Тема 44 Культура России во второй половине XIX в.
ПЛАН
1. Общая характеристика.
1.1. Социально-исторические условия.
1.2. Основные особенности.
2. Образование и просвещение.
2.1. Либеральные реформы: Реформы в области начального образования. – Развитие среднего образования. – Изменения в области высшего образования. – Развитие женского образования.
2.2. Реакционные меры в области просвещения: Стремление придать начальной школе более клерикальный характер. – Реакция в средней школе. – Реакция в высшей школе.
2.3. Внешкольное просвещение: Расширение сети культурно-просветительных учреждений. – Книжное дело. – Периодическая печать.
2.4. Цензура.
2.5. Общие итоги.
3. Наука.
3.1. Естествознание и техника: География и этнография. – Математика. Физика. Техника. – Химия. – Биология и медицина. – Агрономия.
3.2. Гуманитарные науки: Исторические науки. – Развитие языкознания, литературоведения и фольклористики. – Русская философия.
3.3. Научные общества.
4. Литература.
4.1. Основные особенности: Ведущая роль литературы. – Усиление демократических тенденций.
4.2. Стилевые направления.
4.3. Проза.
4.4. Поэзия.
4.5. Многонациональный характер российской литературы.
5. Живопись.
5.1. Основные особенности.
5.2. Академизм.
5.3. Реализм. Передвижники.
5.4. Жанры: Портрет. – Бытовая живопись. – Пейзажи. – Батальная живопись. – Исторический жанр.
6. Скульптура.
6.1. Господство эклектики.
6.2. Развитие станковой скульптуры.
7. Архитектура.
7.1. Основные особенности.
7.2. Стилевые направления.
8. Театр.
8.1. Основные особенности.
8.2. Репертуар.
8.3. Развитие театральной сети: Профессиональный драматический театр. – Частные театры и театральные кружки. – Балет и опера.
9. Музыка.
9.1. Основные особенности.
9.2. «Могучая кучка».
9.3. П. И. Чайковский.
10. Фольклор.
10.1. Направления и жанры фольклора.
10.2. Фольклор народов Российской империи.
10.3. Влияние фольклора на «высокую» культуру.
11. Массовая культура.
12. Выводы.
Общая характеристика
Пореформенный период – это время подъема общественного движения, расцвета реализма, бурного развития научно-технической мысли.
1.1. Социально-исторические условия. Развитие культуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политической жизни России (см. тему 41). Либеральные реформы середины XIX в. придали этим процессам новый импульс. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима и в целом политика Александра III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность всех социокультурных процессов этого периода.
1.2. Основные особенности. В пореформенный период получили свое дальнейшее развитие основные тенденции, школы и направления, сформировавшиеся в первой половине XIX в.
• Главная особенность культуры – широкое развитие демократических начал: расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема «народа»; передовое русское искусство получило ярко выраженную критическую направленность, в основу всей художественной культуры России был положен реалистический метод.
• С развитием образования и подъемом интереса к общественной жизни значительно расширился круг «потребителей» культуры.
• Демократическим тенденциям противостояла тенденция усиления государственной регламентации всех областей культуры.
• Теснее стала связь передового русского искусства с народным творчеством, дальнейшее развитие получил процесс формирования единой российской культуры, сочетавшей высокое профессиональное мастерство с простотой и доступностью произведений.
• Искусству, опиравшемуся на традиции фольклора, противостояло далекое от жизни академическое искусство.
• Большое влияние не только на российскую общественную мысль, но и на искусство, особенно литературу, оказывали идеи христианства. Зарождавшаяся оригинальная русская философия приобрела религиозную окраску.
• Широкое распространение получили благотворительность и меценатство. Представители практически всех крупнейших российских купеческих династий – Морозовых, Хлудовых, Рябушинских, Бугровых, Шелапутиных, Алексеевых и многих других – передавали значительные средства на создание приютов, богаделен, школ, университетов. Фамилии предпринимателей Мамонтова, Щукиных, Третьяковых, Бахрушиных, фон Мекк были связаны с поддержкой художников и музыкантов, собиранием и содержанием выдающихся коллекций произведений искусства, исторических документов, библиотек. Некоторые из таких собраний составили основу создававшихся музеев и галерей. Развитие художественной культуры, организация художественных обществ и выставок способствовали дальнейшему расширению круга ценителей и покровителей искусства. Большое распространение получило коллекционирование. Много сделал для развития русской живописи известный коллекционер и меценат С. И. Мамонтов; великолепную коллекцию русской иконописи и живописи собрал друг Третьяковых И. С. Остроухое. В 1892 г. П. М. Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата С. М. Третьякова в дар Москве.
