Майкл Хардт, Антонио Негри 3 страница
XXXII
Глашатаи нового мира
жений скрывалось коммунизмом, который был первым «сетевым» противником Запада, хотя и воспринимался в обличье социалистических стран, то есть национальных государств. «Считалось, - пишут М. Хардт и А. Негри, - что у основного суверенного врага просто очень много агентов; [но] после завершения "холодной войны" национальные государства уже не застят горизонт, и сетевые враги полностью вышли на свет» (с. 78). Однако этот их «выход» можно назвать таковым только с большой натяжкой; несмотря на то, что сегодня более или менее понятно, откуда исходит угроза, непосредственный источник опасности в большинстве случаев остается скрытым даже от глаз профессиональных борцов за безопасность. Враги глобальной Империи практически неуловимы, да и масштаб противостоящих «армий» не вполне ясен (подробнее см. ее. 48-49). Для подавления такого сопротивления американцы и их союзники используют так называемую «серую» стратегию, в которой смешаны военные и гражданские компоненты, а военная сила самыми разнообразными способами сочетается «с социальным, экономическим, политическим, психологическим и идеологическим контролем» (с. 75).
Но и самые изощренные методы контроля не обещают полной и окончательной победы. В конфликтах, происходящих в этой «серой» зоне, силы Империи оказываются недостаточными, что подтверждает опыт не только Вьетнама 1960-1970-х годов, но и Ирака 2000-х (подробнее см. с. 74). «В мире, где... насилие не будет [считаться] легитимным, в принципе допустимо называть всякое насилие терроризмом» (с. 43), утверждают М. Хардт и А. Негри, и они несомненно правы. А коль скоро американские военнослужащие в Ираке или российские солдаты в Чечне воспринимаются местным населением как сеющие смерть террористы, вся разработанная в США или России идеология антитеррористической борьбы оборачивается против самих борцов с террором, а сетевые структуры, противостоящие им, начинают множиться с невиданной быстротой. Когда же та или иная «страна... пытается оттолкнуть от себя сеть, это напоминает попытку отмахнуться палкой °т набегающей волны (курсив мой - В.И.)» (с. 85). Результатом становятся разочарование и паника; законопослушное насе-
XXXIIIВ. Иноземцев
ление начинает понимать, что «война с террором» приводит к свертыванию свобод и упадку того общества, в котором ему привычно жить; но в то же время отказ от борьбы тоже не сулит ничего хорошего... «Если мы ничего не предпринимаем, то нас уничтожают наши враги; если мы начинаем воевать с ними, то все равно в конце концов губим сами себя» (с. 23) -вот печальный вывод авторов.
Это - одни из самых впечатляющих выводов в книге М. Хардта и А. Негри. Трудно не согласиться со многим из того, что они пишут относительно иллюзорности победы в войне с террором. Похоже, что современные политики, все больше втягиваясь в борьбу с этим несомненным злом, утрачивают чувство реальности, оказываются все сильнее скованными примитивными идеологическими предрассудками. Читатель найдет в книге немало убедительных доказательств, что у современного «обострения» антитеррористической борьбы есть свои вполне понятные причины, и большинство наличествующих тенденций свидетельствует о том, что эта борьба не будет выиграна.
