Северное общество (1822—1825)
Земство
Городское самоуправление
Суд
Образование
Печать
ЗЕМСТВО В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означаловозрождение древнего земства с его идеей народного представительства инезависимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последнихбыла сведена на нет ещё на исходе XVII в. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избиратьбольшую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителютого или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообщепотеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор изсреды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскимиобществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставилоземские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически этоперечёркивало главную идею земства – независимость от органовгосударственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможностьучастия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итогесделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этихмерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскомуземству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубьроссийской истории. ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как иземская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органамигосударственного самоуправления, и расширить сферу правительственныхполномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественныйценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате числоизбирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы иуправы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царскойадминистрации в их дела. Правительство получало право не утверждатьофициально избранного городского голову – председателя городской думы.Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городскоесамоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственнойслужбы. СУД Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных отвласти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительныхизменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однаков судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась:публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения судаприсяжных были изъяты все дела а насильственных действиях противдолжностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировыесудьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы междукрестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились онитолько в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должностикоторых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественнымцензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижениесогласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорныевопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственнуюадминистрацию. ОБРАЗОВАНИЕ Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства,рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российскиеуниверситеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новыйуниверситетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидировануниверситетский суд, запрещены любые студенческие объединения.Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались вдолжности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперьруководил государственный чиновник – попечитель учебного округа: онназначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладалправом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдатьза преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об«обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию длялиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный сроквоенной службы увеличен. Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образованияграфу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г.,принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиныхдетях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназиии прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговыхлавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением развеодарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить изсреды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведениясокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальныхпоследствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в историироссийского образования примером исключительной ограниченностигосударственных чиновников. 1884 год был ознаменован введением нового университетского устава –военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкойминистра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882 г.) и назначением на этотпост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции. ПЕЧАТЬ Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными).Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишатьиздателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности.Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованиювластей. Усилилась цензура. В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратилсуществование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки»,редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газетаМ.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг.приходится заключительный период деятельности этого известного русскогопублициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего длярасширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса приАлександре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа инетерпимости в стане власть имущих. Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, онсумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолженияреформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев,быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно»[2] Таким образом, уже к середине 80-х гг. сложилась реакционная концепцияконтрреформ, которая основывалась на традиционных догмах: а) божественное происхождение самодержавия и божественный промысел какоснова его политики, противопоставляющиеся планам политических реформ; б) полная централизация власти; в) осуждение земского и городского самоуправления, как не соответствующиеусловиям русской жизни; г) шовинизм; интересы дворянства рассматривались в традиционном понимании(в качестве типичной фигуры представлялся помещик- крепостник).· 1801 г. 18 января — Манифест о присоединении Грузии к России
· 1801 г. с 11 на 12 марта — Дворцовый переворот. Убийство Павла I. Вступление на престол Александра I
· 1804–1813 гг. — Русско-иранская война
· 1805 г. 20 ноября — Сражение при Аустерлице
· 1806–1812 гг. — Война России с Турцией
· 1807 г. 25 июня — Тильзитский мир
· 1808–1809 гг. — Русско-шведская война
· 1810 г. 1 января — Учреждение Государственного совета
· 1812 г. — Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию. Отечественная война
· 1812 г. 26 августа — Сражение при Бородине
· 1813 г. 1 января — Начало Заграничного похода русской армии
· 1813 г. 16–19 октября — «Битва народов» при Лейпциге
· 1814 г. 19 марта — Вступление союзных войск в Париж
· 1814 г. 19 сентября -1815 г. 28 мая — Венский конгресс
· 1825 г. 14 декабря — Восстание декабристов в Петербурге
· 1826–1828 гг. — Русско-иранская война
· 1827 г. 20 октября — Сражение в Наваринской бухте
· 1828 г. 10 февраля — Туркманчайский мирный договор с Ираном
· 1828–1829 гг. — Русско-турецкая война
· 1829 г. 2 сентября — Адрианопольский мирный договор с Турцией
· 1835 г. 26 июля — Университетский устав
· 1837 г. 30 октября — Открытие железной дороги Петербург-Царское Село
· 1839–1843 гг. — Денежная реформа графа Е. ф. Канкрина
· 1853 г. — Открытие «Вольной русской типографии» А.И. Герцена в Лондоне
· 1853 г. — Кокаидский поход ген. В.А. Перовского
· 1853–1856 гг. — Крымская война
· 1854 г. сентябрь — 1855 г. август — Оборона Севастополя
· 1856 г. 18 марта — Парижский договор
· 1860 г. 31 мая — Учреждение Государственного банка
· 1861 г. 19 февраля — Отмена крепостного права
· 1861 г. — Учреждение Совета министров
· 1863 г. 18 июня — Университетский устав
· 1864 г. 20 ноября — Указ о судебной реформе. «Новые судебные уставы»
· 1865 г. — Военно-судебная реформа
· 1874 г. 1 января — «Устав о воинской повинности»
· 1874 г. весна — Первое массовое «хождение в народ» революционных народников
· 1875 г. 25 апреля — Петербургский договор России с Японией (о Южном Сахалине и Курильских островах)
· 1876–1879 гг. — Вторая «Земля и воля»
· 1877–1878 гг. — Русско-турецкая война
· 1879 г. август — Раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю»
· 1881 г. I марта — Убийство революционными народниками Александра II
· 1885 г. 7–18 января — Морозовская стачка
· 1892 г. — Русско-французская секретная военная конвенция
· 1896 г. — Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым
· 1896 г. 18 мая — Ходынская трагедия в Москве во время коронации Николая II
· 1898 г. 1–2 марта — I съезд РСДРП
· 1899 г. май-июль — I Гаагская конференция мира
Декабристы
Декабри́сты[1] — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.
