Особливості театру давнього Риму у епоху імперії
История театра Древнего Рима подразделяется на два больших периода:
театр рим драма гладиаторский колизей
1-й период можно охарактеризовать как момент формирования и расцвета римского театра.
2-й же, имперский - как период стремления театра к не-театру.
Формировался римский театр под влиянием двух основных факторов - исходно существовавшей народной балаганно-театральной традиции, породившей жанр ателланы, фарсовой шутки, с четырьмя постоянными комическими масками: клоуном-хитрецом и клоуном-простаком, Букконом и Макком, добродушным стариком Паппом и учёным шарлатаном Доссеном.
А вторым фактором был приход на италийскую землю греческого театра - уже сложившегося, профессионального, со всей мощью драматургической традиции.
Италия, имевшая до прихода греческого театра какие-то представления о комедии, в отношении трагедийного жанра ничего противопоставить Греции не могла. Начались попытки «переварить» и адаптировать греческую драму для римских подмостков.
Но специфика истории и менталитета древнего Рима не позволила ему воспринять вполноте и действительно «переварить» её.
Сначала были попытки переделок греческих образцов - начали с трагедий Эврипида, затем добрались и до Эсхила с Софоклом. Но мифологическая, культовая основа сюжетов была здесь не ко двору. Патетика завоеваний и завоевателей древнего и нового Рима - вот что импонировало и «потребителям» и «заказчикам» молодого Римского театра. И греческая трагедия скоро начала сдавать позиции: высокая драма всё больше превращалась в шоу.
Надо сказать, что в Риме, как и в Греции, Театр был делом государственным. Вот только «госзаказ» олигархического строя римской Республики, и тем более Империи, был весьма специфическим…
Греческая трагедия начала изменяться на римский лад: убрали хор - наследние культовых истоков драмы - здесь он был не нужен. Зато усилилась роль сольных арий и речетативов.
Закон трёх актёров греческого театра так же был «ни к селу» для римских поэтов, располагавших огромными труппами, состоявшими из рабов. Сотни актёров и статистов наполнили римскую трагедию,сделав её иллюстративно-массовой.
Ну и конечно, контекст требовал изменения сюжета. Так появилась претекстата - «драма пурпурного плаща». Название это она усвоила от традиционного костюма героев этой драмы - пурпурных плащей консулов и полководцев.
Заметим, что при всей уже тогда проявлявшейся склонности римского театра к шоу, именно римскому театру мы обязаны созданием жанра исторической драмы, живущему до сих пор…
Пока олигархический строй римского государства ещё имел какую-то государственную идею, римское общество и, как следствие, римский театр продолжали быть и развиваться. Но, как свидетельствует История, олигархическое общество не может расчитывать на долгую жизнь. Оно не воспринимает идею Государственности как залог существования той страны, на почве которой и возникла данная олигархия, потому оказывается не жизнеспособным.
Страшен поистине всенародный клич «Хлеба и зрелищ!» - клич народа, при попустительстве властей всё более опускающегося до состояния быдла…
Жажда зрелищ постоянно разжигалась в народе, пока не дошла до состояния противоестественной ненасытности. Кровь полилась уже не бутафорская.
Гладиаторские бои и звериные травли начали соперничать с театром, появилась чудовищная мода театрализовывать казни.
К примеру, приговорённого к смерти выводили в одежде Орфея, скалы и деревья - чудеса новой техники - кружились вокруг него, порхали птицы… пока наконец, выпущеный из люка медведь не разрывал осуждённого. Другого наряжали Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре.
Раннехристианская литература сохранила много свидетельств о таких казнях. А в качестве полемики с Христианством была популярна в то время мимическая ипотеза о разбойнике Лавриоле. В конце Лавриола распинали на кресте и актёр, его игравший, нередко умирал на сцене от потери крови. Такова была цена зрелищ.
Вот оно, самое знаменитое театральное сооружение Древнего Рима - Колизей Флавия. Изнутри это пространство отнюдь не вызывает эстетического восторга. Скорее напоминает адское чрево, готовое к перевариванию кровавых шоу.
Да и снаружи этот свидетель былого великолепия, зияя мёртвыми провалами арок вызывает смутную тревогу. Умерло чудовище, или только затаилось?..
Но вернёмся к фактам - немногим, что нам известны.
