Социальная природа права, интеграционная и конфликтная парадигмы
Традиции правопонимания и их роль в формировании и развитии права
Естественно-правовая теория.
Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др.
Основные идеи:
разделяются право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е законами, принимаемыми гос-вом, существует подлинное, естественное право, данное человеку от рождения – неписаное право (совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право.
Отождествляются право и мораль (нравственные ценности составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы)
Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе.
+ :1.революционная, прогрессивная доктрина
2. в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом.
3. провозглашает источником прав человека природу либо Бога – предотвращает произвол чиновников.
- :1. уменьшает формально-юридические свойства права, теряется четкий критерий законного и противозаконного
2. такое понимание связано не только с правом, сколько с правосознанием, которое может быть разным у различных людей.
Историческая школа.
Представители : Гуго, Савиньи, Пухта и др.
Основные идеи:
Право – историческое явление, которое не устанавливается договором и не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно и стихийно.
Право – прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа итд.
Представители данной теории отрицали права человека, т.к в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие естественные права человека.
+: 1. было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе.
2. подчеркивается естественность развития права, т.е тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению.
3. подмечены преимущества правовых обычаев.
-: переоценивалась роль правовых обычаев в ущерб законодательству.
Нормативистская теория
Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.
Основные идеи:
1. По Кельзену – представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная норма, принятая законодателем, и где низшая форма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.
2. По Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего, не имеет обоснования всне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения.
3. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации и т.д.
+ : 1. подчеркивается такое свойство права, как нормативность, убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы.
2. нормативность органически связана с формальной определенностью права (облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями и позволяет субъектам знакомиться с последними по нормативным актам.
3. признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие
- : 1. слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм и т.д.)
2. Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм.
Марксистская
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Основные идеи:
1. Право понимается, как возведенная в закон воля господствующего класса
2. Содержание классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства.
3. Право – социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
+ : 1. выделяются четкие критерии правомерного и противоправного.
2. показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него.
3. обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
- : 1. преувеличена роль классовых начал в права в ущерб общечеловеческим.
2. слишком жесткая связь права с материальными факторами и экономическим детерминизмом.
Социологическая
Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.
Основные идеи:
1. разделяются право и закон. Право воплощается в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущного.
2. под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, применение законов и т.д. Право – реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц.
3. такое «живое право» формируют прежде всего судьи. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
+ : 1. такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление.
2. отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой.
3. теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
- : 1. теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, т.к. сама реализация может быть как законной, так и противозаконной.
2. в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.