные проблемы теории познания и их интерпритации в разл.фил.традициях. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. "Все люди от природы стремятся к знанию"134. Принцип познаваемости является выводом из всей истории познания и практики человечества. Направление в философии, отвергающее гносеологическое соответствие мышления и бытия, получило название агностицизм*.Агностицизм опирается на определенные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект познания*. В обеспечении объективности познания большое значение имеют семантика (логико-философская наука, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла), герменевтика (наука о понимании) и прагматика (наука, вырабатывающая правила и изучающая способы взаимодействия знаний и деятельности).Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориентироваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершенствовать самого себя. Познание не есть движение к абсолюту, к полной воспроизводимости действительности.
46. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно образное и философское познание.
Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах. В истории философии известны течения, преувеличивающие значение одной из этих форм.Рационализм абсолютизирует рациональную деятельность мышления и недооценивает (или игнорирует) роль чувственных форм отражения. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.), Восприятие (вторая форма чувственного познания) - отражение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). Разум - уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Понятия отражают существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Практика является источником познания, ибо развитие знаний происходит для удовлетворения запросов практики. Процесс познания по отношение к практике обладает относительной самостоятельностью. 1) Саму практику надо брать в полном ее объеме, во всей сложности и противоречивости.
48. Познание как достижение истины.Теория истины. Истина и заблуждения. Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека.Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. Полное, точное, всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: а) некоторые принципы философии и науки, имеющие непреходящий характер, например, принцип несотворимости и неуничтожимое™ материи и движения, б) фактические знания об отдельных процессах и явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению.Между относительной и абсолютной истиной нет непереходимой грани. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Объективная истина одновременно и абсолютна, и относительна, что свидетельствует оконкретности истины. Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений.Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.
49-50. Возникнокение и развитие науки, ее функций. Научное познание и eго специфические признаки. Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математика, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. И. П. Павлов также утверждал, что наука - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Исторически наука исходит от повседневного знания, представленного в определенных формах: 1) рецептивное -'специализированное знание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства; 2) протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, фактов, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т. п.); 3) псевдонаука (иногда называют паранаукой) - такие виды знания, как алхимия, астрология, теология, спекулятивная натурфилософия, парапсихология. Получили распространение модернизированные иррационально-мистические представления о мире, связанные с возрождением магии, астрологии, изучением "паранормальных" явлений в психике человека и природе (ясновидения, духовидения, телепатии, телекинеза, НЛО и т. д.). Паранормальные явления объясняются: видами природной энергии, о которых мы пока не знаем; наличием "неземных" форм жизни; особыми свойствами сознания экстрасенсов, колдунов, шаманов и т. д. Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать действительности.
51. Строение и динамика научного знания.Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и философии, теории и метода, теоретических и прикладных исследований. Различают гуманитарные, естественные и технические науки. Прогресс науки, - отмечал Пасгер, - определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий. Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) научная картина мира; в) философские принципы.Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и различны. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считает Н. А. Бердяев, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, наука же познает бытие как бы вне человека. Наука, - считает А. Эйнштэйн. - не является и никогда не будет являться законченной книгой. Первая крупная революция в науке, преимущественно в естествознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основанный на использовании эмпирического метода. Вторая глобальная научная революция связана с такими достижениями в естествознании, как эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, менделеевской системы химических элементов (XIX в.).