Об усовершенствовании государственного порядка.
Высочайший Манифест от 17 октября 1905 года
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. Проанализируйте Манифест 17 октября 1905 г.
2. Подумайте, почему появление этого документа вызвало такую реакцию у царя и его ближайшего окружения?
3. Что вынудило императора все-таки подписать Манифест?
Божьей милостью
Мы, Николай Второй,
Император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая.
Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и угроза целости и единству державы нашей.
Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на
началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести,
слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу,
привлечь теперь же к участию в думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва думы срока, те классы населения, ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.
Источник: История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Семенниковой. М. 2003
§5. Государственные Думы. Столыпинская аграрная реформа.
Задание:
1. Объясните значение Государственной думы для Российской империи.
2. Проанализируйте структуру, полномочия Думы, возможности функционирования.
3. Подумайте, почему Дума была сформирована только после событий 1905 г.?
Документ №9.22
Учреждение Государственной думы
(Извлечение)
20 февраля 1906 г.
I. О составе и устройстве Государственной думы:
1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.
2. Государственная дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в думу.
3. Государственная дума может быть, до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в думу и время ее созыва.
4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.
5. Государственная дума может, для предварительной разработки подлежащих рассмотрению дел, образовывать из своей среды Отделы и Комиссии.
6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственной думой.
7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава Членов думы.
V. О предметах ведения Государственной думы:
31. Ведению Государственной думы подлежат:
а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;
б) Государственная Роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денежные из казны ассигнования. Росписью не предусмотренные, - на основании установленных правил;
в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной росписи;
г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения;
д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;
е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;
ж) дела, вносимые на рассмотрение думы по особым Высочайшим повелениям.
Примечание. Ведению Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Городскими думами. <…>
32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных Государственных Законов.
33. Государственная дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц, установлений, действий, кои представляются незакономерными…
Источник: История России: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Семенниковой. М. 2003
Документ №9.23