Раздел 5. Образ власти в русской паремиологии.
Паремиология занимает особое место в структуре концепта «власть», поскольку она отражает не современные, а преимущественно национально-исторические представления об отношении народа к власти и понимании народом различных сторон этого феномена. Анализ паремиологии позволяет понять, как формируется образная основа мышления народных масс.
Образы власти, существующие в массовом сознании, в определенной степени зависят от уходящих в глубину веков представлений о власти, зафиксированных в пословицах, поговорках, крылатых выражениях. Представление о власти как абстрактной сущности не характерно для народной картины мира. Паремиологический фонд русского языка свидетельствует о том, что в процессе концептуализации власти в коллективном сознании возникает образ верховного правителя: царя, государя (искон. от слова господь). В русских пословицах и поговорках царь олицетворяет собой высшую государственную власть.
Анализ материала, представленного пословицами и поговорками, показывает, что в представлении русского народа о власти (о власти царя, государя) актуализируются следующие когнитивные признаки концепта.
· Божественное происхождение власти, подвластность царя Богу.
Великая власть от Бога.
Всякая власть от Бога.
Бог дает власть кому похочет.
Всякая власть Богу ответ дает.
Одному Богу государь ответ держит.
Царь от Бога пристав.
Царский гнев и милость в руке божьей.
Сердце царево в руке Божией.
Никому не подвластен, кроме Христа, сына Божия (Иоанн Грозный).
Повиновение начальству – повиновение Богу.
В русской православной культуре царь являлся наместником Бога (Богопомазанником) и его слугой. В лице царя светская и духовная власти совмещаются, так как божественная воля – источник любой власти, а следовательно, и власти царя, посредством которого она реализуется в обществе.
· Царь уравнивается с Богом в могуществе, праве судить, в монополии на знание истины.
Никто, как Бог да государь.
Бог на небе, царь на земле.
Никто против Бога да против царя.
На сильного Бог да государь.
Все во власти Божией да государевой.
Все Божье да государево.
У Бога да у царя всего много.
Суди меня Бог да государь!
Суди Бог да великий государь!
Кто Богу не грешен, царю не виноват!
Ведает Бог да государь.
Бог знает да царь.
Согласно христианским представлениям безграничная власть Бога лежит в основе безграничной власти царя. Сакрализация власти верховного правителя, объективно исторически развивавшаяся во многих странах, на Руси была связана с византийской моделью отношений религии и власти. Сутью восточной христианской традиции власти оказалось слияние политики и религии, утверждение православия в качестве официальной государственной религии. Падение Константинополя под ударами Османской империи привело к тому, что Москва стала представляться всем единственным оплотом православия, преемницей Византии. Вследствие этого в Русском государстве верховный правитель наделялся властью, которая соотносилась с могущественной властью Бога.
· Отличие всемогущества Бога от возможностей царя.
Богово Богу, а кесарево кесарю.
Божье Богу, а царево царю.
Бог – батька, государь – дядька.
Правда Божья, а суд царев. (Суд царев, а правда Божья.)
Правда Божья, а воля царская.
Воля Божья, а суд царев.
Душой Божьи, телом государевы.
Душою Божьи, телом княжьи (старин.).
Коли царь Бога знает, Бог и царя и народ знает.
За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует.
Народ согрешит – царь умолит; царь согрешит – народ не умолит.
Мы видим, что представление о власти царя в народном сознании характеризуется противоречивостью, амбивалентностью. С одной стороны, царь уравнивается с Богом в своем могуществе. С другой стороны, признается принцип «Кесарю кесарево, а Богу Богово», т.е. принцип разграничения возможностей всемогущего Бога и возможностей светского правителя. Бог обладает моральным и духовным авторитетом, а государь – авторитетом физическим и материальным. В этом представлении реализовалась западная христианская традиция, которая в своем развитии привела к разделению политической и духовной власти. Западная церковь основывалась на существовании в мире двух авторитетов: мирского и духовного. И тот и другой при этом считались независимыми внутри одного и того же человеческого общества.[66] Однако отметим, что и в западной христианской традиции король сохранил сакральное измерение, связанное с божественным происхождением его власти.
