Изменения во внешней политике

1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.:

– смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

– урегулирование региональных конфликтов;

– признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с Э. А. Шеварднадзе.

1.2. Концепция «нового политического мышления». М. С. Горбачев выдвинул новую философско‑политическую концепцию, получившую название «новое политическое мышление». Ее основные положения предусматривали:

– отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные и противоборствующие общественно‑политические системы (социалистическую и капиталистическую);

– признание мира целостным и неделимым;

– отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;

– отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

– признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.

2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях

2.1. Советско‑американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М. С. Горбачева с президентами США (1985 г. – в Женеве; 1986 г. – в Рейкьявике; 1987 г. – в Вашингтоне, 1988 г. – в Москве, 1989 г. – на Мальте).

Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская – 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

2.2. Курс на «разрядку». СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)

В мае 1987 г. страны‑участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций, но распущена была лишь ОВД. В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989–1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону – на 14,2 %. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности. СССР демонтировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало безвозмездное согласие СССР на объединение Германии (1990).

2.3. Экономические и политические связи СССР со странами Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений со странами, не являвшимися традиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико‑экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

• Гуманитарные контакты. Западные страны, прежде всего США и Англия, по‑прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал «Венскую декларацию» СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Были приняты Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

• СССР и Совет Европы. В связи с потеплением отношений между Востоком и Западом в рамках концепции «общеевропейского дома» был проявлен большой интерес к установлению диалога с СССР со стороны такой международной организации, как Совет Европы (СЕ). Содействие «европейскому сплочению» стало трактоваться СЕ шире западноевропейских рамок – как сближение между Западной и Восточной Европой. Летом 1989 г. впервые на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) выступил М. С. Горбачев как представитель государств Восточной Европы. В 1989 г. Верховному Совету СССР был предоставлен статус «специально приглашенного» члена Совета Европы, что создало условия для участия советских парламентариев в работе ПАСЕ на постоянной основе, открыло возможность влиять на принятие решений и документов в рамках СЕ и его специализированных учреждений. Хотя в отношениях между СССР и СЕ сохранялись определенная настороженность и недоверие.

Наши рекомендации