Однако, читая о перипетиях всепроникающей глобальной войны и охотно соглашаясь с тем, что она не может быть выиграна, невольно ощущаешь какую-то неполноту рисуемой в книге картины. Если войну нельзя выиграть, значит ли это, что ее можно проиграть? Но на этот вопрос М. Хардт и А. Негри не отвечают; они предпочитают говорить о бесперспективности войны с сетевыми организациями, но не предсказывают их «победы» над глобальной Империей. Понимать ли это так, что война окажется бесконечной? И вообще - есть ли в ней силы, с которыми можно было бы солидаризироваться? Ведь если возможен мир, где всякое насилие становится нелегитимным, и терроризмом можно называть в таком мире практически любое насилие (см. с. 43), то под определение терроризма будет подпадать всякое принуждение вообще, а любую власть можно объявить в таком случае диктатурой. Да, «армии Империи» представляют собой сборище наемников, а не вооруженный народ, что могло бы соответствовать республиканской традиции (см. с. 69). Но ведь современный мир характеризуется «тяжелыми раздорами и иерархиями, которые рас-
XXXIV
Глашатаи нового мира
калывают его вдоль региональных, национальных и местных разломов... [В этих условиях] и односторонность, и многосторонность, как их до сих пор понимали, не только нежелательны, но и нереализуемы,.. причем попытки их насаждения не принесут успеха в плане поддержания уже сложившегося всемирного порядка... Империя - это... единственная форма власти, которой удастся сохранить теперешний глобальный порядок на длительное время» (с. 3). Так стоит ли бороться, чтобы максимально приблизить желанный момент разрушения этого порядка? Стоит ли препятствовать его саморазрушению, которое набирает обороты? М. Хардт и А. Негри не дают четкого ответа на эти вопросы. И если в эмоциональном плане они явно поддерживают замысел разрушения Империи, то перспективы того, что в последнее время называют «безвластным миром»1", вообще не попадают в поле их зрения.
Хотя, впрочем, это не совсем так. Альтернативой миру Империи они считают мир Множества, который призван заменить имперскую фрагментированность торжеством человеческого Общего. По их мнению, традиционная «противоре- , чивая концептуальная пара - идентичность и особость, - не составляет адекватного контекста для понимания того, как организовано множество,.. [антропология которого] есть антропология единичного и общего» (с. 163). Они полагают, что иерархичность и дисциплинированность обществ эпохи мо-дернити может быть с успехом заменена творческим взаимодействием сингуляриев, составляющих множество (см. ее. 110-111); «[демократическая] организация [множества], - пишут М. Хардт и А. Негри, - становится в меньшей степени средством, и в большей - конечной целью как таковой» (с. 111). Конечной же «целью» этой «цели» объявляется формирование поистине «новой исторической общности» людей: «Общий интерес... не переходит в абстрактную форму под контролем государства. Он возвращается к личностям, которые сотруд-
Эту проблему эксперты и аналитики нередко затрагивали в своих публикациях после 11 сентября 2001 г., но в наиболее жесткой форме она была поставлена британским историком и экономистом Н. Фергюсоном (см. его статью: Ferguson, Niall. The World Without Power" in: Foreign Policy, 2004, July-August, no. 143, а также статью, написанную специально для журнала «Свободная мысль-XXI»: Фергюсон. Найелл."Мир без сверхдержавы" в: Свободная мькль-ХХ1, 2005, № 1, ее. 21-30).
XXXVВ. Иноземцев
ничают в общественном, биополитическом производстве: это публичный интерес, который находится не в руках у бюрократии, а демократично достигается множеством. Он совпадает с хозяйственной, или биополитической активностью, которые мы анализировали ранее, говоря об общности, порождаемой всеми кооперативными и коммуникативными видами труда... Речь идет о создании новой формы социальной организации, способной заменить систему суверенитетов, формы, в которой личности контролировали бы через свою биополитическую активность блага и услуги, обеспечивающие воспроизводство множества. Все это ознаменует переход от рес-пуб-лики (Res-publica) крес-коммуне (Res-communis) (курсив мой - В.И.)» (ее. 256-257). Однако эти рассуждения о взаимодополняемости единичного и общего (см., напр., также ее. 378-379) несколько девальвируются содержащимся в работе признанием того, что множеству «нужно трансформировать [свое] сопротивление в какую-то форму конституирующей силы, создающей общественные взаимоотношения и институты нового социума (курсив мой -В.И.)» (с. 420).
