Об усовершенствовании государственного порядка.

Высочайший Манифест от 17 октября 1905 года

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Проанализируйте Манифест 17 октября 1905 г.

2. Подумайте, почему появление этого документа вызвало такую реакцию у царя и его ближайшего окружения?

3. Что вынудило императора все-таки подписать Манифест?

Божьей милостью

Мы, Николай Второй,

Император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разу­ма и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к ус­транению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каж­дом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объе­динить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклон­ной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на
началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести,
слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу,
привлечь теперь же к участию в думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва думы срока, те классы населения, ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установ­ленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в над­зоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

Источник: История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Семенниковой. М. 2003

§5. Государственные Думы. Столыпинская аграрная реформа.

Задание:

1. Объясните значение Государственной думы для Российской империи.

2. Проанализируйте структуру, полномочия Думы, возможности функционирования.

3. Подумайте, почему Дума была сформирована только после событий 1905 г.?

Документ №9.22

Учреждение Государственной думы

(Извлечение)

20 февраля 1906 г.

I. О составе и устройстве Государственной думы:

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в думу.

3. Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в думу и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

5. Государственная дума может, для предварительной разработки подлежащих рассмотрению дел, образовывать из своей среды Отделы и Комиссии.

6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственной думой.

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава Членов думы.

V. О предметах ведения Государственной думы:

31. Ведению Государственной думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) Государственная Роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денежные из казны ассигнования. Росписью не предусмотренные, - на основании ус­тановленных правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжени­ем казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены зем­ские учреждения, а также дела о повышении земского или городского об­ложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Город­скими думами. <…>

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов.

33. Государственная дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц, установлений, действий, кои представляются незакономерными…

Источник: История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Семенниковой. М. 2003

Документ №9.23

Наши рекомендации