Лекция 1. Понятие правоведения. Теория государства.

Тема 1

ОБЩЕЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ (ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

Лекция 1. Понятие правоведения. Теория государства.

Понятие, задачи, предмет и методы курса «Правоведение».

История развития правоведения

Возникновение государства.

Понятие, признаки и функции государства.

Понятие и элементы форм государства.

Форма правления. Монархия. Республика.

Форма государственного устройства.

Государственно-правовой режим.

Вопрос 1.1. Понятие, задачи, предмет и методы курса «Правоведение».

Правоведение – общественная, гуманитарная наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Дисциплина «Правоведение» является важной учебной дисциплиной, так как позволяет студентам формировать представление о государстве и праве, законности и конституционности, правонарушении и правомерном поведении.

Задача курса – ознакомить студента с действующей системой права и законодательства с целью выработки у него навыков в работе с нормативными правовыми актами в праве целом и в частности в сфере профессиональной деятельности.

Правоведение рассматривает все отрасли права, как в отдельности, так и в комплексе, составляет системный анализ их изучения, а также позволяет понять сущность права и государства, их возникновение, развитие, а также происходящие в современном обществе государственно—правовые явления.

Тезисное изложение материала изучаемого курса позволяет концентрированно подойти к изложению большого по объему и информационному содержанию материала, который систематически обновляется вследствие структурных изменений в обществе, государстве и праве.

В связи с этим возрастает роль самостоятельного изучения студентами новаций государства в сферах правотворчества и правоприменения. Конспект лекций по учебной дисциплине «Правоведение» помогает студентам овладеть вопросами научного познания государства, общества и личности в рамках комплексной подготовки академией специалистов.

Предметом правоведения (перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой) являются:

1) система основных правовых понятий;

2) государство как общественно—политическое явление;

3) право как социально—политического явления общественной жизни;

4) взаимосвязь между государством и правом;

5) основные понятия и положения различных отраслей права.

Правоведение использует следующие методы (совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки), которые основаны на следующих положениях:

1. всеобщие:

а) государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека и находятся в постоянном развитии;

2. общенаучные

а) анализ (расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям);

б) синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе);

в) системный подход (рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи);

г) функциональный подход (изучение функций государственно—правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния)

3. частно-научные:

а) формально—юридический подход к изучению предмета, при этом дается необходимое определение, производится их классификация на основе выделенных признаков и т. д.;

б) сравнительно—правовой (путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления их требований);

в) статистический (основан на статистической информации, количественных показателях);

г) социологический (исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы).

Заключение: Таким образом, правоведение как наука взаимосвязана с системой юридических наук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует понимание права в целом и в сфере профессиональной деятельности будущего специалиста по отраслям экономики.

Заключение.

Виды политических режимов.

1. Демократический режим. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

2. Авторитаризм— основан на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Существует два определения авторитаризма:

- социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

- социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Авторитаризм означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

2.1. Военно-бюрократический режим обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания.

2.2. Расовая, или этническая, квазидемократия. Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нём допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

2.3. Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Характеризуется отсутствием идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

3. Тоталитарный режим. Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества, основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом и культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке.

Признаки тоталитаризма:

идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.

4. Анархия - отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия проявляется в момент перехода от одного политического режима к иному.

Также выделяются и другие политические режимы: аристократия, военная диктатура, деспотизм, диктатура, тирания, фашизм, феодализм и др.

Вопрос 1.10. Нормативно-правовой акт (НПА), как основной источник права в России. Классификация НПА.

НПА, как источник права - это форма выражения норм права, в них содержатся нормы права. Например, Конституция РФ – это источник, а ст. 44 Конституции РФ – это норма права.

НПА классифицируют:

1. По субъектам принятия (например, международные конвенции - ООН, Федеральные законы – Государственной думой РФ, Региональные законы - Законодательными органами субъектов РФ, Исполнительными органами РФ - Приказы Минсельхоза, Инструкции и положения Роспатента).

2. По целям принятия и по предмету правового регулирования (Гражданское право, Налоговое право, Уголовное право, Ветеринарное право и т.д.)

3. По территории их действия:

- международные НПА – приняты международными организациями (например, ООН) или между государствами;

- федеральные НПА – действуют на территории всей РФ;

- региональные НПА – действуют на территории того субъекта РФ, который их принял (например, законы Пермского края, Республики Татарстан и т.д.)

- муниципальные НПА – действуют на территории муниципального образования, (например, законы г. Перми).

4. По юридической силе.

- законы – принятые законодательными органами

- подзаконные НПА – приняты иными органами власти, чаще всего исполнительной.

Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права (МПА).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ МПА являются частью правовой системы РФ. Если МПА установлены другие правила чем предусмотрены законом РФ, то применяются правила МПА.

В качестве МПА бывают – конвенция, международный договор, декларация, хартия, Технический регламент Таможенного союза и т.д. В совокупности они формируют систему международно-правовых норм в определенной отрасли права или сфере деятельности.

Например, в области ИС действуют следующие МПА:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (РФ с 1994 г)

2. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г (СССР с 1973 г)

3. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (СССР с 1965 г)

4. Конвенция учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 1967 г.

5. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 1891 г.

6. Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 1989 г

7. Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 1957 г.

