Социально-экономическое развитие русских земель в XIII-XV вв.
К началу XIII в. во многом была ликвидирована половецкая опасность для русских земель: половцы через традиционные браки на уровне княжеских семей все более втягивались в систему союзных отношений с русскими князьями, среди них распространялось христианство. Русские крестьяне стали осваивать черноземные лесостепные пространства в верховьях Дона и южнее Курска. Но в 1223 г. Русь впервые потерпела поражение от монголов в сражении на р. Калке (31 мая).
Зимой 1237 – 1238 годов земли Рязанского княжества, Северо-Восточной Руси и восточной окраины Черниговщины подверглись опустошительному разгрому монгольских войск хана Бату – внука Чингизхана. Монголы прошли по маршруту Рязань – Москва – Владимир-на-Клязьме – Ростов. После поражения владимиро-суздальской рати в марте 1238 г. в сражении на р. Сить, монголы сожгли новгородский пригород Торжок, но у места, называвшегося «Игнач-крест», повернули обратно. Местом сбора монгольских отрядов был объявлен г. Козельск, который они осаждали семь недель. Осенью 1239 г. монголы совершили поход на Чернигов и Переяславль Южный, а в ноябре 1240 г. они штурмом взяли Киев. Обороной Киева руководил тысяцкий Дмитр, оценив мужество которого, хан Бату оставил его в живых.
Монголы в XII в. занимали обширную территорию от озера Кулун-Бугир до западных отрогов Алтайских гор, от оз. Байкал на севере до Великой китайской стены на юге. К началу XIII в. у них сложилось раннефеодальное государство. В 1206 г. съезд монгольской знати (курултай) провозгласил Темучина великим ханом (каан) под именем Чингизхана. В 1211 г. монголы завоевали Северный Китай, а с 1218 г. началось завоевание Средней Азии. В итоге большого похода, длившегося с осени 1236 по весну 1242 гг., монголы покорили Волжскую Булгарию, половцев, Русь, прошли через Польшу, Чехию, Венгрию и вышли к Адриатическому побережью. Но затем отошли в причерноморско-прикаспийские степи, носившие название Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь). В 1243 г. князь владимиро-суздальский Ярослав Всеволодович первым из русских князей поехал в ставку хана Бату за ярлыком на княжение, т.е. признал возникновение нового государства – Золотой Орды.
В русских летописях XIII-XV вв. для обозначения монгольского государства употреблялись термины «Татары», «Орда». Татары – название племени, обитавшего в XII в. вдоль северной границы Китая и уничтоженного монголами. Но название покоренного народа стало использоваться китайцами для наименования монголов. Этот термин переняли и русские. «Монголо-татары» – термин историографический, впервые был употреблен в 1823 г. Сами монголы свое государство называли улусом каана, т.е. владением великого хана. Столицей империи был город Каракорум в Центральной Азии. Наиболее западную часть империи составлял улус Джучи – сына Чингизхана и отца хана Бату. Именно улус Джучи и известен в науке как Золотая Орда. Границы улуса простирались от Днестра до Урала. Его ядро составляли причерноморские, прикаспийские и североказахстанские степи. Юго-восточные территории улуса Джучи включали пространства между оз. Балхаш и р. Сырдарьей, часть древнего государства Хорезм с г. Ургенч (Хорезм) вплоть до восточного берега Каспийского поря. Степи Северного Кавказа и Крыма также входили в этот улус. Владения ханов Бату и Шибана (сыновей Джучи) составляли правое крыло улуса Джучи, простираясь от Дуная до Иртыша и назывались Ак-Орда (Белая орда).
Владения сына Джучи Орды составляли левое крыло улуса Джучи – Кок-Орду (Синюю орду) и располагались в Средней Азии. Традиционно считается, что территория Древней Руси не вошла в состав Монгольского государства. Однако ряд лесостепных территорий на протяжении русско-ордынского пограничья, населенных русскими людьми, управлялся ордынскими администраторами – баскаками.