· Царская власть признается естественной и необходимой.
Нельзя земле без царя стоять.
Нельзя быть земле Русской без государя.
Грозно, страшно, а без царя нельзя.
Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится.
Народ – тело, царь – голова.
Без царя – земля вдова.
Без царя народ сирота.
Государь – батька, земля – матка.
Государь – батюшка, надежа – православный царь (или: белый царь).
Царю в народе, а киселю в брюхе место будет.
У них ни царя, ни закона (т.е. неурядица).
Известно, что государственная власть является необходимым условием существования общества, совместной жизни людей. Власть предполагает порядок, сохранение целостности государства, его культуры, традиций, обеспечение его жизнедеятельности. Безвластие, напротив, угрожает любому обществу анархией, развалом и упадком. В русских пословицах и поговорках также признается необходимость царской власти. По отношению к единовластному монарху у русского народа возникает особое «природное чувство батюшки царя». Интересно, что в эпоху тоталитарной советской власти главные политические вожди – В.И.Ленин и И.В.Сталин – отождествлялись в массовом сознании с ролью «отца народа». То есть отношения между верховным правителем и народом в России концептуально представляются как отношения в семье, народ при этом ощущает кровную родственную связь с главой государства.
· Неоспоримость решений царя, царской воли.
Воля царя – закон. (Воля царская – закон.)
Не судима воля царская.
На все святая воля царская.
Что Бог, то Бог, а свята и воля царская.
Не Москва государю указ, государь Москве.
Царское осуждение бессудно (или: суду не подлежит).
Воля царю дать ино и псарю.
Представление о том, что царь является наместником Бога на земле, порождает в русской народной традиции несопротивление святой царской воле. Легитимность царской власти, реализующей божественную волю, требует полного и беспрекословного подчинения светскому верховному владыке.
· Признание абсолютной власти царя, авторитета царя.
Один Бог, один государь.
Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле.
Близ царя – близ чести.
До царя дойти – голову нести (или: голову на поклон нести).
Видеть ясные очи царские.
Не всяк царя видит, а всяк его знает.
Не всяк царя видит, а всяк за него молит.
Власть царя признается абсолютной, так как культ единоличного властителя является отражением религиозного монотеизма, абсолютизма божественного права. Народное сознание исповедует особый священный авторитет царской власти. Авторитет царя выражается в почитании и преклонении перед его величием.
· Авторитет царской власти держится на вере в царскую милость, снисхождение, справедливость и праведность; соотносится с верой в божью милость.
Бог милостив, а царь жалостив.
Богат Бог милостию, государь жалостию.
Нет больше милосердия, как в сердце царевом.
Кого милует Бог, того жалует царь.
Милует Бог, а жалует царь.
Бог помилует, а царь пожалует.
Царь помилует, царь и пожалует.
Виноватого Бог простит, а правого царь пожалует.
Царю правда лучший друг.
Царю правда – лучший слуга (Я.Ф.Долгорукий).
Царю правда нужна.
Без правды боярский царь Бога прогневит.
Царь в народном сознании выступает как гарант правосудия, если он следует правилам справедливости и божественным заповедям. На этом представлении основана народная вера в доброго и милосердного царя.
· Авторитет власти царя держится на страхе, угрозе насилия.
Грозно, страшно, а без царя нельзя.
Гнев царев – посол смерти. (Царев гнев – посол смерти.)
Близ царя – близ смерти.
Царь не огонь, а, ходя близ него, опалишься.
Где царь, тут и правда (и страх, и гроза).
Не держи двора близ княжа двора, не держи села близ княжа села (стар.).
Идеализированному образу царя противопоставляется деспотический образ. Неограниченная власть монарха сопровождалась насилием, расправой с неугодными, казнями и т.п. Например, можно вспомнить опричный террор Ивана Грозного. Жестокий нрав царя у его подчиненных порождал страх не угодить, вызвать царский гнев.
· Царь наделяется сверхъестественными способностями и возможностями.
У царя руки долги (т.е. сила).
Под рукой царевой народы и земли.
Царский глаз далече сягает.