Образование и просвещение
 
2.1. Либеральные реформы. Потребности экономического развития страны, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, задачи создания армии нового типа требовали расширения системы народного образования. Большое влияние на разработку реформ в области просвещения оказало демократическое общественное движение, выступавшее за ликвидацию сословности школы.
• Реформы в области начального образования. В июне 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы (с разрешения властей). Это способствовало расширению школьной сети при сохранении в руках правительства общего руководства учебным делом. Программа начального образования включала преподавание чтения, письма, арифметики, Закона Божьего и церковного пения.
В результате проведенных реформ в России сложилось несколько типов начальных школ.
– Министерство народного просвещения открывало государственные («министерские») школы.
– Земские школы существовали на средства земств, они отличались демократическими традициями и вскоре стали основным звеном начального образования. В 1864–1874 гг. было открыто около 10 тыс. земских школ.
– Широкое распространение получили поощряемые правительством церковно-приходские школы, воспитывавшие подрастающее поколение в духе религиозности.
– Деревенские «школы грамоты» создавались по инициативе крестьян и существовали на их средства, но зачастую оказывались под влиянием церковно-приходских школ. Преподавали в этих школах учителя из грамотных крестьян.
– Частные школы не получили широкого распространения.
– Важную роль в распространении грамотности и знаний среди непривилегированных слоев населения сыграли воскресные школы для взрослых.
• Развитие среднего образования регламентировалось утвержденным в ноябре 1864 г. «Уставом гимназий и прогимназий». Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал высокую плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные. Для изучения начального курса классической гимназии создавались четырехклассные прогимназии. Классические гимназии давали образование, в основу которого было положено изучение древних языков (латинского и греческого) и математики (считалось, что эти предметы дисциплинируют ум, развивают способность делать обобщения и анализировать). Такие гимназии готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных гимназиях за счет сокращения курса гуманитарных предметов был увеличен объем преподавания естественнонаучных и технических дисциплин; выпускники реальных гимназий могли поступать в высшие технические учебные заведения.
В области среднего образования были также созданы военные, духовные и коммерческие училища.
• Значительные изменения произошли в области высшего образования. Во второй половине XIX в. в Российской империи было открыто 4 новых университета – в Одессе, Варшаве, Томске (первый в Сибири), Гельсингфорсе – и 30 высших специальных учебных заведений: сельскохозяйственных, горных, лесных и т. п.
В 1863 г. был утвержден самый либеральный в истории Российской империи университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия (право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы), разрешалось иметь собственную цензуру, выписывать из-за рубежа книги, журналы и газеты, которые не подлежали проверке на таможне.
• Важное значение имело развитие женского образования.
– Помимо существовавшего для дворянок в рамках системы среднего женского образования «института благородных девиц» создавались бессословные женские училища (с 1862 г. – женские гимназии). Для девочек устанавливалась сокращенная программа обучения, доступ в университеты для них был закрыт. Для подготовки учительниц в женских гимназиях разрешалось открывать дополнительный 8-й класс.
– Под давлением общественности в Москве, Петербурге, Казани и Киеве были созданы высшие женские курсы, в том числе медицинские, естественнонаучные, физико-математические и историко-филологические. Высшая женская школа не поощрялась государством и существовала в основном на частные пожертвования и за счет платы за обучение.
2.2. Реакционные меры в области просвещения. Поворот к реакции начался уже в конце 60-х гг., после покушения Д. В. Каракозова на Александра II. Политика Александра III в области образования носила уже открыто реакционный характер.
• Новое правительство стремилось придать начальной школе более клерикальный (церковный) характер. В 1884 г. по инициативе министра народного просвещения И. Д. Делянова церковно-приходские школы и школы «грамоты» были переданы в ведение Синода. При этом число церковно-приходских школ возрастало и достигло более чем 30 тыс., что расширило возможности крестьян обучиться грамоте.
• Еще раньше реакция отразилась на состоянии средней школы.
