Политика в сфере государственного управления
2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и постепенное ограничение реформ 60—70-х гг. Уже в апреле 1881 г. император подписал Манифест «О незыблемости самодержавия» (подготовленный К. Д. Победоносцевым), означавший отказ от проекта М. Т. Лорис-Меликова и повлекший за собой отставку либеральных министров.
Во внутренней политике нового монарха выделяются два этапа. Первый (март 1881 г. – май 1883 г.) характеризовался выработкой нового курса, неизбежными в условиях преодоления кризиса колебаниями и был связан с именем министра внутренних дел Н. П. Игнатьева, ставшего переходной фигурой. На втором этапе, продолжавшемся до конца царствования Александра III, министерство возглавлял Д. А. Толстой (умер в 1889 г.), ставший символом политики реакции и контрреформ.
В современной отечественной историографии есть и иные оценки политики Александра III, согласно которым Россия в целом продолжала развиваться в направлении, заданном реформами 60-х гг.
2.2. Первый этап. Положение об усиленной и чрезвычайной охране и другие меры. Одним из первых шагов правительства Александра III стало принятие в августе 1881 г. «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и привидении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны» – закона, который усилил полицейский режим в стране. Власти при введении в какой-либо местности усиленной или чрезвычайной охраны могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные предприятия. Временное положение, введенное на 3 года, продлевалось вплоть до 1917 г.
В 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усиливавшие цензуру. Кроме того, были усилены репрессивные органы: созданы охранные отделения, расширены функции Департамента полиции, проведена реформа Министерства внутренних дел, при котором появилась собственная судебная инстанция – Особое совещание, занимавшееся делами о политической неблагонадежности, о заводских и крестьянских беспорядках и о сектантах. В результате принятых мер, а также внутреннего кризиса революционного движения властям удалось разгромить «Народную волю» и восстановить порядок в стране.
2.3. Земские начальники. В 1889 г. правительство ввело «Положение о земских участковых начальниках», которое, упразднив выборный мировой суд, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавало административную и судебную власть на местах назначаемым министром внутренних дел на эту должность потомственным дворянам из местных помещиков. Земские начальники обладали широкими административно-полицейскими и судебными полномочиями, им подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге эта мера в определенной степени реставрировала административную власть помещиков над крестьянами, которые после ее реализации даже заговорили «о восстановлении крепостного права».
2.4. Земская контрреформа (1890). По новому закону в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль над земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой курии имущественный ценз понижался, что позволило пополнить ряды гласных представителями мелкопоместного дворянства. Во второй курии имущественный ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Гласные от крестьянской курии теперь должны были утверждаться властями.
2.5. Городская контрреформа (1892) повысила имущественный ценз для участия в выборах. Это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имевших крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, еще активнее вмешиваться в дела Думы, что усилило административный контроль за деятельностью городского самоуправления.
2.6. В судах была ограничена гласность, из юрисдикции суда присяжных изымались все дела о насильственных действиях против должностных лиц и передавались на рассмотрение в военный суд. Ограничивалась публичность судебных заседаний, нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Некоторые виды дел изымались из ведения суда присяжных заседателей, для которых также повышался имущественный ценз.
Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных, который правые пренебрежительно называли «судом улицы». Однако разрабатывавшиеся проекты общего пересмотра судебных уставов так и не были реализованы.
2.7. Национальная политика. Вновь получила широкое распространение идея «национальной самобытности» России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи. В национальных регионах – в Польше, прибалтийских губерниях, на Украине предпринимались меры по введению русского языка в делопроизводство в государственных учреждениях, а также в преподавании в вузах и школах.
Ограничивались права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев. Так, в 1882 г. были приняты Временные правила, запрещавшие лицам иудейского вероисповедания селиться вне городов и местечек, покупать или арендовать землю, а в 1887 г. издан циркуляр, устанавливавший процентную норму для евреев в средних и высших учебных заведениях. Кроме того, евреи были отстранены от участия в выборах органов местного самоуправления.