Известно, что в отличие от Греции, где поэты воспринимались как украшение нации,им открывались даже высшие государственные должности - в Риме относились к сословию презираемому и состояли, в основном, из рабов и вольноотпущенников. Ну а ремесло актёра просто налагало печать бесчестья и даже - до эпохи империи - лишало гражданских прав.
Парадоксально, но при этом именно история Римского театра донесла до нас - через несколько тысячелетий - имена прославленных актёров того времени. Удивительный факт, учитывая насколько недолговечен «продукт» актёрской профессии…
Свидетельства об этих актёрах появляются около 100-го года до н.э. Это - Росций, известный как актёр комедии и Эсоп - трагический актёр. Они создали и свои актёрские школы.
Но процесс распада театра продолжался и вместе с Римской Республикой почила и Высокая трагедия.
Началась эпоха Империи и вместе с ней мощнейший расцвет театра, но театра совсем иного.
Дни театральных представлений, прежде приуроченных, как и у греков, к определённым праздникам, теперь всё увеличивались, пока не стали достигать до 150 дней подряд. Расходы на постановки возросли колоссально, хотя и прежде были немалыми. Одна постановка могла стоить целой имперской провинции.
Но «кормить» народ зрелищами продолжали массово и общедоступно. В театр допускались люди всех сословий - кроме рабов, не имевших гражданских прав. Драму и даже классическую комедию вытеснила наконец народная ателлана со своими Макками и Букконами и благодушно приняла в свои ряды и цирк и бои гладиаторов и наконец откровенно-эротический мим. Караваны экзотических зверей - тигров, слонов, жирафов - тянулись по всем дорогам в Рим, к началу представления. Представители бесчисленных народов Империи в диковинных нарядах и вооружении сражались и умирали на арене Колизея. Арена могла наполняться водой и тогда устраивались и «морские» сражения. Потешиться таким театром стремились все, от простолюдинов в имперского двора. Сам Нерон весьма любил покрасоваться на сцене. Сохранились свидетельства о любимых ролях Нерона - ослеплённого Эдипа, Федры и безумного Геракла.
Всё большую популярность приобретала пантомима, становившаяся всё более откровенной и эротичной. В этих пантомимах на сцену впервые вышли женщины.
Что было дальше… Как бесславно закончил свои дни некогда славный Рим, пересказывать не имеет смысла.
А вот Букконы, Макки и Доссены оказались весьма живучи и через несколько веков дали жизнь основным персонажам комедии Возрожден
20. Середньовічний фарс (пит 2 та 16)
21. Есхіл "Орестея"
В этой трагедии Эсхил, будучи восторженной и пламенной натурой, ни в каком случае не мог быть беспристрастно-объективным изобразителем исторических судеб своего народа, одинаково равнодушным ко всем его периодам, ко всем его деятелям и ко всем волновавшим его в те или другие времена идеям и настроениям.
У Эсхила, конечно, была своя собственная точка зрения на историю и на современность, которая и заставляла его оценивать историю своего народа только в одном, и очень определённом направлении. Это была точка зрения афинского патриота, горячо защищавшего гегемонию Афин, и полагавшего, что афинская гражданственность и государственность являются разрешением всех мучительных противоречий прошлого, включая борьбу матриархата и патриархата и распад родового строя вообще.
В «Орестее» Эсхила показан реальный переход от кровавых ужасов старины к разумному устроению жизни с помощью справедливейших и гуманно действующих учреждений, когда сам Аполлон посылает Ореста для разбирательства его дела к мудрейшей богине, возглавляющей демократическое государство, во избежание крайностей анархии и тирании. Ввиду большого количества хоров в «Орестее» и их значительных размеров жанр этой трилогии приходится квалифицировать всё ещё как ораторный. Историческую основу «Орестеи» составляет прежде всего борьба Аполлона и Эриний. Эсхил, безусловно, находился под влиянием распада общинно - родового строя, которое отражалось в мифологии чисто мифологически, в виде мифа о родовом проклятии и гибели целых поколений в результате этого проклятия, множества совершённых в следствии него преступлений. Трилогия разработана при помощи древних героических образов, к которым присоединяются так же и образы богов и демонов. Это обычный для Эсхила монументально-патетический стиль.
22. Театр еліністичного періоду. Організація вистав, акторське мистецтво (пит 1, 10, 15)