Законы

1.3.1. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) -принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, и обладают более высокой юридической силой по сравнению с ФЗ и иными НПА, непосредственным действием на всей территории РФ, а также отличается усложнённой процедурой принятия.

Например,

1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ»

3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге РФ"

Федеральные законы (ФЗ)

ФКЗ и ФЗ принимаются Законодательной властью РФ - Парламентом (Федеральным собранием), а непосредственно – нижней палатой парламента - Государственной думой РФ, одобряются верхней палатой парламента - Советом Федерации РФ, затем подписываются (но имеет право отлагательного вета) и обнародуются Президентом РФ.

Официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета».

ФЗ, самые распространенные НПА среди всех законов, включая кодексы. В первую очередь необходимо знать действующие ФЗ с актуальными изменениями.

Например,

Процессуальные кодексы: Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ), Уголовный процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), предусматривают процедуру защиты гражданских прав в гражданском и арбитражном процессе, процедуру привлечения к уголовной ответственности.

Подзаконные федеральные НПА

2.1. Указы и распоряжения президента РФ.являются подзаконными правовыми актами,издаваемыми в пределах его компетенции. Они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции РФ и ФЗ. Указы и распоряжения могут носить нормативный и ненормативный характер.

Например:

1. Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ"

2. Указ Президента РФ от 06.08..2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ"

2.2. Постановления и распоряжения правительства РФ.Постановления-НПАуправления общенормативного содержания, издаваемые Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и указов Президента РФ.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Например в области ветеринарии:

1. Постановление правительства РФ от 06.08.1998 г. № 898 «Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг»

2. Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 159 "О применении ветеринарных мер при ввозе живых животных и продукции животного происхождения в РФ"

3. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности"

2.3. Акты министерств и ведомств РФ.Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Например:

1. Приказ Минсельхоза России от 12.03.2014 г. № 72 «Об утверждении Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности» (Зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2014 г. N 34634).

2. Приказ Минсельхоза РФ от 05.11.2008 г. № 490 "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2008 N 12836).

3. Методические указания по отбору проб пищевой продукции животного и растительного происхождения, кормов, кормовых добавок с целью лабораторного контроля их качества и безопасности (утв. Россельхознадзором 21.05.2009 г.).

4. СанПиН 3.2.1333-03 Профилактика паразитарных болезней на территории РФ.

Акты глав субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав РФ, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения,

3.2. Правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

3.3. Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции.

Региональные НПА издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов РФ, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов РФ. Они могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Решения высших судов (ВАС – Высший арбитражный суд РФ, ВС – верховный суд РФ, КС – конституционный суд РФ) и иных судов, а также решения Роспатента, Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС РФ) не входят в систему НПА, однако обобщают применение норм права и устанавливают единообразие применения НПА.

Тема 3

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Объекты гражданских прав.

Защита гражданских прав

Защита гражданских прав — механизм реализации мер по защите субъективных гражданских прав и интересов. Выделяют две основные формы защиты:

1. Неюрисдикционная форма защиты осуществляется лицом самостоятельно, чьи права нарушены или оспариваются.

2. Юрисдикционная форма может быть реализована государственным или иным уполномоченным органом (судебный и административный порядок защиты гражданских прав).

Формы защиты прав:

административная;

судебная;

самозащита.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Примерами действий в качестве самозащиты можно назвать необходимую оборону и крайнюю необходимость.

Способы защиты гражданских прав определены статьей 12 ГК РФ, под которыми понимают предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение нарушение или оспаривание субъективных гражданских прав и устранение последствий их нарушения. При этом содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав, сформулированный как открытый (неисчерпывающий), ограничивается указанием на то, что иные способы могут быть использованы при условии упоминания их в законе.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

- Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права

- Признание оспоримой сделки недействительной

- Признания недействительными акта государственного органа или органа местного самоуправления

- Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).

- Возмещения убытков и взыскания неустойки

- Компенсации морального вреда

Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться.

ГПО - это общественные отношения, основанные на нормах гражданского закона, которые складываются по вопросам материальных и не материальных благ, участники которых связаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями.

Состав (структура) ГПО – это совокупность его компонентов (элементов).

1 Элемент – субъект, это лица, обладающие гражданской правосубъектностью (ФЛ, ЮЛ, Г, МО)

2Элемент - объект - это то имущественное или личное не имущественное благо, по вопросам которого складывается ГПО.

3 Элемент - содержание ПО – это комплекс субъективных прав и обязанностей участников ГПО.

Виды ГПО

1. По признаку объекта:

Имущественные

Личные не имущественные.

2. По признаку субъективного состава и содержанию права

2.1 Абсолютные – когда носителю права противостоит неопределенное число обязанных субъектов, например, абсолютное отношение собственности, исключительная защита.

2.2. Относительные, например, договорные, обязательственные отношения.

Содержание имущественных отношений

1.1. Bещные права– определяют статику имущественного оборота, связаны с обладанием субъектом вещей (имущества). Они опосредуют состояние принадлежности имущества определенным лицом и существуют в виде отношения собственности (ст. 209 ГК РФ), либо других отношений вещного характера (ст. 216 ГК РФ).

Вещным правом наряду с правом собственности являются:

Сервитут

Тема 1

ОБЩЕЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ (ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

Лекция 1. Понятие правоведения. Теория государства.

Наши рекомендации