В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:
§ Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;
§ Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;
§ Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;
§ Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.
Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.
«Орден русских рыцарей» (1814—1817)
В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». Она ставила своей целью учреждение в Россииконституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».
[править]«Союз спасения» (1816—1818)
В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.
«Союз благоденствия» (1818—1821)
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.
Южное общество (1821—1825)
На основе «Союза благоденствия» 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил П. И. Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными — Никита Муравьев.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 году.
Западничество
За́падничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Как писал Ю. М. Лотман,
Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин (представители так называемого религиозного западничества), В. С. Соловьёв и Б. Н. Чичерин (либеральные западники), Иван Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, позднее Н. Г. Чернышевский, Василий Боткин,П. В. Анненков (западники-социалисты), М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славянофилов, хотя с годами в их взглядах и творчестве прозападническое направление преобладало.
Возникновение западничества
Формированию западничества и славянофильства положило начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 "Философического письма" Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западников. Общественно-политические, философские и исторические воззрения западников, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами. Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодально-абсолютистский строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России. В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для исторического развития России как одной из европейских держав.
Славянофильство
Славянофи́льство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли[1], оформившееся в 40—х годах XIX века[2], ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3], представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути[4], развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии[1].
Источники славянофильства
Исторической предпосылкой к зарождению славянофильства принято считать знаменитый спор между "иосифлянами" и "заволжскими старцами", представителями который были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. В этом споре рассматривались две проблемы - отношение церкви к ереси (в связи с появившейся тогда в Новгороде "ересью жидовствующих") и решение проблемы упадка нравов в монастырях. Заручившись поддержкой Ивана IV, иосифляне одержали верх, что и принято считать разрывом с византийской церковью в пользу московско-русского начала, т.к. движение "заволжских старцев" возникло под влиянием византийских "исихастов"(учения, о необходимости очищения и удаления от мирской суеты). Позже, благодаря победе иосифлян, впервые выдвигается идея "Москвы как третьего Рима", выдвинутая в начале XVI монахом Псковского монастыря Филофеем, которая в течение века становится ведущей идеологией Московской Руси. "Два Рима падоша - а третьи стоит,а четвёртому не быти". Считается, что именно в это время приобрело устойчивый характер выражение "Святая Русь". [6]
Важнейшими источниками славянофильства в литературе принято считать немецкую классическую философию (Шеллинг, Гегель) и православное богословие. Причём среди исследователей никогда не наблюдалось единства по вопросу о том, какой из двух упомянутых источников сыграл решающую роль в формировании славянофильского учения.
Почву для зарождения славянофильского движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства. Перед нарождающейся русскойинтеллигенцией встал вопрос о национальном самоопределении и национальном призвании. Появилась потребность определить дух России и её национальное лицо, и славянофильство должно было представить собой ответ на эти запросы.
Представители
Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Чуть позже выделилось движение так называемых почвенников, или умеренных славянофил, яркими представителями которых являлись Григорьев А.А., Страхов Н.Н., Данилевский Н.Я., Леонтьев К.Н., Достоевский Ф.М[6]. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, Н. М. Языков.
Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы представляли идеи русского возрождения и славянского единства.
Значение славянофильства
Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка («Собрание народных песен» П. В. Киреевского, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858—1878 годов.
При этом, по выражению русского философа второй половины XIX века В. С. Соловьёва, противники «западничества» «отделывались от обязанности совместного культурного труда с прочими народами […] произвольным утверждением о „гниении Запада“ и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России». Когда же эти идеализированные представления и пророчества изначального славянофильства бесследно испарились, их сменил «безыдейный и низменный национализм».
Народничество
Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.
Зарождение
Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40—50-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.
«Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей», народничества.
Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.
Течения
В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.