И это очень примечательный момент. Слово «нужно» вообще-то применимо к большинству рассуждений М. Хардта и А. Негри о желанном будущем. Когда они говорят, что эволюция множества приводит к тому, что «решение установить законные права приходит в процессе коммуникации и сотрудничества между личностями» (с. 255), то имеется в виду, что «нужно, чтобы оно формировалось именно так»; когда пишут, что множество считает «полезной только ту демократию, которая полагает мир своей наивысшей ценностью» (с. 380), нужно понимать, что речь также идет именно о долженствовании, а не фактах. И не забывать, между прочим, что нынешние ястребы из Пентагона стремятся расширить пресловутую «зону демократии», исходя из того же самого тезиса, согласно которому демократии не воюют друг с другом.
Очевидную неопределенность перспектив М. Хардт и А. Негри пытаются компенсировать энергичной риторикой и оппозиционностью нынешней имперской власти. Эта власть, говорят они, стремится сегодня сакрализовать себя посредством всех имеющихся у нее способов; но она не святая, а лишь
XXXVI
Глашатаи нового мира
«святейшая» {см. ее. 393-394); первично сопротивление, а не власть, - даже «несмотря на то, что привычное употребление данного термина намекает на противоположное» (с. 88). В общем, «никакому суверену не дано уничтожить форму воплощения надежды и спасения, принадлежащую множеству. В противном случае, если верховный руководитель становится тираном, а его власть - безусловной и абсолютной, то саму верховную власть нужно поставить под вопрос и уничтожить» (с. 394). Но что потом? На этот вопрос тоже нет ответа...
Еще одну попытку дать читателю представление о том, каким они видят будущий миропорядок, М. Хардт и А. Негри предпринимают, описывая сопротивление множества в рамках весьма странной методологии его «исхода». По их мнению, «биополитический» характер современного глобального производства обусловливает тот факт, что «мировое население постепенно становится необходимым верховной власти [Империи] не только в качестве производителей, но и в качестве потребителей, пользователей или участников в интерактивных потоках общей сети»; соответственно, «те, кем правит Империя, могут быть подвергнуты эксплуатации - фактически их общественная производительность и должна эксплуатироваться, - но как раз по этой причине их и нельзя исключить» (с. 404). Отсюда они делают вывод, что «в политике, как и в экономике, оружие, которое постоянно остается в распоряжении управляемых, - это угроза, что они откажутся от своего порабощенного положения и выйдут из этих взаимоотношений вообще. Акт отказа от отношений с сувереном есть своего рода исход, уход от сил подавления, порабощения и угнетения в поисках свободы (курсив мой - В.И.)» (с. 401). Однако в таком утверждении М. Хардт и А. Негри пренебрегают, на мой взгляд, реальностью во имя апологии идеи. Сегодня как никогда ясно видно, что господствующий капиталистический класс не нуждается в глобальном эксплуатируемом населении в той степени, в какой прежде буржуа были необходимы пролетарии. И можно сколь угодно пространно рассуждать о множестве, производящем «общее», но нельзя не признавать, что торговые и инвестиционные потоки стремительно замыкаются в группе развитых стран, а «значительная часть мирового
XXXVIIВ. Иноземцев
населения» настоятельно предлагает себя в качестве самой низкоквалифицированной - отнюдь не творческой! - рабочей силы, различными тайными путями пробираясь в развитые страны, а вовсе не предпринимает попыток театрально обставить свой исторический исход из них.
Еще менее убедительно описание движущих сил ожидаемой М. Хардтом и А. Негри социальной трансформации. Рассказывая о множестве, они не устают повторять, что «до тех пор, пока мы остаемся в плену подходов времен модернити, определяемых альтернативой - либо суверенитет, либо анархия, понятие множества останется невразумительным» (с. 259). Поэтому «ростками» нового мира они называют прежде всего самоорганизующиеся сетевые сообщества, которыми так богат современный мир. М. Хардт и А. Негри так самозабвенно радуются успеху антиглобалистских движений, сорвавших в 1999 году встречу ВТО в Сиэтле {см. ее. 348-352), так подробно описывают опыт организаций, борющихся за права сексуальных меньшинств {см. ее. 247-249), и так безапелляционно оценивают усилия лос-анджелесского движения «Справедливость для дворников» в качестве «весьма успешных и креативных» (с. 266), что иногда даже упускаешь из виду, что срыв встречи трудно назвать креативным (т. е. происходящим от слова «сотворять») действием или что борьба дворников направлена почти исключительно на изыскание более выгодной для себя формы «подстелиться» под глобальную мощь Империи, но отнюдь не разрушить ее.
