Направления пропаганды туристско-экскурсионных услуг
Для достижения своих целей туристско-экскурсионная пропаганда использует разнообразные средства и приемы. С точки зрения субъектов она может осуществляться по нескольким направлениям, важнейшими из которых являются:
1. организация связей со средствами массовой информации;
2. связи с целевыми аудиториями;
3. отношения с органами государственной власти и управления;
4. сбор, систематизация и анализ опубликованных в прecce материалов.
2.1. Установление прочных связей со средствами массовой информации (пресса, телевидение, радио) позволяет использовать их для распространения соответствующих сведений с целью привлечения внимания к деятельности ТЭП и его продуктам.
Отношения со средствами массовой информации являются двусторонними. ТЭП предоставляет материалы о своей деятельности и предпринимает шаги по выпуску комментариев и информационных сообщений. Взаимное доверие и уважение между фирмой и средствами массовой информации служат необходимой основой хороших отношений.
Основными приемами установления связей со средствами массовой информации являются:
- сообщения и информационные пакеты для прессы;
- рассылка в средства массовой информации пресс-релизов (или пресс-бюллетеней);
- организация пресс-конференций и брифингов;
- информационные поездки журналистов;
- интервью;
- личные контакты.
Сообщение для прессы - это статья информационного характера, главная цель которой заключается в том, чтобы сделать известными новые данные о деятельности ТЭП. Практически все средства массовой информации готовы помещать чисто информационные материалы, даже если они по-разному к ним относятся из-за различий в редакционной политике или читательской аудитории. Пресса всегда приветствует любую статью или информационное сообщение, содержащее элемент новизны. Главное, чтобы материал был достоверным и своевременным.
В зависимости от содержания различают сообщения, готовящиеся для:
- специализированной прессы (для профессионалов туризма и экскурсий);
- туристской прессы, предназначенной как для профессионалов, так и для широкого круга читателей;
- общественно-политических изданий.
Обходясь не слишком дорого, сообщения имеют различную степень эффективности. Однако в сфере туризма и экскурсий по сравнению с другими областями она довольно значительна. Событие, связанное с туризмом, и экскурсионное обслуживание способно заинтересовать широкий круг изданий. Информация о них может найти свое место в таких рубриках, как «экономика», «социальные проблемы», «культура», «спорт», «транспорт», «окружающая среда», «фанспорт», «образование» и т.д. Поэтому при подготовке материалов для прессы надо стремиться к тому, чтобы информация была понятной для всех. С этой целью необходимо избегать использования аббревиатур, сокращений слов, профессиональных терминов и жаргона.
Аб6ревиатура- итальянскос слово, произошедшее от латинского brevis – краткий и обозначает буквосочетание, образованное из начальных букв слов обозначаемого словосочетания.
Если сообщение должно быть подкреплено иллюстрациями и дополнительными материалами, необходимо подготовить информационный пакет для прессы.
В самом простом варианте информационный пакет представляет собой папку формата А4, содержащую сообщение и фотографии. В более широком смысле информационный пакет может содержать практически все, что можно переслать по почте (видео- и аудиокассеты, книги, рекламные материалы) и может заинтересовать журналиста, склонить его к написанию статьи или упоминанию о ТЭП в какой-либо публикации.
Формирование информационных пакетов предполагает наличие на ТЭП специализированной туристско-экскурсионной фототеки, которая должна постоянно обновляться. Основные «потребители» туристских фотографий - отделы журналов, посвященные туризму и экскурсиям, а также издатели печатной рекламы.
Подготовка материалов для прессы - одна из важнейших форм деятельности PR. К таким материалам относятся:
1. Бэкграундер - информация текущего характера, новость, не являющаяся сенсацией.
2. Пресс-релиз - материал, в основе которого лежит серьезный информационный повод; это важная новость или полезная информация, предназначенная для широкой аудитории. Пресс-релиз по возможности должен быть коротким. Если информации много, го определенную её часть лучше дать в приложениях. Они обычно включают краткие сведения о ТЭП, наиболее представительных продуктах, перспективах развития ТЭП. Пресс-релизы направляются обычной почтой, по каналам компьютерной связи, раздаются журналистам на выставках, презентациях, благотворительных акциях. Главное требование, предъявляемое к пресс-релизу заключается в том, что он должен быть четким, ясным, без двусмысленностей.
3. Пресс-кит - комплект материалов для прессы нескольких видов: пресс-релиз, бэкграундер, фото и др.
4. Факт-лист - документ, в котором в сжатой форме говорится об основных направлениях деятельности фирмы, о её местонахождении, должностном лице или событии. Обычно факт-листы дополняют материалы пресс-релизов или бэкграундеров и являются для редакций справочным источником для публикаций.
5. Занимательная статья- статья, подготовленная в лёгком иногда ироническом или юмористическом стиле. Эго может быть и рассказ о неординарной ситуации, в которой оказался турист. Важно, чтобы упоминание фирмы сработало, при этом на запоминание ее названия, а впечатление о ней осталось положительным.