– Уже при Александре II усилиями публициста и общественного деятеля М. Н. Каткова и министра просвещения Д. А. Толстого были приняты уставы 1871 и 1872 гг. В уставах была доведена до абсурда концепция классического образования, которую сам император считал важным средством борьбы «с нигилистическим настроением молодежи». Реальные гимназии были заменены шестиклассными реальными училищами. И в классических гимназиях, и в реальных училищах было изъято естествознание, уменьшено количество учебных часов, отводимых на изучение русского языка, истории, географии и современных иностранных языков – предметов, по мнению Каткова, приводивших к «верхоглядству», «толчению воды» и «нигилизму». Взамен в гимназиях в несколько раз увеличивался курс древних языков и математики, не дававших простора «разным умствованиям», но «приучавших ум к усвоению знаний и точных понятий». В училищах возрос объем практических дисциплин – черчения и т. п., естествознание должно было теперь преподаваться «не научно», а «технологически».
Повышение платы за обучение ограничивало прием в средние учебные заведения детей из малоимущих слоев населения. Усиливалось наблюдение за гимназистами как в стенах гимназии, так и вне ее.
– В царствование Александра III циркуляры Делянова 1882 и 1884 гг. предусматривали ужесточение дисциплинарных взысканий, усиливали роль классных наставников. В 1887 г. был опубликован так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии представителей «низших классов» – «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, выпускники которых не имели права поступать в высшие учебные заведения без экзаменов.
• Политическая реакция затронула и высшую школу. Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов, полновластными хозяевами которых стали попечители учебных округов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора, а их место заняли «политически благонадежные» лица.
В 1882–1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов.
2.3. Внешкольное просвещение. Возросшие духовные потребности всех слоев населения и усиление демократического движения обусловили развитие внешкольного просвещения.
• Расширению сети культурно-просветительных учреждений в значительной степени способствовала деятельность земских учреждений, которые организовывали общедоступные народные библиотеки и читальни, просветительные общества и комитеты грамотности. В 1862 г. в Румянцевском музее была создана Московская публичная библиотека, в 1872 г. Москве была подарена библиотека А. Д. Черткова, возникли крупные научные библиотеки Политехнического (1872) и Исторического (1873) музеев. В 80-е гг. в 50 губерниях Европейской России действовало около 3 тыс. читален-библиотек при земских школах и государственных учебных заведениях и более 500 публичных библиотек.
Большую популярность получили выставки. Художественные, исторические, промышленные музеи и картинные галереи создавались (в основном на частные средства) не только в столицах, но и в губернских городах.
• Существенные изменения произошли в области книжного дела. В начале 90-х гг. в стране действовало около 1000 типографий. Издательства Ф. Ф. Павленкова и И. Д. Сытина большими тиражами выпускали учебники, научные и научно-популярные книги, а также дешевые книги для народа, в том числе и сочинения классиков русской литературы – Пушкина, Гоголя, Толстого. В конце XIX в. Россия заняла третье место в мире (после Германии и Франции) по количеству наименований выпускаемой литературы.
• Значительно возросла роль периодической печати. Число периодических изданий за пореформенные годы XIX в. увеличилось со 114 до 900. Среди них были ведомственные, научные, общественноисторические, политические, церковные издания, особой популярностью пользовались «толстые» литературно-художественные журналы. Во много раз увеличился выпуск центральных и провинциальных газет.
2.4. Цензура.
• В декабре 1855 г. был упразднен печально знаменитый Бутурлинский комитет, а в апреле 1865 г. были утверждены «Временные правила по делам печати». В соответствии с ними от предварительной цензуры освобождались оригинальные сочинения объемом не менее 10 печатных листов и переводные объемом не менее 20 листов. Центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел.
На провинциальную печать и массовую литературу для народа меры по ослаблению цензуры не распространялись. Продолжала действовать духовная цензура Святейшего Синода Русской православной церкви.
Но даже и эти незначительные уступки способствовали распространению знаний в России.
• Сразу же после воцарения Александра III был издан ряд законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать. Утвержденные в 1882 г. новые «Временные правила о печати» устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами; усиливалась «карательная цензура», а в 1883–1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.
2.5. Общие итоги.
• Сложившаяся в результате проведенных реформ и контрреформ система образования не соответствовала потребностям страны: образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущался недостаток начальных и средних школ.
• Тем не менее по сравнению с предшествующим периодом уровень грамотности населения существенно возрос: согласно переписи 1897 г., удельный вес грамотных среди россиян составлял 21 %, в то время как до реформ среди государственных крестьян грамотных было не более 5–7 %, а среди крепостных – 1–2 %. Важный шаг вперед был сделан в области женского образования.
Наука
3.1. Естествознание и техника. Как и в предшествующий период, наиболее значительным был прогресс в области естественных и технических наук, что объясняется их связью с потребностями промышленного производства, армии, сельского хозяйства.
