Одним из важнейших дел, совершенных в царствие Николая I была кодификация законов. Ее провел вернувшийся из ссылки М.М.Сперанский. Оцените масштаб деятельности графа, а также ее значение.
2. Что представляла собой кодификация? Каковы были ее этапы? Почему не была выполнена третья задача, поставленная М.М.Сперанским?
3. Проанализируйте деятельность Николая I в области образования и цензуры. Чем, по- вашему, были вызваны жесткие ограничительные меры?
Документ №2.11
А.А. Кизеветтер. Внутренняя политика в царствование
Николая Павловича
(Извлечение)
Весь XVIII в. прошел в беспрерывных и всегда неудачных попытках привести в систему русские законы, накопившиеся после Уложения 1649 г. Петр I, Петр II, Анна, Елизавета, Екатерина II приступали к этой задаче с одинаковым неуспехом. В царствование Александра I над тем же делом трудилась особая «Комиссия для составления законов». И ее деятельность не ознаменовалась практическими результатами. В 1826 г. Николай Павлович преобразовал эту комиссию во II отделение Собственной Его Величества Канцелярии, возложив на его обязанность кодификационные работы. Во главе дела стал Сперанский, и под его руководством к 1833 г. были изготовлены два грандиозных труда: «Полное собрание законов» и «Свод законов Российской империи».
Сперанский различал три стадии кодификационной работы: 1) составление Полного собрания законов т.е. расположение всех актов законодательства в хронологическом порядке, 2) составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений в существе их и 3) составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.
По воле императора работы II отделения были ограничены двумя первыми задачами… Ранее существовали различные, как правительственные, так и частные сборники узаконений, но все они страдали неполнотой состава и неточностью помещенных в них текстов. Воспользовавшись всеми этими сборниками, Сперанский предпринял, кроме того, обширные архивные разыскания, в результате которых удалось включить в Полное собрание законов всего 35 993 акта. Из этого числа - 30 920 актов пришлось на так называемое первое собрание законов, в которое вошли законы и указы от Уложения 1649 г. и по 1825 г., и 5073 акта на второе собрание законов - с 1825-го по 1832 г. Первое собрание составило 45 томов в 48 частях, второе - 6 томов в 8 частях. С 1832 г. Собрание последовательно пополняется дальнейшими томами по мере накопления нового материала.
Составление Полного собрания законов должно было служить, по мысли Сперанского, подготовительной работой для составления Свода законов. Работа над Сводом состояла в следующем. Из Полного собрания составлены были специальные исторические своды по отдельным материям. Из этих исторических сводов было устранено затем все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, окончательно сведены в определенную систему. Сперанский принял при этом за образец Corpus juris Юстиниана, а за руководство - правила, преподанные Бэконом: исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение позднейшего и - за выполнением всех этих условий - внесение в свод законов дословно в тех самых выражениях, в каких они были первоначально составлены. Под каждою статьею Свода означались источники, из которых она была почерпнута. Самая система Свода, или план распределения его частей, состояла в следующем. Законы разделялись на две категории: 1) законы, определяющие союз государственный, и 2) законы, определяющие союз гражданский. Законы первой категории определяют:
а) порядок, коим верховная власть образуется и действует в законодательстве и управлении, - основные законы;
б) органы действия этой власти - учреждения - т.I-III Свода; уставы о повинностях - т. IV Свода; уставы казенного управления - т. V -VIII Свода;
г) участие подданных в составе этих органов и сил - законы о состояниях - т. IX Свода.
Законы второй категории определяют:
а) отношения семейственные и имущественные: законы гражданские и межевые; законы о гражданском и межевом судопроизводстве - т. X Свода;
б) порядок действия имущественных прав в особом их отношении к государственному и частному кредиту, торговле, промышленности – уставы государственного благоустройства (государственное хозяйство) - т. XI-XII Свода.
Наконец, Свод заключается законами, охраняющими силу как государственного, так и гражданского союзов и возникающих от них прав мерами общего государственного порядка:
а) уставы благочиния - т. XIII-XIV Свода;
б) уставы уголовные - т. XV Свода.
Источник: История России в XIX веке. Дореформенная Россия. М., 2001
Документ №2.12
С.Ф.Платонов о правлении Николая I
(Извлечение)
Тотчас по воцарении император Николай обратил особое внимание на беспорядок в законах и поручил второму отделению своей канцелярии дело кодификации. Составление законодательного кодекса было вверено и на этот раз М. М. Сперанскому, который сумел постепенно приобрести полное доверие и привязанность Николая. Сперанский повел дело таким образом, что сначала собрал все законы, изданные с 1649 г., т.е. со времени Уложения, а затем из этого собрания законодательного материала составил систематический свод действующих законов. Такой способ работы был указан самим императором Николаем, который не желал «сочинения новых законов», а велел «собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют». В 1883 г. труд Сперанского был закончен. Было отпечатано два издания: во-первых, «Полное собрание законов Российской империи» и, во-вторых, «Свод законов Российской империи». Полное собрание заключало в себе все старые законы и указы, начиная с уложения 1649 г. и до воцарения императора Николая. Они были расположены в хронологическом порядке и заняли 45 больших томов [Законы, данные в царствование Николая I и Александра II (1825-1881), также были впоследствии напечатаны в хронологическом порядке и составили второе «Полное собрание законов» (в 57 книгах). Законы, изданные с 1881 г., печатаются ежегодно в третьем «Полном собрании законов».]. Из этих законов и указов было извлечено все то, что еще не утратило силы действующего закона и годилось для будущего свода. Извлеченный законодательный материал был распределен по содержанию в известной системе («Основные государственные законы», «Учреждения»; «Законы о состояниях»; «Законы гражданские» и т. п.). Эти-то законы и были напечатаны в систематическом порядке в 15-ти томах под названием «Свода законов».