6. Кейс-история (случай-история) - материал, часто используемый для рассказа о благоприятном разрешении проблемной ситуации. В жизни таких ситуаций немало:
конфликт между ТА и ТО, ТЭП и налоговой инспекцией, ТО и авиакомпанией и др.
7. Именные (авторские) статьи - статья, подписанная должностным липом конкретного предприятия. Статья, под которой стоит имя руководителя фирмы, способна повысить репутацию как самого руководителя, так и его фирмы. В конечном счёте, это может способствовать решению стоящих перед компанией задач, например привлечению туроператором новых ТА к сотрудничеству.
8. Обзорные статьи. Многие издания не склонны готовить публикации на материалах лишь одного предприятия, предпочитая давать статьи, аккумулирующие опыт нескольких фирм, действующих на данном направлении.
Обзорные статьи, как и именные, инициируются как СМИ, так и работниками служб PR. Имидж малоизвестных, небольших ТЭП может быть улучшен вследствие «размещения информации о них в одной статье вместе с материалами об известных крупных предприятиях.
9. Форма «вопрос — ответ». Как правило, эта форма заменяет или дополняет факт-лист. В ней формулируются вопросы, задаваемые чаще всего, и даются ответы на них. Эго могут быть вопросы, связанные с перераспределением потоков туристов и экскурсантов по странам, с безопасностью, экологической обстановкой, террористическими актами в том или ином государстве и др.
10. Заявления. Их цель - донести до потребителя позицию фирмы по строго определенному вопросу Чаще всего заявления служат для ликвидации слухов и опровержения клеветнической информации. Например, появились необоснованные разговоры о возможном банкротстве ТЭП - значит наступило время сделать заявление. Оно должно быть кратким, убедительным, а приводимые факты - легко подтверждаться.
11. Биографии. Биография содержит информацию о жизненном пути конкретного человека. Фирма должна иметь тексты биографий высших руководителей. Эти тексты готовятся на всякий случай и хранятся для использования в незапланированных ситуациях, таких, например, как неожиданное назначение.
12. Фотографии. Они должны быть интересными и привлекать внимание. Чем выше эстетический уровень фотографий, тем больше их ценность. Фотографии сопровождаются необходимыми надписями, на них проставляют дату название места, страны, области (провинции). Если это фотография человека, то надо указать его фамилию, имя, отчество, точное название должности.
Иными должны быть материалы, рассчитанные на специалистов. Профессиональный язык в данном случае не только оправдан, но и необходим. Отметим, что специалистам нужны статистические данные, факты, подробности. Графики, таблицы, диаграммы - та форма представления информации, которая имеет наибольшие шансы вызвать интерес у профессионалов.
Важным приемом общения со средствами массовой информации являются пресс-конференции. Они проводятся обычно в тех случаях, когда тема содержит элементы либо новизны, необычности, либо актуальности. Пресс-конференции дают прекрасную возможность, для распространения информации о ТЭП и предлагаемых ею туристско-экскурсионных продуктах. При их организации важно учитывать, что коктейли для прессы, которые нередко сопровождают пресс-конференции, слишком часто имеют тенденцию заменять собой саму пресс-конференцию, превращаясь таким образом в мероприятие имеющее меньшую общественную ценность, но более дорогостоящее.
Проведение малообоснованных пресс-конференций скорее всего повредит репутации фирмы. Помня о результатах такой встречи, следующее мероприятие представители СМИ могут просто проигнорировать.
Очень популярными во многих странах являются информационные поездки журналистов по выбранному маршруту за счет ТЭП. Приглашать в них надо ярких, талантливых и коммуникабельных журналистов. Их цель - получить впоследствии одну или несколько статей, психологическое воздействие которых отличается (по той причине, что корреспондент лично побывают в путешествии) от того, какое оказывает прямая реклама. Во многих случаях впечатление у целевых аудиторий бывает более выигрышным и более полным (эффект взгляда со стороны) при том что себестоимость организованных поездок в целом ниже, чем затраты на рекламу. Современные тенденции состоят в отказе от поездок больших групп журналистов (за исключением случаев, когда формируется единая группа с одинаковой целью). Вместо этого организуются индивидуальные поездки по точно определенным темам.
Если необходимо, чтобы название фирмы звучало продолжительное время, то требуется серия специальных мероприятий. К таким мероприятиям можно отнести конкурсы. Строго говоря, конкурсы относятся к формам sales promoutions. Но все элементы системы маркетинговых коммуникаций тесно связаны между собой, не случайно специалисты в последнее время все чаше говорят о теории интегрированных коммуникаций.
Важное место в пропаганде отводится организации интервью руководителей и специалистов ТЭП а также установлению доброжелательных, а по возможности и дружеских личных контактов с сотрудниками средств массовой информации (так называемого журналистского лобби).
В большинстве случаев от имени туристского предприятия в отношения со средствами массовой информации вступает ответственный за связь с прессой. Он выполняет следующие основные функции:
- предоставляет материалы средствам массовой информации;
- обеспечивает комплексные информационные услуги;
- следит за сообщениями печати, радио, телевидения, оценивает результаты, принимает при необходимости меры по опровержению информации.