• Большой вклад в развитие географии и этнографии внесли выдающиеся русские путешественники Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тян-Шанский, исследовавшие земли Центральной и Юго-Восточной Азии, Уссурийского края, Австралии. А. П. Карпинский основал русскую геологическую школу.
• Мировое признание получили исследования русских математиков (П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской), физиков (А. Г. Столетова, А. С. Попова, П. Н. Лебедева) и техников. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П. Н. Яблочков создал дуговую лампочку, а А. Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов исследовали «Л. Ф. Можайский, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский.
• «Золотым веком» русской химии называют 60-е – начало 70-х гг.: Д. И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов; Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров заложили основы современной органической химии.
• Выдающимися успехами было отмечено развитие биологических и медицинских наук. Русский биолог К. А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза и доказал применимость закона сохранения энергии к органическому миру. В. О. Ковалевский стал основателем эволюционной палеонтологии. Создатель русской физиологической школы И. М. Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И. И. Мечников основал первую в России бактериологическую станцию. Величайшим авторитетом в области физиологии был признан И. П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессах пищеварения и кровообращения. Крупный вклад в развитие отечественной медицины внес профессор Медико-хирургической академии С. П. Боткин.
• Дальнейшее развитие получила агрономическая наука. В. В. Докучаев создал современное генетическое почвоведение.
3.2. Гуманитарные науки. Бурные общественно-политические процессы и рост национального самосознания способствовали интенсивному развитию гуманитарных наук.
• Исторические науки. На вторую половину столетия приходится расцвет научной деятельности выдающихся русских историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, авторов обобщающих исследований по истории России. Ключевский один из первых нарушил господствовавшую в русской историографии традицию периодизации истории России по царствованиям.
В трудах историков демократического направления (А. П. Щапова, Н. И. Костомарова, В. И. Семевского) получила развитие история «низших сословий». В. И. Герье, Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов и О. М. Бодянский занимались изучением всеобщей истории.
• Дальнейшее развитие языкознания, литературоведения и фольклористики связано в этот период с именами В. И. Даля, Ф. И. Буслаева,
В. Ф. Миллера, Я. К. Грота, А. А. Шахматова. Миллер заложил основы исторической школы в фольклористике, внес большой вклад в изучение русского былинного эпоса. Шахматов положил начало историческому изучению русского языка, ему принадлежат классические труды по критическому изучению текстов русских летописей.
• Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями.
– Н. Г. Чернышевский, Н. А Добролюбов, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции.
– Им противостояли философы-«идеалисты», среди которых были религиозные мыслители П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов.
В советской исторической науке было принято считать, что прогресс отечественной философской мысли связан исключительно с развитием материализма и особенно с распространением в России марксизма. Идеалистическая философия провозглашалась консервативной, отвлекающей от революционной борьбы и потому лишенной какого бы то ни было положительного начала.
3.3. Популяризации научных знаний, обмену опытом и научному прогрессу способствовали научные общества, которые были созданы почти во всех отраслях науки, и съезды специалистов (естествоиспытателей, врачей, археологов). В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общество русских врачей, Русское техническое общество, при всех российских университетах были созданы физико-математические общества. Отделения Русского технического, Географического и других обществ были созданы в Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии, на Кавказе и на Украине.
Литература
4.1. Основные особенности. Как и в предшествующий период, русская литература занимала особое положение в духовной культуре.
• Ведущую роль играла литература, которая не только выполняла художественно-эстетические, нравственно-этические и воспитательные функции, но и выражала формировавшиеся социально-политические, философские и религиозные идеи, влияла на их распространение; оказывала огромное воздействие на развитие театра, живописи, музыки, формирование мировоззрения подрастающего поколения.
• Активизация общественного движения и распространение революционно-демократических идей обусловили усиление в 60—70-х гг. демократических тенденций в литературе и публицистике. Распространению демократических идей способствовали журналы «Современник», «Отечественные записки» и «Русское слово». Наиболее ярко эта тенденция проявилась в творчестве Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
4.2. Стилевые направления. Ведущим направлением в литературе пореформенной России был реализм, для которого характерно правдивое отражение действительности, критика ее негативных сторон, в первую очередь социальной, живой отклик на социально-политические события, глубокий психологизм (произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, А. Н. Островского, очерковые циклы Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, Н. В. Успенского, В. Г. Короленко).
Острая критическая направленность обусловила часто встречающуюся характеристику литературы пореформенной России как литературы критического реализма. Однако значительная часть литературного наследия выдающихся писателей того времени выходит за рамки данного направления.