Пора подводить итоги. Нет никакого сомнения в том, что книга о «Множестве» станет важной вехой в развитии леворадикальной политической мысли. По сути, здесь мы имеем дело с первой серьезной попыткой осмыслить изменения, происшедшие в мире с середины 1970-х годов - т. е. со времени формирования основ постиндустриального общества, - в рамках марксистской интеллектуальной парадигмы. М. Хардт и А. Негри пошли «другим путем», явно не совпадающим с тем, что считался для «марксистов» традиционным в последние десятилетия XX века. Они не исследовали очередной, неведомо какой по счету период «общего кризиса капитализма», вы-
XXXVIII
Глашатаи нового мира
являя обострение противоречий, от рождения присущих существующей системе, а смело пошли вперед, пытаясь обнаружить так много отличий нынешнего мира от прошлого, как это только возможно. И в анализе новых особенностей современного нам глобального порядка М. Хардт и А. Негри преуспели как, пожалуй, никто другой из ныне пишущих марксистов. Их теоретические выкладки - пример исключительной интеллектуальной смелости. Их отрицание всех и всяких стереотипов достойно самого искреннего восхищения. Концепция нематериального производства, идея противопоставления сингулярия и множества, обоснование нынешнего этапа развития как провоцирующего непрекращающуюся глобальную войну - все эти оригинальные положения достойны стать незаменимыми элементами современной марксистской теории. Эта теория сегодня жива и, несомненно, будет жить, пока в свет выходят столь новаторские теоретические исследования.
Книга М. Хардта и А. Негри открывает новые перспективы перед сторонниками левых идей - если не в плоскости практической борьбы, то во всяком случае - в теоретической сфере. Это особенно важно для России, где на протяжении пятнадцати лет целенаправленного демонтажа «реального социализма» левая идеология пришла в глубокий упадок, причем не столько из-за гонений на нее, сколько по причине неспособности ее адептов сколь-либо творчески осмыслить происходящие в мире (и даже в стране) процессы. Сравнивая позиции нынешних российских коммунистов, в экономике ратующих за усиление государственного контроля, а политически спекулирующих на восстановлении «национальной идентичности» и укреплении государственности, с рассуждениями авторов книги, можно легко видеть, как безнадежно далеко отошли российские левые от коммунистических идей.
Однако работа М. Хардта и А. Негри заметно уступает в глубине теоретического осмысления действительности такому образцу, как, например, «Капитал» К. Маркса. В отличие от основоположника марксизма, М. Хардт и А. Негри предпочли строгой научной структуре исследования публицистический и предельно заостренный стиль книги. Возможно, они решили, что методологическим экскурсам не хватит убедитель-
XXXIXВ. Иноземцев
Глашатаи нового мира
ности и солидности. Такой выбор, увы, кажется ошибочным -самыми неубедительными в книге оказались не теоретические рассуждения, а те фрагменты, в которых предприняты попытки подтвердить справедливость теоретических выводов примерами из практической жизни. Более того, отказавшись пойти по пути Маркса-теоретика, М. Хардт и А. Негри в полной мере повторили ошибки Маркса-революционера. Несколько лет назад мне приходилось писать о том, что логика развития «экономической общественной формации», выявленная основоположниками марксизма на основе глубокого философского анализа предшествующих этапов исторического развития, практически не применяется ими к оценке революционных перемен, опосредующих смену экономической формации коммунистической". М. Хардт и А. Негри продвинулись, на мой взгляд, дальше Маркса в методологическом аспекте; они сумели отбросить идею пролетарской революции - на том очевидном ныне основании, что рабочий класс не является в XXI веке тем социальным субъектом, который может взять на себя переустройство общества. Однако, как и Маркс, они пытаются представить описываемую ими социальную трансформацию как дело ближайшего будущего, и в попытках доказать это им приходится выискивать некие намеки на формирование новой социальной реальности, которые оказываются отнюдь не убедительными. Видимо, ощущение того, что «иной мир [не только] возможен», но и просто стоит у порога, неискоренимо у всех борцов за социальную справедливость. Следует, разумеется, отметить, что оброненная М. Хардтом и А. Негри в заключительной части их работы примечательная фраза - «наша книга посвящена теории, а потому тут не место прогнозам о том, насколько близко подошло время для принятия революционного политического решения» (с. 431) -служит обнадеживающим свидетельством того, что эти два революционера, в отличие от многих своих предшественников, не будут из искры раздувать пламя и пытаться ускорить естественно-исторические процессы.