Также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) либерально-революционное, (3) социально-революционное, (4)анархистское.
Консервативное направление
Консервативное (правое) крыло народничества было тесно связано со славянофилами (Аполлоном Григорьевым, Н. Н. Страховым). Его деятельность была представлена, в основном, творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя» П. П. Червинского и И. И. Каблица — Юзова.
В легальной печати наиболее ярким выражением народнического настроения 70-х гг. был шум, поднятый по вопросу о «деревне». Небольшая статья в «Неделе» (1875) о том, почему литература пришла в упадок, подписанная никому не известными инициалами П. Ч. и принадлежавшая перу писателя П. П. Червинского, никогда более не останавливавшего на себе внимания большой публики, создала целую литературу журнальных и газетных статей, долго и усердно разбиравших тезис статьи, что интеллигенция должна учиться нравственности у «деревни». В числе лиц, поддержавших это, оказался К. Д. Кавелин, занимавшийся общинным землевладением.
Реформистское (либеральное или легальное) направление[1]
Оформилось на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Его идеологами выступали Н. К. Михайловский, С. Н. Кривенко, С. Н. Южаков, И. И. Каблиц, В. П. Воронцов и др.
Иванов-Разумник характеризовал реформистское народничество «догматическим», «оптимистическим», «некритическим» в отличие от «критического» революционного.
Л. А. Тихомиров в статье «Что такое народничество?» хвалил Каблица и Воронцова, отмечал, что в их работах «народничество утратило свой революционный характер».
В. И. Ленин превалирование либеральной тенденции среди идеологов народничества относил к 80-90-м гг. 19 в.
Анархистское направление
Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.
Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.
Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.
Народная воля
«Наро́дная во́ля» — революционная террористическая народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и распада террористической группы «Свобода или смерть»[1], поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной волирассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II. От названия организации образовано наименование её участников — народовольцы. Наиболее известные участники организации — А. И. Желябов, А. Д. Михайлов,С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов, С. Н. Халтурин, Н. И. Кибальчич, Ю. Н. Богданович, Герман Лопатин, Н. С. Тютчев,Александр Баранников, Н. В. Клеточников, Я. Л. Юделевский.
Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:
1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
4. принадлежность земли народу;
5. система мер, имеющих передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
8. замена постоянной армии территориальной;
История
Все террористические акты, следовавшие за покушением А. К. Соловьёва на жизнь императора Александра II, исходили от партии «Народная воля». Ничтожная по своему численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие лишь небольшой части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа М. Т. Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность (убийство генерала В. С. Стрельникова, убийство жандармского подполковника Г. П. Судейкина). В 1884 г. арест Г. А. Лопатина и множества лиц, связанных с ним, окончательно обессилил партию.
В 1886 г. возникла новая народовольческая группа (с А. И. Ульяновым и П. Я. Шевырёвым во главе), 1 марта 1887 г. намеревавшаяся произвести покушение на жизнь императора Александра III. Возникало, затем, ещё несколько народовольческих кружков, не имевших генетической связи со старой «Народной Волей»; они не имели успеха, и «Народная воля» окончательно сошла со сцены. Впоследствии она возродилась в виде партии «Народного права» с несколько изменённой программой.
Причины кризиса
Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский, в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, «Народная воля» была очень сильна и после 1881 г., но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы захватить сразу власть и устроить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать правительственную власть и питать партию Народная воля новыми силами. В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в 1879 г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, вредно отразясь на «Народной воле». Ещё губительнее была деятельность жандармского подполковника Г. П. Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» внедрил в партию своего агента С. П. Дегаева, впоследствии его же убившего.
Земство
Городское самоуправление
Суд
Образование
Печать
ЗЕМСТВО В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означаловозрождение древнего земства с его идеей народного представительства инезависимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последнихбыла сведена на нет ещё на исходе XVII в. По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избиратьбольшую часть выборных земских деятелей – гласных (около 57%).Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителютого или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений)понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообщепотеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор изсреды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскимиобществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставилоземские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически этоперечёркивало главную идею земства – независимость от органовгосударственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможностьучастия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима)людей, увеличить представительство дворян – опоры трона и в конечном итогесделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этихмерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскомуземству («земле», «люду») – противостояние, уходящее в самую глубьроссийской истории. ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как иземская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органамигосударственного самоуправления, и расширить сферу правительственныхполномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественныйценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате числоизбирателей в Москве, например, сократилось в три раза. Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы иуправы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царскойадминистрации в их дела. Правительство получало право не утверждатьофициально избранного городского голову – председателя городской думы.Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городскоесамоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственнойслужбы. СУД Судебная реформа России – наиболее удачное детище отстраненных отвласти реформаторов – не потерпела в это время каких-либо значительныхизменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действов