Современники и историки об Александре I

Задание

1. Охарактеризуйте личность Александра I. Подумайте, почему его современники и историки оставили столь различные характеристики его царствования?

2. Какие события повлияли на формирование характера императора?

3. Как, по вашему мнению, личность Александра повлияла на внутреннюю политику России?

Документ №1.1

Из письма Н.М. Карамзина ПА. Вяземскому[1]о царствовании императора Александра I

Ноября 1825 г.

<..> Двадцать пять лет мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири: скажем ему спасибо. Могущество России также при нем не упало. В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи ее уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах.

Источник: Шильдер Н.K. Император Николай I Его жизнь и царствование. М., 1997. Кн. 1.

Документ № 1.2

Из дневника П.Г. Дивова[2]о царствовании

Императора Александра I

... Проследив все события этого царствования, что мы видим? Полное расстройство внутреннего управления, утрату Россией ее влияния в сфере международных сношений и отсутствие каких либо существенных приобретений для государства в будущем. С другой стороны, мы видим, что во всех отраслях администрации накопилась такая масса горючего материала, что он может ежеминутно воспламениться. Исаакиевская церковь, в ее теперешнем разрушенном состоянии, представляет точное подобие правительства; ее разрушили, намереваясь на старом основании воздвигнуть новый храм из массы нового материала, и все это с целью сохранить частицу жалкого здания из мрамора. Это потребовало огромных затрат, но постройку пришлось приостановить, когда почувствовали, как опасно воздвигать здание, не имея строго выработанного плана. Точно также идут и государственные дела: нет определенного плана, все делается в виде опыта, на пробу, все блуждают впотьмах; разрушено все, что было хорошего и прекрасного, и заменено пагубными новшествами, которые зачастую оказываются чересчур сложны и совершенно неудобоисполнимы. Генерал-губернаторам дают в управление по пяти губерний, тогда как ни одно из назначенных на эту должность лиц не в состоянии управлять и одной губернией. Содержат миллион войска и дают унижать себя, и кому же? Туркам! А почему? - потому что боятся затронуть принцип легитимизма. <...> Объяснить все эти несообразности довольно трудно; их можно только понять до некоторой степени, допустив, что они происходили от особенностей характера Александра I.

Источник: Шильдер Н.K. Император Николай I Его жизнь и царствование. М., 1997. Кн. 1.

Документ №1.3

Современники, потомки и историки об Александре I:

П.А.Тучков, генерал

Уже при начале вступления на престол… из некоторых его поступков виден был дух неограниченного самовластия, мщения, злопамятности, недоверчивости, непостоянства и обманов.

Источник: Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век XIX. М., 2004

Документ №1.4

Современники, потомки и историки об Александре I:

А.Н. Пыпин

Он представлял собой и либеральные стремления к просвещению и освобождению общественной жизни, и он же представлял самую упрямую реакцию и при личной мягкости допускал нестерпимый произвол и угнетение; притом он подчинялся этим различным направлениям не только в разные периоды своей жизни… но нередко и в одно и то же время…

Источник: Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век XIX. М., 2004

Либеральный период правления Александра I. М.М. Сперанский.

Документ №1.5

Указ «О правах и обязанностях Сената»

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Какими функциями стал обладать Сенат после реформы 1802 г.?

2. Сравните положение Сената при Петре и при Александре.

3. Какие события, по вашему мнению, вызвали перемену статуса данного государственного органа?

Сентября 1802 г.

1. Сенат есть верховное место империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общего спокойствия и тишины, и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах. Ревизия верховного суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию.

2. Власть Сената ограничивается единою властью императорского величества; иной же вышней власти он над собою не имеет.

3. Единое лицо императорского величества председает в Сенате.

4. Указы Сената исполняются всеми, как собственные императорского величества. Один государь или его именной указ может остановить Сенатские повеления.

5. Все именные императорского величества указы, кроме подлежащих особливой тайне, должны взноситься в Сенат от всех мест и лиц, которым оные даны будут.

6. Сенат определяет чиновников в места, также производит в чины, на основании указа 1790 декабря 16 и 1801 годов августа 1, чисел.

7. Все коллегии, начальники губерний и мест непосредственно от Сената зависящие, во всех сомнениях и затруднениях, также обо всем уважение заслуживающем по делам рассмотрению Сената подлежащим должны относиться к нему рапортами и доношениями так, как прокуроры с своей стороны относятся к генерал-прокурору. <...>

25. На решение Сената нет апелляции; но как могут быть крайности, в коих возбранить всякое прибежище к императорскому величеству было бы опять избавление у страждущего.

Источник: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: С древнейших времен до наших дней. М., 1999.

Документ № 1.6

Из Манифеста об «Общем учреждении министерств»

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Проанализируйте документ, завершивший министерскую реформу.

2. Почему, по мнению властей, следовало заменить коллегии министерствами? Были ли последние более успешными?

3. Что входило в функции министерств?

4. Как избирались министры?

Июня 1811 г.

<...> Часть 1. ОБРАЗОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВ

Глава 1. Общее разделение государственных дел

§ 1. Все дела государственные в порядке исполнительном разделяются на 5 главных частей:

I. Внешние сношения.

II. Устройство внешней безопасности.

III. Государственная экономия.

IV. Устройство суда гражданского и уголовного.

V. Устройство внутренней безопасности.

§ 2. Число министерств и главных управлений в каждой части определяется Пространством ее и существом дел.