Так было завершено крупное и трудное дело составления кодекса. Оно удалось благодаря исключительным способностям и энергии Сперанского, а также благодаря упрощенному плану работы. Собрать и систематизировать старый русский законодательный материал было, конечно, легче и проще, чем заимствовать материал чуждый и согласовывать его с потребностями и нравами русского общества или же «сочинять новое уложение» на отвлеченных, еще не испытанных жизнью, принципах. Однако и более простой прием, принятый при императоре Николае, удался так блестяще лишь потому, что во главе дела был поставлен такой талантливый и усердный человек, как Сперанский. Понимая все трудности кодификации, Сперанский не удовольствовался тем, что было им сделано для составления Свода: он предложил план устройства постоянных работ над исправлением и дополнением Свода в будущем. По этому плану «второе отделение» (превратившееся в одно из отделений государственной канцелярии) непрерывно следит за движением законодательства и постоянно вносит дополнения и изменения в Свод; когда текст какого-либо тома Свода существенно изменится от подобных дополнений и изменений, то его печатают новым «изданием» в отмену старых, и таким образом состав Свода постепенно обновляется в уровень с движением законодательства…Меры в области народного просвещения при императоре Николае I отличались двойственностью направления. С одной стороны, очевидны были заботы о распространении образования в государстве; с другой же стороны, заметен был страх перед просвещением и старания о том, чтобы оно не стало проводником революционных идей в обществе. Заботы распространения образования выразились в учреждении весьма многих учебных заведений. Учреждались специальные учебные заведения: военные (кадетские корпуса и академии военная и морская), технические (Технологический институт и Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве); возобновлен был Главный педагогический институт для приготовления преподавателей. Все эти учебные заведения имели в виду удовлетворение практических нужд государства. Для образования общего сделано также немало. Учреждено было несколько женских институтов. Основывались пансионы с гимназическим курсом для сыновей дворян. Было улучшено положение мужских гимназий. По мысли министра народного просвещения графа С. С. Уварова, среднее образование, даваемое гимназиями, должно было составлять удел лишь высших сословий и предназначалось для детей дворян и чиновников. Оно было сделано «классическим», чтобы «основать новейшее русское образование тверже и глубже на древней образованности той нации, от которой Россия получила и святое учение веры, и первые начатки своего просвещения» (т.е. Византии). Для детей купцов и мещан предназначались уездные училища, причем правительство принимало некоторые меры к тому, чтобы лица из этих сословий не попадали в гимназии. Однако стремление к знанию настолько уже созрело в населении, что эти меры не приводили к цели. В гимназии вместе с дворянами поступали в большом числе так называемые «разночинцы», т.е. лица, уволенные из податных сословий, но не принадлежащие к дворянам потомственным или личным. Наплыв разночинцев в гимназии и университеты составлял интересное и важное явление того времени: благодаря ему состав русского образованного общества, «интеллигенции», перестал быть, как прежде, исключительно дворянским. Опасения правительства относительно того, что учебные заведения станут распространителями вредных политических влияний, выразились в ряде стеснительных мер. За университетами должны были наблюдать попечители учебных округов. Устав университетов, выработанный (1835) графом Уваровым, давал университетам некоторые права самоуправления и свободу преподавания.Но когда на Западе в 1848 г. произошел ряд революционных движений, русские университеты подверглись чрезвычайным ограничениям и исключительному надзору. Преподавание философии было упразднено; посылка за границу молодых людей для подготовления к профессуре прекращена; число студентов ограничено для каждого университета определенным комплектом (300 человек); студентов стали обучать военной маршировке и строевым уставам. Эта последняя мера была введена и в старших классах гимназии. Министерство народного просвещения, которому была в то время подчинена цензура, чрезвычайно усилило строгости, запрещая всякую попытку в журналах, книгах и лекциях касаться политических тем. Последние годы царствования императора Николая I заслужили поэтому славу необыкновенно суровой эпохи, когда была подавлена всякая общественная жизнь и угнетены наука и литература. Малейшее подозрение в том, что какое-либо лицо утратило «непорочность мнений» и стало неблагонадежным, влекло за собой опалу и наказание без суда.Источник: С.Ф.Платонов. Полный курс лекций по Русской истории. Петрозаводск, 1996