Опубликовав свою книгу, М. Хардт и А. Негри оставили
" Подробнее см.: Иноземцев, Владислав. К теории постэкономической общественной формации, Москва: Таурус, Век, 1995, ее. 113-154.
XL
своим последователям бескрайнее поле для дальнейшей работы. Они показали, что сегодня на авансцену «биополитического производства» выходит весьма своеобразная деятельность, по сути своей не всегда сводимая к труду, в большинстве случаев несопоставимая с активностью других людей, не воплощающаяся в стоимостных оценках - по сути своей неэкономическая. С этой деятельностью и ее субъектом они связывают перспективы преодоления эксплуатации и разрушения капиталистической Империи. Эта точка зрения должна быть признана основательной и серьезной - хотя бы потому, что возникающее новое основание деятельности общества практически однозначно лишает его всякой возможности развиваться в прежнем капиталистическом русле.
Однако в том материальном мире, где живет сегодня подавляющее большинство населения планеты, пока не существует форм и методов эффективной координации нематериалистически мотивированной деятельности. Пресловутое «общее», не воплощаясь в индивидуальном (или сингулярном) интересе, вряд ли может стать основой для поступательного общественного прогресса. По крайней мере, нам не назвали ни одного примера действий «множества», которые были бы направлены на что-то, кроме борьбы с Империей - и то порой принимающей, как пишут М. Хардт и А. Негри, форму неких «карнавальных действий» (подробнее см. с. 259-263).
Апологетизируя «сопротивление», поднимая его до уровня самодостаточной сущности, авторы «Множества» ставят себя в трудную ситуацию. Будучи прекрасно знакомы с историей освободительных и протестных движений, они убедительно показывают, как недемократическое меньшинство не раз и не два с легкостью узурпировало власть в ходе освободительной борьбы (подробнее см. ее. 95-99), что низводило эти движения, начинавшиеся с гуманистических лозунгов, до инструментов утверждения нового авторитаризма. Уверены ли они, что «множество» способно не повторить этих ошибок? Может быть, но едва ли этой уверенностью проникнется значительная часть читателей. Убеждены ли авторы «Множества», что Империя должна быть разрушена, какой бы ни оказалась Цена этого разрушения? Да, но и в таком случае перспективы
XLIВ. Иноземцев
остаются слишком туманными, чтобы их можно было воспринимать как стимул для непосредственных решительных действий.
Все эти вопросы будут, несомненно, прояснены в ходе дальнейших исследований и социальных экспериментов. Их будет еще много - намного больше, чем могут сегодня представить себе нетерпеливые революционеры. Поэтому у последователей М. Хардта и А. Негри хватит «работы» на долгие годы. А в том, что число таких последователей будет умножаться во всем мире, после прочтения книги не остается сомнений.
Владислав Иноземцев
XLII
Предисловие к русскому изданию
Представляя свою книгу российским читателям, мы хотели бы сказать несколько слов о самих себе. Хотя формально мы оба не принадлежим ни к какой партии, мы - коммунисты в том смысле, который вложен в это слово продолжительной традицией пролетарской борьбы и который, как мы считаем, не имеет никакого отношения к системе «реального социализма», существовавшей в годы «холодной войны». Эта система никак не связана с тем, что символизирует для нас коммунизм, -а это прежде всего уничтожение государства, критика частной собственности и установление того, что мы называем абсолютной демократией.