§ 3. На сем основано следующее государственных дел разделение:

1. Внешние сношения: Министерство иностранных дел.

2. Устройство внешней безопасности: Министерство военное, Министерство морское.

3. Государственная экономия: Министерство финансов, Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения, Главное управление путей сообщения.

4. Устройство суда: Министерство юстиции.

5 Устройство внутренней безопасности: Министерство полиции. К числу министерств вышеозначенных присоединяется Главное управление духовных дел разных исповеданий.

Глава II. Предметы каждого министерства и главного управления

§ 4. Предмет Министерства иностранных дел составляют все внешние сношения с принадлежащими к сему местами и лицами.

§ 5. К Министерству военному принадлежат все военные сухопутные силы, в составлении их, устройстве, продовольствии, снабжении и движении.

§ 6. К Министерству морскому принадлежат все морские военные силы, в составлении их, устройстве, продовольствии, снабжении и движении.

§ 7. Управление государственными доходами и расходами делится на 3 главные части.

В первой, под именем Министерства финансов, ведаются все источники государственных доходов, как-то: государственные имущества, дела горные, соляные, подати, сборы и пошлины всякого рода; дела внешней коммерции и управление таможен, доходы городские и земские, общие денежные повинности.

§ 8. Во второй части, под именем Государственного казначейства, ведается движение сумм, в доход поступивших.

§ 9. В третьей, под именем ревизии государственных счетов, производится поверка счетов по всем департаментам военным и гражданским.

§ 10. Главный предмет Министерства внутренних дел есть попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности. Посему к Министерству сему принадлежат дела о поощрении земледелия, колонии, внутренние переселения и разные ветви хозяйства, фабрики, внутренняя торговля, почты и публичные здания.

§ 11. Министерство народного просвещения ведает все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения.

§ 12. Главное управление путей сообщения ведает все предметы, относящиеся как к сухопутным, так и водяным внутренним сообщениям, на точном основании особенных его учреждений.

§ 13. Все, что принадлежит к устройству судебного порядка, составляет предмет Министерства юстиции. <...>

Глава III. Управление и состав министерств

§ 16. Управление каждого министерства вверяется лицу, по непосредственному его императорского величества избранию определяемому со званием министра, главного директора или главноуправляющего. <...>

§ 19. Главные части, министерство составляющие, суть:

1. Департаменты. 2. Совет министра. 3. Общее присутствие отделений. 4. Канцелярия министра. 5. Особенные установления, при некоторых министерствах состоящие. <...>

Источник: Российское законодательство X – XX вв. В 9 томах. М., 1988. Т.6. «Законодательство первой половины XIX в.».

Документ №1.7

Из Манифеста об образовании Государственного Совета

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Какова была роль Государственного Совета в структуре государственного управления?

2. Каковы были функции Совета?

3. Сравните данный документ с предложениями М.М.Сперанского. Какой из двух проектов является более полным?

Января 1810 г.

... Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по Нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

ХII. Министры не могут быть председателями департаментов.

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащим к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать и его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную ... Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашему судебному сословию образование, важному назначению его свойственное...

Второе. <...> Мы предложим Совету ... главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и сте­пень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов... Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи. <...>

Источник:Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 томах. М., 1988. Т.6. «Законодательство первой половины XIX в.»

…….

Задание:

1. Какую роль в реформах первой половины царствования Александра I сыграл М.М. Сперанский? Оцените его вклад в государственное строительство.

2. В чем заключался план преобразования государственного управления, предложенный М.М. Сперанским?

3. Нарисуйте схему системы государственного управления, предложенную М.М. Сперанским.

4. Подумайте, чем было вызвана бурная реакция российского общества на опалу этого государственного деятеля?

Документ №1.8

Современники, потомки и историки о М.М.Сперанском:

А.А. Левандовский

Во имя спасения России Сперанский настаивал на кардинальных переменах в характере всего государственного строя. Как путеводная звезда, как идеал, которому так и не суждено было воплотиться в действительность, план Сперанского сыграл выдающуюся роль в борьбе за преобразование Российского государства.

Источник: Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век XIX. М., 2004

Документ №1.9

Современники, потомки и историки о М.М. Сперанском:
Николай I

Я нашел в нем самого верного и ревностного слугу, с огромными сведениями, с огромной опытностью, с неустававшею никогда деятельностью.

Источник: Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век XIX. М., 2004

Документ №1.10

Современники, потомки и историки о М.М. Сперанском:
Александр I –А.Н. Голицыну на следующий день
после отставки Сперанского

Если бы у тебя отсекли руку, ты наверно кричал бы и жаловался, что тебе больно; у меня прошлой ночью отняли Сперанского, а он был моею правой рукою!

Источник: Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век XIX. М., 2004

Документ №1.11

Из воспоминаний Ф.Ф. Вигеля[3]об отставке M.M. Сперанского

Первая важная весть, которую получили мы в конце марта, была о неожиданных отставке и ссылке Сперанского; но эта весть громко разнеслась по всей России. Не знаю, смерть лютого тирана могла ли бы произвести такую всеобщую радость. А это был человек, который никого не оскорбил обидным словом, который никогда не искал погибели ни единого из многочисленных личных врагов своих, который, мало показываясь, в продолжении многих лет трудился в тишине кабинета своего. Но на кабинет сей смотрели все, как на Пандорин ящик, наполненный бедствиями, готовыми излететь и покрыть собою все наше отечество.

Источник: Хрестоматия по истории СССР. Т. II М., 1949

Документ №1.12

Наши рекомендации