История изменения законодательства
После развала СССР, в период с 1991 по 1996 год, выборы глав субъектов Российской Федерации проводились не во всех регионах. В большинстве регионов высшие должностные лица назначались президентом.
В 1996 году Конституционный суд России рассмотрел запрос губернатора Алтайского края и признал, что глава администрации должен избираться народом, а не назначаться Законодательным собранием. В Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав во всех субъектах Российской Федерации до конца 1996 года.
С 1996 по 2004 год выборы проводились во всех субъектах РФ.
В 2004 году по инициативе президента РФ Владимира Путина был разработан и в декабре того же года подписан новый закон о порядке наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Согласно новому закону, глава утверждался законодательным органом субъекта РФ, кандидатуру предлагал Президент РФ. Последние прямые выборы главы субъекта РФ состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.
В 2012 году по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева был принят новый федеральный закон, возвращающий прямые выборы глав субъектов РФ. Согласно новому закону, прямые выборы должны состояться по истечении срока полномочий действующих глав субъектов РФ.
Прямые выборы в 2012 году
Первые прямые выборы должны были пройти в тех субъектах РФ, где срок полномочий действующих высших должностных лиц истекал с 1 июня по 31 декабря 2012 года.
После многолетнего перерыва 14 октября состоялись прямые выборы главы субъекта Российской Федерации в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях.
Примечательно, что везде были переизбраны действующие губернаторы.
Изменения в 2013 году
2 апреля 2013 года президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому субъекты РФ могут выбрать один из двух вариантов процедуры избрания главы субъекта Российской Федерации.
Первый вариант – избирать главу субъекта РФ всенародным голосованием, второй вариант – глава субъекта РФ определяется местным парламентом.
На данный момент несколько субъектов Российской Федерации, например, Ингушетия и Дагестан – отказались от прямых выборов.
№36 вопрос. Принципы организации системы государственного управления в субъектах Российской Федерации
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
Ст. 1. – Принципы организации органов государственного управления субъектов РФ.
Ст. 2. – Система органов государственной власти субъектов
№37 вопрос. .Конституция РФ: понятие, структура, основные положения.
В историческом контексте Конституция рассматривается в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.
Понятие. Конституция (лат – установление) – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.
Конституция (разные аспекты понимания):
1) основной закон, обладающий особыми свойствами стабильности и учредительным характером.
2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;
3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа;
4) способ формализации государственного строя путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;
5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной свободы личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;
6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.
Осн. положения. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года в сложных политических условиях (противостояния законодательной власти – Верховного Совета и исполнительной власти президента РФ Б.Ельцина). Это пятая Конституция в истории России (до этого были конституции РСФСР 1918 года, 1925, 1938, и 1978).Действующая Конституция коренным образом от них отличается и закрепляет совершенно новый конституционный строй нашей страны: демократической, федеративное, правовое, республиканское государство, которое является также светским, социальным, суверенным, основанным на принципе разделения властей на законодательный исполнительную и судебную, политическом плюрализме, идеологическом многообразии.
Высшей ценность признаются права и свободы человека, основным источником власти – многонациональный народ РФ.
В отличии от социалистических конституций введена частная собственность, ликвидировано понятие советская власть, введена многопартийная система, особый статус Президента – главы государства, наличие Конституционных законов, новая система высших органов государственной власти.
Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; закон прямого действия; это основа правовой системы РФ – основной источник права; особая охрана Конституции (Резидент РФ – гарант Конституции, специально сформирован Конституционный суд РФ); особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок (является жесткой 1, 2 и 9 Главы может изменить только специальный орган Конституционной Собрание).
Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.
Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей (посмотреть структуру и названия Глава, читать первую главу).
Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.
Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.
В заключительных и переходных положениях устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.