4.3. Проза. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающихся писателей-прозаиков.
• Целую эпоху в истории России отразил в своем творчестве Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; русская национальная эпопея «Война и мир»).
• Ф. М. Достоевский в своих произведениях («Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», затрагивая социальные контрасты российского общества.
• Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской интеллигенции 50—70-х гг. («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»).
• Развитие драматургии связано с творчеством А. 77. Островского и А. 77. Чехова.
• М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.
• Широкую известность приобрели выдающиеся писатели 77. С. Лесков, 77. А. Гончаров, А. Печерский ( 71. И. Мельников), И. А. Бунин и др.
4.4. Поэзия.
• Выдающимся поэтом-реалистом пореформенной России является Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо», «Плач детей»).
• На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением мимолетных настроений человеческой души.
4.5. Многонациональный характер российской литературы. Во второй половине XIX в. достигло своего расцвета и творчество национальных писателей и поэтов, развивавшееся в тесном взаимодействии с русской литературой. Среди них украинцы И. Франко, Л. Украинка, П. Мирный; белорусы Я. Купала, Я. Колос, Ф. Богушевич; латыш Я. Райнис; литовец 70. Жемайте; эстонец Э. Вильде; грузины Г. Чавчавадзе и А. Церетели и мн. др.
Живопись
Усиление демократических традиций, тесная связь с жизнью и бытом народа обусловили расцвет живописи во второй половине XIX в.
5.1. Основные особенности. Развитие живописи пореформенной России характеризуется борьбой двух направлений – академизма и реализма.
5.2. Академизм. Высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, по-прежнему оставалась Академия художеств, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции стремительно падал. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, Академия противопоставляла ей идеализированные образы, отвлеченные от жизни сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории).
В то же время Академия сохранила свое значение как главная в России школа профессионального мастерства.
5.3. Реализм. Передвижники. Искусственно насаждаемому академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи критического реализма и национального начала.
Подавление творческой свободы художника и навязывание обязательных сюжетов привели к так называемому «бунту 14-ти»: в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии художеств (И. Н. Крамской, Ф. С. Журавлев, А. И. Корзухин, К. В. Лемох и др.) отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль, вышли из Академии и создали в Петербурге Артель художников по образцу коммуны Н. Г. Чернышевского. Через 7 лет Артель распалась. В 1870 г. по инициативе И. Н. Крамского в Петербурге было создано « Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество объединило крупнейших русских художников-реалистов – сторонников демократического направления: Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, Н. Н. Ге. Их творчество стало особым направлением в русской живописи. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они проводили выставки в провинциальных городах (всего было организовано 48 выставок), в своих работах изображали русскую действительность, воссоздавали повседневную жизнь простого народа. Товарищество стало поистине центром отечественной художественной жизни, в разное время в него входили такие талантливые художники, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, А М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А Серов и др.
5.4. Творчество художников-реалистов отличалось необычайным жанровым разнообразием. Многие художники работали в нескольких жанрах. Так, И. Е. Репин создал шедевры в жанрах портрета, бытовой и исторической живописи, пейзажа.
• По-прежнему одним из самых популярных жанров был портрет. Портреты писали практически все художники. Выдающихся успехов в этом жанре достигли Крамской, Репин, Перов и Ге.
• Критическая направленность обусловила особое место бытовой живописи. Работы лучших мастеров этого жанра (В. Г. Перова, Н. А. Ярошенко, В. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова) обличали социальные порядки Российской империи.
• Мировую известность получили пейзажи А. И. Куинджи, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, И. Е. Репина и многих других художников.
• Ярким представителем батальной живописи был близкий к кругу передвижников В. В. Верещагин.
Историческое прошлое нашей страны стало объектом живописных работ Сурикова, Репина, Ге, В. М. Нестерова.
Скульптура
6.1. Сохранение традиции синтеза архитектуры и скульптуры обусловило общие тенденции в их развитии, проявившиеся прежде всего в господстве эклектики. Образцами эклектики являются храм-памятник «Героям Плевны», созданный русским архитектором, скульптором и живописцем В. О. Шервудом; композиция «Тысячелетие России» в Новгороде, возведенная по проекту М. О. Микешина при участии А. М. Опекушина. Опекушину принадлежит также памятник А. С. Пушкину в Москве.