Под властью баскаков был г. Бакота в Галицкой земле, г. Канев, расположенный в 120 км к югу от Киева, Поросье в Среднем Поднепровье, родовая вотчина «Мономашичей» – г. Переяславль Южный, г. Курск, где в 80-е годы XIII в. правил баскак Ахмат, г. Коломна, г. Лопастна в Поочье, в 50-е годы XIV в. – Тула.
При хане Бату была построена первая золотоордынская столица – г. Сарай (букв. дворец) на р. Ахтубе – притоке Волги в ее низовьях. Город строился китайскими и среднеазиатскими мастерами, русскими и другими пленными рабами. Постройки возводились из сырцового и обожженного кирпича, в городе были бани, системы водопровода и канализации.
Русь и крестоносцы. Наиболее известные события этих отношений – Невская битва 1240 г. и сражение на Чудском озере 1242 г.
Эти сражения не были единственным поражением крестоносцев в Прибалтике. Не менее важными для предотвращения агрессии Ливонского Ордена были: сражение 1234 г. на р. Эмайыге, сражение 1236 г. под Шавлями (совр. Шауляй Литовской респ.), битва под Дорогичином 1237 г., Раковорская битва 1268 г.
Социально-экономическое развитие русских земель в XIII-XV вв. Ко времени ордынского нашествия Русь примерно столетие жила в новых условиях. Некогда многолюдные города и села пустели – их жители уходили на запад, а еще больше на северо-восток. Причины называют современники-летописцы: бесконечные княжеские усобицы, половецкие набеги. Страшный удар нанесли монголо-татары.
В период раздробленности значительно увеличилось количество уделов, которые князья выделяли своим братьям. Мелкие князья занялись строительством городов и в них храмов, покровительствовали культурным начинаниям: в составлении летописных сводов, других памятников, переписке книг, в развитии ремесел.
Однако в силу измельчания русских земель и обеднения их правителей, исчезли некоторые ремесла, прекращается каменное строительство. Процесс восстановления растянулся на десятилетия.
Причина положительных сдвигов (в сфере культуры, политики) – в успехах на хозяйственном поприще. Сельские и городские жители, не уведенные в Орду, возвращались на дымные пепелища, рубили избы, распахивали заброшенные земли. Помимо старых полей и участков заводили новые. Источники все чаще называют «росчисти», «сечи», «чисти» - участки земли, освобожденные от деревьев и кустарников. В этих местах возникают починки – новые деревни, обычно в один-два двора.
В обработке земли крестьяне применяли разные методы. При подсеке выжигали участок леса, и земля, обогащенная золой, давала неплохие урожаи несколько лет подряд. Потом ее надолго забрасывали, и она снова, как тогда говорили, «порастала лесом». Земледелец же переходил на другой, еще нетронутый, лесной участок.
При переложной системе поле засевали несколько лет подряд, потом оставляли его на несколько лет незасеянным. Наконец, возвращались к нему, и снова все повторялось. Применялась 3-ехпольная система – с ярью, озимью и паром, что давало урожаи более устойчивые и большего размера. К сохам и плугам приделывали железные приспособления – сошники и лемехи.
Увеличение поголовья лошадей, волов, коров давало навоз для полей. Сеяли, как и раньше, рожь и пшеницу, ячмень и овес, гречиху и просо, лен и коноплю. В огородах выращивали капусту и репу, лук и чеснок, огурцы и тыквы, реже – свеклу и морковь. В садах росли яблони, вишни, сливы.
В лесах было много всякого зверья, и охотники добывали кабанов и медведей, лосей и оленей, диких коз и белок, горностаев и соболей В лесах было много всякого зверья, и охотники добывали кабанов и медведей, лосей и оленей, диких коз и белок, горностаев и соболей. Ели и рыбу разную, и мед диких пчел из бортей.
Земледелие и животноводство, промыслы в силу неотложных естественных потребностей населения довольно быстро встали на прежний уровень, затем и превзошли его.
