Производство и распространение телерадиопрограмм. Телерадиокомпании как организационно-технические комплексы.

Техническая база телевидения состоит из двух самостоятельных частей: техники подготовки программ и средств связи — наземных и космических — для передачи этих программ на различные территории страны и мира, на определенных заранее частотах радиоволн.

Для творческих работников телевидения прежде всего имеет значение телевизионная техника подготовки передач, овладение которой есть непременное фундаментальное условие профессионализма каждого работника телевидения.

Техника подготовки телепрограмм, в свою очередь, подразделяется на съемочную и монтажную части.

Съемочная техника состоит как из кино-, так и из видеозаписи.

Во всем мире отчетливо прослеживается тенденция вытеснения кинопроизводства из телевидения из-за длительности обработки и монтажа, сложностей съемок с помощью кинокамер и замены его работой с видеопленкой. Но в ближайшие годы нашим телевизионщикам еще придется иметь дело с киноклейкой. Опыт здесь необходим, так как и в будущем предстоит интереснейшая, многообещающая для творчества работа с использованием кинохроники, с записью ее на видео.

С помощью телевизионной техники в работе с кадрами, записанными на кинопленку, можно осуществлять следующие операции:

— фиксировать, останавливать нужный кинокадр в течение неопределенного времени;

— ускорять движение кинопленки — от неподвижного состояния до нормальной скорости;

— наплыв изображения — постепенная смена одного кадра следующим за ним.

Кинокадры передаются по телевидению с помощью телекинопроекционного оборудования — канала, который представляет собой сочетание обычной кинопроекционной аппаратуры с электронными устройствами с бегающим лучом, превращающим изображение в видеосигнал.

Съемочная видеотехника состоит из видеокамер (ТЖК — телевизионная журналистская камера), которые способны зафиксировать изображение и звук вне телевизионной студии или в этом помещении.

ТЖК, снабженная монитором (рабочим телевизором), дает возможность тут же, на месте съемки просмотреть отснятый материал, повторить в случае неудачи снова съемку, что невозможно при пользовании кинокамерой. Вот почему ТЖК нарасхват у тележурналистов и режиссеров, овладевающих видеозаписью и воспроизведением изображения и звука с помощью видеомагнитофона или видеодиска с лазерным проигрывателем.

В том случае, если необходимо снять или транслировать событие, в котором принимают участие множество людей, используются также видеокамеры — их уже не одна, а 2—4, с мониторами; все это оборудование устанавливается на автобусе, в результате получается целая телестанция на колесах, т. е. передвижная телевизионная станция (ПТС).

Итак, на передвижной телевизионной станции установлено на автомобиле телевизионное оборудование, необходимое для производства и ретрансляции телепередач. Передвижные телевизионные станции (ПТС) имеют телекамеры, мониторы, могут соединяться с телестудией посредством линии связи.

Режиссер, находящийся во время съемок в автобусе около мониторов (по количеству камер), может выбирать, в соответствии с замыслом, одно из этих изображений, необходимое ему, включая его в трансляционную сеть, идущую в телестудию, а оттуда — на запись или в прямую в эфир.

Интересные возможности для творчества во время видеосъемок может дать использование трансфокатора телекамеры.

Трансфокатор телекамеры — это вариообъектив, позволяющий менять угол зрения; при ввертывании линзы камеры, оставаясь на месте, создает кадр с расширенным обзором, обеспечивая общий план. Там, где невозможен быстрый отъезд или наезд камеры, пользуются трансфокаторами. Регулировка вариообъектива позволяет осуществлять быстрые броски внимания зрителя с общего плана на крупный того объекта, который в данный момент играет решающую роль в ходе передачи.

Реже создатели передач пользуются техническим приемом совмещения изображений.

Совмещение изображений — одновременная передача двух или нескольких изображений, снимаемых разными камерами, — сильное средство художественной выразительности. Оно применяется для того, чтобы показать разные события, которые происходят одновременно; сравнить два явления или выявить связь одного явления с другим.

При передаче видеокадров с места съемок используется ретрансляционная линия, т. е. подключение телефонной линии связи к ПТС, из которой трансляция идет прямая или в записи — из одного места в другое, не только с передвижной телестанции на телестудию, но и с одной студии на другую.

Видеозапись передачи может осуществляться в помещении телестудии, которая состоит из двух помещений — павильона для съемки с видеокамерами, освещением и декорациями, а также видеоаппаратной, где стоят мониторы, пульт управления и происходит запись программы. К видеоаппаратной примыкает, как правило, аппаратная звукозаписи. Перед началом записи в студии происходит с участием режиссера техническая проверка студийного оборудования — это первый этап записи передачи. Проверяется телекамера по тест-таблице, находящейся перед камерой, контролируются рабочие характеристики камеры, осуществляется ее настройка, чтобы обеспечить оптимальную четкость и градацию тонов, проверка электрических параметров. Техническую проверку осуществляет видеоинженер. Телеоператор проверяет и настраивает видеотракт, опробывает сочетание освещения, декораций, другое оформление студии, расположение участников.

Проверяет режиссер и освещение в павильоне. Освещение на телевидении — важный элемент художественного решения передач, имеющий технический и эстетический аспекты.