6.2. К концу века все явственнее становится отторжение скульптуры от архитектуры, что способствовало возрастанию роли станковой скульптуры, которая в значительной степени находилась под влиянием современной ей живописи. Эта тенденция ярко проявилась в творчестве близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы («Иван Грозный», «Ермак», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Христос перед судом народа»).
Архитектура
Бывшая некогда ведущим видом искусства, архитектура и тесно связанная с ней скульптура во второй половине XIX в. отступили на второй план.
7.1. Основные особенности. Существенным фактором, определявшим развитие архитектуры в пореформенную эпоху, было становление индустриального общества, развитие науки и техники, расширение производства.
• Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса способствовало ее интенсивному развитию, совершенствованию строительной техники, росту профессионального уровня архитекторов.
• Постройки стали более функциональными, преобладало строительство общественных и административных зданий, появились их новые типы: железнодорожные вокзалы, фабричные и заводские корпуса, большие крытые торговые помещения, доходные дома, банки и т. п.
• Развитие частного предпринимательства вызвало значительные изменения в облике крупных городов, характерными чертами которых стали хаотичность застройки, несогласованность в масштабах сооружений, контраст между пышным центром и убогими окраинами.
7.2. Стилевые направления. Господствующим направлением была эклектика. Наиболее популярной разновидностью эклектики в архитектуре стал псевдорусский стиль, возникновение которого связано с увлечением древнерусским зодчеством, народным декоративным искусством, резьбой, вышивкой. К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом «Теремок» в подмосковном Абрамцеве (архитектор И. Н. Петров, более известный под псевдонимом И. П. Ропет); здания Исторического музея (В. О. Шервуд и А. А. Семенов), Городской думы (Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов – ныне ГУМ (А. Н. Померанцев) в Москве.
Театр
Театр стал одним из духовных центров русского общества.
8.1. Основные особенности.
• Во второй половине XIX в. в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции,
• Театр приобрел огромное воспитательное и общественно-политическое значение, на его сцене нашли отражение все насущные проблемы российского пореформенного общества.
8.2. Репертуар. Общественная роль театра в значительной степени определялась его репертуаром. Для театра охотно работали многие классики русской литературы, ведущее место в репертуаре драматических театров занимали пьесы А. Н. Островского.
8.3. Развитие театральной сети.
• Профессиональный драматический театр. Как и в первой половине столетия, главными центрами драматического театрального искусства оставались московский Малый и петербургский Александрийский театры, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции. На сцене Малого театра блистали П. М. и М. П. Садовские, С. В. Шумский, а также начинающие в то время актеры М. Н. Ермолова, А. П. Сумбатов-Южин. Александринский театр прославили своим искусством П. А. Стрепетова, К. А. Варламов.
• В 60—70-х гг. как в столицах, так и в провинции стали возникать частные театры и театральные кружки, развитию которых способствовала отмена в 1882 г. монополии казенных («императорских») театров. Большую известность получило созданное в 1888 г. в Москве оперным певцом А. Ф. Федотовым и художником Ф. Л. Сологубом «Общество искусства и литературы», занимавшееся преимущественно сценической деятельностью (ставили пьесы В. Шекспира, А. Н. Островского, П. П. Гнедича). Одним из лидеров коллектива был будущий знаменитый режиссер К. С. Станиславский. При Обществе было создано музыкально-драматическое училище.
• Помимо драматических постановок большой популярностью пользовались также балет и опера, в развитии которых важную роль сыграли московский Большой и петербургский Мариинский оперные театры, а также Русская частная опера, основанная известным предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым.
Музыка
Вторая половина XIX в. – время расцвета русской музыкальной культуры.
9.1. Основные особенности.
• В музыкальном искусстве пореформенной России заметно возросло влияние национальных народных мелодий.
• Развитие музыкальной критики (В. В. Стасов) способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры.
• Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А. Г. Рубинштейн создал в Петербурге «Русское музыкальное общество», отделения которого возникли во многих городах. В 1862 г. на базе «Музыкального общества» была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Н. Г. Рубинштейна (брат А. Г. Рубинштейна) в 1866 г. была открыта Московская консерватория.
Композитор М. А. Балакирев и дирижер Г. Я. Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России: в организованную ими в Петербурге в 1862 г. бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.
9.2. «Могучая кучка». Во второй половине XIX в. в России появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или, по образному выражению В. В. Стасова, «Могучая кучка».
«Балакиревский кружок» сформировался в конце 50-х – начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Но значение этого содружества не ограничивается созданными его коллективом музыкальными произведениями. Композиторы «Могучей кучки» изучали и популяризировали отечественную народную музыку, использова<