2. Установление и поддержание связей с целевыми аудиториями служат укреплению взаимопонимания между ними и ТЭП. Для этого могут использоваться:
1. общефирменная коммуникация;
2. туристские мероприятия;
3. мероприятия событийного характера и др.
2.1. Общефирменная коммуникация представляет собой мероприятия направленные на более глубокое понимание общественностью специфики деятельности ТЭП. Это обеспечивается прежде всего путем участия в благотворительных акциях, общественной жизни города или территории, спонсорства в области культуры, спорта, здравоохранения и т.д.
Спонсорство и благотворительность - запланированное вложение денежных средств в некоммерческую деятельность в надежде на то, что результатом этого, будет улучшение имиджа фирмы и увеличение объема продаж. Необходимо тщательно выбирать мероприятия и объекты для спонсорства. Главным критерием является общественная значимость и известность мероприятий.
К элементам общефирменной коммуникации относится также пропаганда посредством распространения печатной продукции (рекламы, официальных отчетов о деятельности фирмы) в средствах массовой информации, среди деловых партнеров, постоянных клиентов, в учебных заведениях и т.д. Это во многом способствует формированию атмосферы открытости и доверия между фирмой и ее целевыми аудиториями.
Важное место в системе общефирменной коммуникации занимает также участие представителей фирмы в работе съездов, семинаров, конференций профессиональных и общественных организаций, публичные выступления (в школах, на предприятиях, собраниях обществ защиты прав потребителей и т. д.), участие в общественной жизни города, региона, в том числе в представительских и выборных органах, членство в различных ассоциациях.
2.2. Туристские мероприятия по своему характеру чрезвычайно многообразны. Они преследуют цели популяризации туризма в целом, страны, региона или туристского центра, создания имиджа фир.ме и предлагаемым ею маршрутам, программам, услугам. Примеры такой пропаганды — проведение дней туризма, дней фирмы, дней открытых дверей, гастрономических мероприятий (презентаций), пропагандистских кампаний (например, «Туризм и экология»).
2.3. Мероприятия событийного характера могут быть связаны с:
- юбилеем фирмы или годовщиной начала ее деятельности на конкретном рынке;
- внедрением на рынок нового туристского продукта;
- «юбилейным» клиентом (например, тысячный, десятитысячный и т.п.).
3. Отношения с органами государственной власти и управления направлены на получение возможности оказывать определенное влияние на принятие решений регулирующего характера, касающихся туристского бизнеса в целом и деятельности конкретного предприятия в частности.
Данное направление пропаганды может быть реализовано посредством следующих приемов:
- выдвижение «своих» людей в органы государственной власти и управления (формирование лобби);
- приглашение руководителей различного уровня к участию в торжествах, устраиваемых ТЭП;
- лоббизм, заключающийся в работе с законодателями, правительственными и иными чиновниками, с целью добиться принятия или недопущения принятия какого-либо официального решения: консультирование, предусматривающее предоставление рекомендаций официальным органам по актуальным проблемам туризма (экскурсионного обслуживания) и его общественной значимости.
4. Усилия в сфере PR направлены на создание высокой общественной репутации фирмы. Репутация зависит от многих факторов, в том числе и от поведения сотрудников: оттого, насколько персонал квалифицирован и доброжелателен к клиенту, умеет вести с ним диалог. Для ТЭП это особенно важно: именно в общении с людьми состоит основная работа коллектива такого предприятия и напрямую зависит коммерческий успех его деятельности. Не имеет смысла тратить деньги на рекламу, если сотрудники невежливы или равнодушны к клиентам. В этом случае, чем мощнее рекламная компания, тем больший ущерб может быть нанесен предприятию. Сотрудник фирмы будет добросовестно трудиться и станет носителем положительной информации о компании только в том случае, если эта компания проявляет за6oтy о нём самом.
5. Внутрифирменные FR-мероприятия, такие как информирование о текущем состоянии дел и перспективах развития фирмы (члены коллектива должны регулярно получать сведения о своей компании не от партнеров и клиентов, не из сообщений СМИ, а в самой компании), осуществление акций, направленных на сотрудников во внерабочее время (мероприятия социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера), и другие позволяют решать эту задачу.
Вывод.
Отличительные черты пропаганды (широкий охват целевой аудитории, многообразие применяемых форм, достоверность, ориентация на долговременную перспективу, возможность эффективного представления фирмы и ее услуг, невысокая стоимость контакта с целевой аудиторией) делают ее достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций. Однако, к сожалению, большинство ТЭП использует пропаганду недостаточно. А ведь она в отличие от других средств коммуникаций не требует значительных средств, более того, пропаганда очень часто оказывается даже эффективнее рекламы. Это связано с тем, что потребители нередко с большим доверием относятся к ненавязчивым и объективным пропагандистским обращениям, которые носят информационно-познавательный характер, чем к броским рекламным объявлениям.
Сфера PR сложна и многогранна. Связи с общественностью должны быть объектом тщательного планирования. Мероприятия PR следует координировать с другими действиями на рынке. На эти цели должна быть выделена особая часть бюджета.