Царские глаза далеко видят.
Всякая вещь перед царем не утаится.
Сакрализация власти царя предполагала приписывание великому монарху магической силы, сверхъестественных способностей.
· Недосягаемость и дистанцированность царя от народа.
До царя далеко, до Бога высоко. (До Бога высоко, до царя далеко.)
До неба высоко, до царя далеко.
До неба умом не сягнешь, до царя рукою.
Царю из-за тына не видать.
Политические отношения, основанные на иерархичности, предполагают разделение социального положения властителей и народа, дистанция между ними оказывается значимой в любых общественных системах. Так, отчужденность царя от народа проявляется в пространственной (царский дворец, трон), коммуникативной (челобитный день), символической (шапка Мономаха, скипетр, держава), психологической (священный ореол), информационной (тайны власти) дистанции.
реолва), психологической (священный ореолсимволической
· Взаимозависимость «царь – народ».
Каков хан (царь), такова и Орда (народ).
Где хан (царь), тут и Орда (народ).
Разошлась новгородская власть – разошелся и город.
Властные отношения предполагают не только оппозицию, но и взаимозависимость субъекта и объекта власти. Народ подчиняется власти царя, и только в результате этого повиновения царь может реализовать свою волю, то есть может осуществлять свою власть. Иначе говоря, царь и народ не могут существовать друг без друга.
Отметим, что после татаро-монгольского нашествия на Руси царями стали именовать ордынских ханов.
· Необходимость царя в слугах.
Царю люди (или: слуги) нужны.
Царь без слуг, как без рук.
Верный слуга царю всего дороже.
Единовластный монарх не может управлять огромным государством самостоятельно, в этом ему помогают служивые люди. Звание «слуги» в период правления Ивана Грозного считалось высшим, наиболее почетным в иерархии чинов. В частности, «слугами» царя были князья, бояре, дворяне.
· Представление о том, что царь хороший и что все беды возникают от его приближенных, которые скрывают от него правду и действуют в своих интересах.
Не от царей угнетение, а от любимцев царских.
Не князь грешит, а думцы наводят.
Царь гладит, а бояре скребут.
Царские милости в боярское решето сеются.
Царь милостив, да милости его проходят сквозь боярское решето.
Не царь гнетет народ, а временщик.
Царь жалует, а псарь не жалует. ( Жалует царь, да не жалует псарь.)
Не ведает царь, что делает псарь.
Царю застят, народ напастят.
Царь что лук, а стрелы – посланнички.
Не бойся царского гонения, бойся царского гонителя.
Можно сказать, что в приведенных поговорках заключена народная оценка бюрократической системы государственного управления. Даже добрый и милосердный царь, наделенный сверхъестественными способностями, не способен защитить народ от своевластия окружающих его «слуг».
В народном сознании выражается также критическое отношение к судьям из-за несправедливости и неправедности их правосудия. Признается верховенство должностного лица над законом.
Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона.
Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты.
Законы – миротворцы, да законники – крючкотворцы.
Не бойся закона, бойся судьи (или: законника).
Что мне законы, коли (были бы) судьи знакомы.
Кто законы пишет, тот их и ломает.
Всуе законы писать, когда их не исполнять.
Все бы законы потонули да и судей бы перетопили.
Итак, восприятие власти как абстрактной сущности не характерно для народной картины мира. В процессе концептуализации власти в коллективном сознании русского народа возникает образ верховного правителя (царя, государя), а также образ судей. Царь является воплощением высшей государственной власти. Представление о власти царя в народном сознании характеризуется противоречивостью, амбивалентностью. С одной стороны, абсолютная власть царя обожествляется, признается естественной и неоспоримой. По отношению к единовластному монарху у русского народа возникает особое «природное чувство батюшки царя», вера в его доброту и справедливость. С другой стороны, идеализированному образу царя противопоставляется деспотический образ, признается недосягаемость и дистанцированность царя от народа. В народном сознании выражается критическое отношение к приближенным царя и к незаконной деятельности судей.
Представление о власти в русских пословицах и поговорках выявляет своеобразие национально-культурного компонента концепта «власть» в русской языковой картине мира.