Организация надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Следует заметить, что многие положения об организации работы по надзору за исполнением законов имеют отношение и к организации работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые вопросы, отражающие специфику организации работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Выполнение стоящих перед органами прокуратуры задач по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие полной и объективной информации, позволяющей систематически анализировать состояние законности, структуру и динамику правонарушений в сфере соблюдения прав и свобод физических лиц, многочисленные обстоятельства, способствующие нарушениям законов, деятельность правоохранительных, контрольных и иных органов, а также общественных организаций и движений, ведущих борьбу с нарушениями законодательства о правах и свободах граждан. В этих целях прокурор обязан знать все источники информации, содержащей сведения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, и с максимальной пользой использовать эту информацию в процессе организации и осуществления прокурорского надзора. Прокурору необходимо проявлять активность в сборе информации о правонарушениях, поскольку сведения о нарушениях, в том числе и названного законодательства, являются основанием проведения прокурорских проверок и иных надзорных действий.
Наиболее емким источником информации о нарушениях прав и свобод граждан являются их жалобы и иные обращения в органы прокуратуры, в том числе и устные, поданные прокурору на личном приеме. Хорошо налаженная работа обращениями граждан серьезно пополняет информационную базу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Важнейшим источником информации являются также сообщения средств массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, как центральная, так и местная, электронные средства) о нарушениях прав и свобод граждан и иных лиц. Постоянное отслеживание прокурором сообщений средств массовой информации о нарушениях прав и свобод населения, контактирование с сотрудниками них средств позволяют пополнять информационную базу прокурорского надзора.
В процессе организации работы необходимая прокурорам информация о нарушениях прав и свобод человека и гражданина может быть получена от депутатов всех уровней, уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка, иных правозащитников, членов общественной палаты. Контактирование прокурора с указанными лицами, а также правоохранительными органами, Органами контроля, исполнительными органами позволяет прокурору получить информацию о нарушениях прав и свобод граждан.
Встречаясь с трудовыми коллективами, гражданами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, участвуя в работе представительных и исполнительных органов (слушаниях, заседаниях, совещаниях), прокуроры нередко получают информацию о нарушениях названного законодательства.
Пополняют информационную базу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина проведение прокурорами проверок исполнения законодательства и в особенности проверок исполнения законодательства об обращениях граждан, осуществление ими иной надзорной деятельности, участие в судах.
Вне внимания прокурора не должны оставаться протестные выступления населения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), вызванные нередко несправедливыми решениями властей, могущими приводить к ущемлению прав, свобод и законных интересов жителей. То же можно сказать и об отношении прокуроров к забастовкам работников, недовольных действиями руководителей или собственников предприятий, учреждений и организаций.
Поступающая в органы прокуратуры информация о правонарушениях подлежит анализу. Глубокий и всесторонний анализ этой информации позволяет прокурору правильно определять содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей степени могут способствовать защите прав и свобод человека и гражданина, предупреждению нарушений законодательства о правах и свободах граждан, выделять те мероприятия (чаще всего проверки), которые надлежит провести прокурорским работникам, и мероприятия, проведение которых можно поручить органам контроля и иным органам.
Работа по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина находит отражение в текущих и перспективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруппированы в самостоятельные разделы планов.
В работе по защите прав и свобод человека и гражданина в той или иной мере принимают участие все прокурорские работники, по крайней мере, прокуратур районного, областного и им равных звеньев, все они принимают участие в разрешении жалоб и иных обращений граждан. Тем не менее, в каждой прокуратуре должны быть определены прокурорские работники, ответственные за эту область деятельности прокуратуры, они выполняют наибольший объем работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Совершенствование организации работы, повышение профессионального мастерства прокурорских работников, улучшение методического обеспечения прокуратур, обмен положительным опытом работы будут способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.