Каждый из нас по-своему шел к написанию этой книги; изложенные в ней мысли и идеи формировались у нас на протяжении многих лет и оттачивались в долгих дискуссиях и обсуждениях. Но неизмеримо более важным представляется то обстоятельство, что наша книга стала результатом дискурса, который был начат не нами и в котором мы являемся не более чем двумя из многих участников. Как и другие наши работы, эта книга - продукт самогу массового движения, частью которого мы себя считаем. Многие элементы ее новизны лишь отражают то новое, что возникло в ходе теоретических и практических новаций, предпринимаемых множеством. Для нас все наши книги - это в полной мере плод широкой коллективной деятельности.
При этом мы оба в равной степени ответственны за каж-Дьщ тезис, за каждое слово в этой работе. За годы совместного творчества мы организовали его таким образом, который де-
XLH1Предисловие к русскому изданию
Предисловие к русскому изданию
лает каждую нашу книгу в полном смысле слова общей. Свои проекты мы начинаем с продолжительной и основательной дискуссии, в которой рождается план сочинения, разделенного на вполне определенные части; затем каждый из нас пишет наброски отдельных глав новой книги. Впоследствии мы обмениваемся этими набросками, переписывая то, что было сделано другим, добавляя новые данные, мнения и аргументы. Затем снова происходит то же самое, и текст переписывается вновь - столько раз, сколько потребуется для того, чтобы каждый из авторов признал его своим, хотя на деле он оказывается столь общим, что никто из нас не может в результате с уверенностью утверждать, кем же именно была написана та или иная часть книги.
Даже в этом мы - приверженцы множества. Поэтому мы считаем себя интеллектуально и практически связанными с прошлым и настоящим коммунистического движения. Обращаясь к нему в поисках вдохновения и сверяя результаты наших исследований с коммунистической теорией, мы не можем не замечать, насколько серьезно эта традиция модифицирована в последние годы сторонниками альтерглобализма. В аль-терглобалистском движении мы различаем элементы как продолжения, так и трансформации трех упомянутых выше проектов: борьбы против государства, ныне направленной как против национальных правительств, так и против наднациональных структур, подобных Европейскому Союзу или «большой восьмерке»; критики частной собственности, обращаемой на новые явления - от неолиберальных схем приватизации и неравноправных торговых соглашений (таких как НАФТА) до кодификации нематериальной собственности (интеллектуальной, собственности на генетическую информацию и т. д.); движения к демократии, которое в том или ином виде проявляется практически всюду - от возмущения антидемократической природой как национальных, так и глобальной систем власти до поиска более демократических форм организации самих протестных движений.
Сами эти движения представляют собой прежде всего продолжение и развитие пролетарской критики (понимаемой в марксистском смысле - как преодоление и отрицание) труда и
XLIV
эксплуатации в эпоху кардинальных изменений в самом способе производства. То, что мы именуем множеством, является поэтому классовым понятием. В нем фокусируются представления и требования трудящихся, а также обозначаются линии вызревания нового классового противостояния в современных условиях.
Обращаясь к альтерглобалистским движениям как к примеру продолжения борьбы трудящихся, мы не ограничиваем эту борьбу данными масштабными формами протеста. Напротив, мы считаем, что особое внимание следует обращать на каждодневное сопротивление неолиберализму, постоянно возникающее практически на каждом рабочем месте, в каждой ячейке общества. В это сопротивление естественным образом входят борьба иммигрантов [против этнической исключенное™] и выступления против любых проявлений расизма, провоцируемых отдельными правительствами. Если принять во внимание все эти формы протеста, можно представить себе, сколь масштабны те формы и практики борьбы, о которых мы ведем речь в нашей книге.