Средний крестьянин имел 5 десятин земли в поле, всего же 15 десятин при трехпольной системе земледелия. Более богатые уже тогда дополнительно арендовали землю, эксплуатировали труд обедневших односельчан. На противоположном полюсе - безземельные крестьяне и даже бездворные (подворники, захребетники, проживавшие на чужих дворах). Та же самая картина - и с обеспечением лошадьми, прочим скотом.
Крестьяне исполняли для господ барщинные работу, вносили оброки натурой, несли разные повинности.
Бояре и дворяне получали земли с крестьянами в вотчины (безусловное владение) и поместья (условное владение). Крестьян, издавна живших у них, владельцы рассматривают как старожильцев (в отличие от новоприходцев), стараясь удержать их у себя, «не перепустить» к соседу, иному хозяину, сопернику в борьбе за рабочие руки, без которых ценность земли заметно снижается.
Важнейшая черта крестьянской жизни - наличие общины («погост», «волость»). Давно и верно историки отмечают двойственность ее функций, сущности. С одной стороны, она, с ее круговой порукой, использовалась владельцами, государством для контроля над крестьянами - взимания поборов, организации работ, поддержания порядка.
С другой - подобное сообщество сплачивало крестьян, позволяло организовать все стороны их жизни, - от хозяйственной дот духовной, нравственной, защищать свои интересы от эгоистичных поползновений господ и управителей. В общине заметную роль играет выборное начало: старост, сотских, десятских, управлявших мирскими делами, крестьяне выбирают на сходах.
Крестьяне-общинники владеют участками земли под усадьбами и пашнями; леса, луга для пастбищ, вода - не в индивидуальном, а общем пользовании.
Помимо крестьян, в княжеских, боярских и дворянских хозяйствах было немало холопов. Это «полные люди», принадлежавшие господину по праву собственности. Он мог их продать, подарить, купить, передать по наследству; их убийство - не уголовное преступление, а грех перед Богом. Естественно, холоп не мог, как крепостной крестьянин, поменять по своей воле хозяина. Они работали на его дворе, в поле («страдники»), занимались ремеслами.
Нередко владельцы к концу жизни завещали отпустить холопов, всех или их часть, на волю. Так вотчина или поместье освобождались от ненужной дворни; некоторые из тех, кто постарательней, переходили в крестьянство. Подобная практика говорит об известной гибкости феодальных владетелей, что позволяло им регулировать численность и качество рабочей силы.
Восстанавливалась после Батыева разорения городская жизнь. Отстраивались дома в старых городах, появлялись новые города, крепости. Росли торгово-ремесленные предместья - посады. «Список русских городов», составленный в конце XIV в., включает 55 городов залесских, т.е. владимиро-суздальских, 35 новгородских и литовских, 10 смоленских, 30 рязанских.
После довольно долгого перерыва возобновляется искусство скани, черни, чеканки, литье колоколов.
Развивалось кузнечное и слесарное дело. Отлично работали мастера-бронники, лучники, пищальники. Живописцы писали иконы, украшали стены храмов. В XIV в. в княжествах начали чеканить собственную монету из серебра. Появляется бумага, переписка рукописных книг получает новые возможности; продолжают для этого употреблять и тщательно выделанную телячью кожу - пергамент.
Ремесленники десятков специальностей вносили свою немалую лепту в хозяйственное и культурное возрождение Руси. Среди них, как и среди крестьян, были бедные и богатые.
Развиваются торговые операции городов и монастырей. На рынках появляются изделия ремесленников, продукты из сел и духовных обителей. Сеть мелких торгов, господствовавших в обмене, дополняется и некоторыми городскими рынками, получившими областное значение (Новгород Великий и Новгород Нижний, Псков, Тверь, Рязань, Москва).