Техника освещения состоит из типовых кинопрожекторов, лампы накаливания, напольных светильников и специальной аппаратуры, которые обеспечивают два вида света: мягкий свет, рассеивающийся и не дающий теней, и жесткий свет —сильнонаправленный, вызывающий нужные тени.

Освещение важно и для наиболее впечатляющего показа декораций в студии.

Декорация в студии должна соответствовать теме и целям передачи, фильма, спектакля, размерам студии, не ограничивать передвижения камер, микрофонов, осветительных приборов, а выбор цвета, тонов контрастности декораций должен учитывать особенности передающих камер и светотехники.

Различают декорации — нейтральный фон, реалистические, символические, абстрактные, силуэтные и гротесковые.

Часть декораций в студии называется выгородкой, которая оснащается различными деталями. Часть декораций — увеличенные фотографии, фоторепродукции крепятся на щитах или на специальных светочувствительных тканях и освещаются с обратной стороны.

Сильный свет. Яркие декорации требуют использования грима для участников передачи, как документальной, так и игровой. Использование грима — непростое искусство, поэтому пренебрежение специалистами-гримерами для режиссера непростительно; если же гримера нет, то режиссер или его ассистент должны уметь пользоваться гримом.

Грим на телевидении различают обычный, корректировочный и характерный.

Обычный грим. Его назначение: ничего не меняя в облике участника передачи, так распределить светотень на лице, чтобы добиться в изображении нужного баланса тонов и сгладить недостатки лица: убрать блеск лба, синеву свежевыбритого подбородка, тени вокруг глубоко посаженных глаз и т. д.

Корректировочный грим употребляется для того, чтобы скрыть недостатки лица, выгодно подчеркнуть его привлекательные стороны.

Характерный грим используется для того, чтобы выявить у актера специфические черты образа, создать типаж. Меняя контуры лица, его овал, прическу, можно преобразить актера до неузнаваемости.

Во время записи передачи по указанию автора, редактора, режиссера ассистент может производить микширование изображения, т. е. осуществлять наплыв одного изображения на другое, постепенное вытеснение затем одного другим, что обеспечивает плавный переход визуальной картинки.

Медленный наплыв, микширование изображения воспринимается зрителем как изменение в пространстве или во времени; вытеснение кадров используется порой как связующее звено при переходе от общего плана к среднему или крупному, а затем снова к общему.

Высокого мастерства от всей творческой бригады требует введение в кадр электронной заставки — фона.

Электронная заставка — фон осуществляется специальным электронным устройством, с помощью которого можно ввести актеров, участников передачи, снимаемых одной камерой, в изображение фона, получаемого из другого источника. Этот фон невидим для самих участников передач и может быть получен от любой другой камеры, кинопроектора, диапроектора и т. д. И тогда участники передачи действуют на новом фоне, воспроизведенном уже только на видеозаписи и полученном с фотографии, рисунка, модели.

Значительно реже использует творческая бригада при видеозаписи передачи разделение экрана с помощью электронной вставки на две или более частей, каждая из которых показывает разные, но мысленно связанные между собой картины. При этом можно показать одновременно два события или больше, их взаимосвязь, двух человек, говорящих по телефону, и т. п.

Создатели передачи должны учитывать и возможности электронной графики, целесообразно размечая в процессе видеозаписи надписи, титры, субтитры, иллюстрацию диаграммы, заставки, рисунки — важные компоненты телепрограммы.

С помощью «барабана» надписи можно протягивать, что дает непрерывный поток информации.

Сложный, но перспективный вид изображения на телевидении — электронная графика. С помощью компьютера она может создавать в кадре самые неожиданные, яркие, современные изображения.

Но случается, когда видеозапись передачи или ее фрагмент не устраивает создателей передачи. Тогда осуществляется стирание записи изображения и звука путем пропуска видеоленты через стирающую головку видеомагнитофона. В результате происходит ее размагничивание, т. е. освобождение записанных ранее звука и изображения.

И еще одна творческая возможность у создателей передачи. Это использование рирпроекции — неподвижного или движущегося изображения объекта, находящегося на заднем плане. Оно проецируется на обратную сторону полупрозрачного экрана, перед которым и происходит основное действие передачи, фильма.

До сих пор телевизионщики уделяли внимание композиции изображения. Но на телевидении это лишь полдела. Вторая — по счету, а не по значению — часть дела — это работа со звуком.

Звук на телевидении — один из двух путей воздействия на зрительскую аудиторию с целью добиться высокой эффективности телепередачи. Звук не столько сопровождение изобразительной части передачи, сколько углубление восприятия изображения, которое порой подчиняет себе изображение. Сочетание звуковых и зрительных образов и есть телевидение. Звуки на телевидении бывают реалистическими, взятыми из жизни в их естественном звучании; такие звуки ассоциируются у зрителя с какой-либо конкретной обстановкой; фантастические или абстрактные, обращенные к эмоциям и воображению зрителя.


39. Производство СМИ в интернете. Прикладное программное обеспечение создания контента. Организация интернет-хостинга, структура доменных имен.

Наши рекомендации