Эта борьба трудящихся неразрывно связана сегодня с требованием демократии - не имеющей, однако ничего общего с той «демократией», которую режим Дж. Буша пытается навязать Ираку и утвердить в других регионах мира. Когда президент говорит о «демократии» или «свободе», нам остается лишь удивляться, каким упрощению и извращению подверглись в современном мире эти важные понятия. В наши дни демократия в лучшем случае предусматривает периодические выборы, приводящие к ограниченным изменениям в правящей элите. Но гораздо чаще в рамках этого извращенного понимания демократическим считается только то, что делается по образцу и в соответствии с волей Соединенных Штатов.
Сегодня мы как никогда нуждаемся в новом открытии демократии. Это жизненно необходимо для того, чтобы очистить смысл этого понятия от нынешних извращений. Последнее, заметим, не означает возврата к прошлому. Переосмысление и реконцептуализация демократии предполагает создание теории и освоение практики демократии, адекват-Hbix ситуации, сложившейся в современном глобальном мире.
XLVПредисловие к русскому изданию
Именно поэтому сегодняшняя демократия не может считаться универсальной, и наша задача - выявить именно универсальные ее формы.
В этой связи следует также признать, что границы национальных государств, отделяющие народы друг от друга, а порой и разделяющие их, не имеют прежнего значения, когда речь заходит о демократическом процессе. Линии классового противостояния; иерархии и рубежи разделенности; направления миграции и усилия по ее ограничению не признают национальных пределов. Для создания теории демократии, соответствующей современной глобальной реальности, необходимо новое географическое воображение, свободное от стереотипов, связанных с наличием строгих границ между национальными государствами.
Попыткой отрицания этих границ, причем одной из первых, стала большевистская революция в России. С сегодняшних позиций очевидно, что русский коммунизм представляет собой как впечатляющее достижение, так и масштабную неудачу. Советский Союз был несомненным успехом, так как ознаменовал качественно новый этап в борьбе трудящихся за свое освобождение и дал пример попытки их творческой самоорганизации. При этом, разумеется, нельзя забывать об историческом значении той борьбы, которую Советский Союз вел против фашизма - как в ходе [Второй мировой] войны, так и во многих других политических противостояниях. В обоих отношениях мы все глубоко обязаны советскому народу.
В то же время советский эксперимент оказался неудачным - и прежде всего потому, что он породил серьезные препятствия д/^я развития самого рабочего класса, особенно когда демократия и свобода стали требованиями времени. К концу XX века, когда развитие современного способа производства и появление новых технологических возможностей радикально изменили как содержание производственных процессов, так и формы их организации, советская система продемонстрировала неспособность предоставить трудящимся такую степень свободы и такие возможности самоорганизации, которые соответствовали бы новым возможностям и новому потенциалу рабочего класса. В этом смысле, революция не
XLVI
Предисловие к русскому изданию
смогла перерасти саму себя и потерпела крах - вместо того чтобы оказаться источником постоянного развития.
Современная Россия находится в сложной ситуации. С одной стороны - если судить по доходам и благосостоянию ее граждан, - она безусловно относится к числу второстепенных стран в мировой хозяйственной системе. С другой стороны -если принимать во внимание ее богатства, - Россия занимает значимое место в современном мире. При этом к ее богатствам мы причисляем отнюдь не только естественные ресурсы, хотя они, разумеется, играют важную роль. Основное богатство России - это ее социальный, а не материальный капитал. Уровень образования и культуры населения, а также чувство причастности людей к обществу и ощущение социальной ответственности - вот то, что, на наш взгляд, в наибольшей мере характеризует сегодня российский народ.
Ценнейший опыт революционного и коммунистического прошлого России представляется нам ее величайшим ресурсом, который может и должен быть использован для будущего развития. Это, разумеется, не значит, что нужно предаться ностальгическим воспоминаниям о прошлом, но исторические прорывы прежних лет могут стать своего рода интеллектуальной и практической базой для инициирования смелых проектов, отвечающих требованиям нового времени.