Внешней торговле, в особенности по Волге, мешала Орда. Несмотря на это, торговля постепенно увеличивала обороты - с той же Ордой, другими прикаспийскими странами, Крымом, Византией, Литвой, Прибалтикой, западноевропейскими странами. По разным направлениям, сначала медленно, затем все быстрее, хозяйственная деятельность жителей Руси не только подняла ее из руин, но и позволила накопить силы и средства, материальные и духовные, для великого дела объединения ее земель, постепенно подтачивать заносчивое могущество ордынских ханов и баскаков, чтобы, наконец, бросить ему вызов.
Феодальное землевладение. В XIII-XV вв. феодалы утвердили за собой монопольное право на владение землей, предоставлявшее им экономическую и политическую власть над крестьянами. Верховными собственниками «черных» земель, заселенных феодально-зависимыми от государства крестьянами-общинниками, и вотчинных земель светских и духовных феодалов считались князья.
Верховная собственность князя на всю территорию его «отчины» - княжества - не лишала вассала права свободного распоряжения своими вотчинами (продавать, обменивать, закладывать, дарить, передавать по наследству) в пределах, не затрагивавших прав и интересов князя. Феодалы-вотчинники обладали рядом иммунитетных прав, которые обеспечивали им возможность осуществлять внеэкономическое принуждение над зависимыми от них крестьянами.
Любое изменение в сложной, связанной иерархическими путами вассальной службы системе феодального землевладения, перемещение земли из одних рук в другие затрагивало интересы князя и его вассалов, могло послужить причиной конфликта между князьями или феодальной войны вассалов против князя.
В XV в. в связи с первыми успехами в политической централизации, укреплением положения великокняжеской власти после-дняя все решительнее брала под контроль сделки, связанные с земельной собственностью.
Главным в социально-экономическом развитии русских земель в XIV-XV вв. были интенсивный рост феодального землевладения и связанный с ним процесс поглощения феодалами крестьянской общины, вовлечения в систему феодальной зависимости и эксплуатации новых масс сельского трудового населения.
Особенно быстро в XIV-XV вв. росло церковное землевладение: кафедральное (митрополичье и епископское) и монастырское. Земельные богатства церкви пополнялись за счет захвата крестьянских земель, часто санкционируемого княжеской властью, и перехода к ней вотчинных земель через куплю, ростовщические операции, вклады и пожалования со стороны князей и вотчинников.
Укреплению политических позиций церкви и росту ее земельных богатств способствовали привилегии, полученные от золото-ордынских ханов. Обширными иммунитетными правами и льготами в области торговли наделяли церковных феодалов своими жалованными грамотами и русские князья.
Все это ставило церковное землевладение в более выгодное по сравнению с другими видами феодального землевладения положение, способствовало превращению монастырей в крупные, богатые и развитые в экономическом отношении феодальные хозяйства. Крупнейшими землевладельцами стали возникшие в XIV-XV вв. Троице-Сергиев монастырь близ Москвы, Кириллов монастырь близ Белоозера, Соловецкий монастырь на островах в Белом море. Огромные земельные богатства сосредоточились у новгородских монастырей, у митрополичьего дома и епископских кафедр.
Основной и господствующей формой феодального землевладения в XIV-XV вв. оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. Вместе с тем происходивший подъем в земледелии, повышение его продуктивности в результате совершенствования приемов обработки земли и возраставшей ее ценности послужили основой развития условной формы феодального землевладения, элементы которого возникли еще в домонгольский период.
Феодальная вотчина делилась на земли, где велось хозяйство самого феодала, и земли надельные, на которых вели хозяйство зависимые от него крестьяне. Независимо от размера господского хозяйства основной экономической единицей вотчины было мелкое хозяйство крестьян, трудом которых производился прибавочный продукт.
Экономическим и административным центром феодальной вотчины и поместий было село с господским двором. К селу, насчитывавшему иногда до нескольких десятков крестьянских дворов, «тянули» все остальные вотчинные поселения - небольшие, в 1_3 двора, деревни и починки, а также хозяйственные угодья - пахотные земли, луга, леса, борти, рыбные ловли и др.
Лекция 4.