Тема 17. Буржуазные реформы 60–70-х годов XIX века и современность
1. Кризис феодализма и необходимость буржуазных реформ.
2. Реформы управления, суда, просвещения, военного дела. Контрреформы.
Реформы Александра II вошли в историю как эпоха великих перемен. Надо показать, что уже к середине XIX века феодальный способ производства исчерпал себя и вступил в полосу глубокого кризиса. Освещая проблему отмены крепостного права, студент должен раскрыть ее буржуазный характер, в частности то, что она изменила базис экономики, создала рынок свободных рук и тем самым способствовала более быстрому, чем это было до нее, развитию капитализма. Смена экономического базиса потребовала смены и идеологической надстройки. Так появляются на свет реформы управления, суда, просвещения, военного дела. Следует раскрыть их содержание, при этом необходимо показать, как они способствовали утверждению буржуазного способа производства, а также в чем их актуальность и злободневность. Например, для рассмотрения уголовных дел был введен институт присяжных заседателей, избиравшийся из дворян, городской и сельской буржуазии. Необходимо показать противоречивый характер буржуазных реформ, а также раскрыть контрреформы, осуществленные в правление Александра III.
Список рекомендуемой литературы:
1. Верт, Н. История советского государства. 1990–1991 / Н. Верт. – М.: Прогресс – Академия, 1994. – 543 с.
2. Захарова, Л. Г. Россия на переломе. Самодержавие и реформы 1861–1874 гг. / Л. Г. Захарова // История отечества:люди, идеи, решения. – М.: Политиздат, 1991. – С. 293–325.*
3. Литвак, Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б. Г. Литвак. – М.: Политиздат, 1991. – 300 с.
4. Попова, А. Д. Судебная реформа 1864 г. и развитие гражданского общества во 2-ой половине XIX в. / А. Д. Попова // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3. – С. 89–100.*
5. Три века: Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник в 6 т. – Т.6. – М.: Патриот, 1995. – 334 с.
ТЕМА 18. Идейные течения и общественные движения в России во второй половине ХIХ века
1.Общественная мысль и политические движения в пореформенной России.
2.Рабочее и социал-демократическое движение.
В пореформенной России спорили, конкурировали те же общественные движения, что сложились накануне «великих реформ», в 30-е–50-е гг. Исторические перемены, осуществленные властями «сверху» (отмена крепостного права, учреждение земств, введение гласного, состязательного, бессословного судопроизводства и др.), создали новую общественную реальность, поставили новые вопросы. Объяснив причины активизации общественного движения, необходимо рассказать об идеологии и деятельности консерваторов, либералов, революционеров 60–90-х гг.
При ответе на второй вопрос необходимо обратить внимание на появление новых явлений в общественном движении и их особенностях. Нарастающий размах рабочего движения и новые явления в экономике и политике привели к активизации социал-демократического движения. Следует дать разъяснение теории, программных установок социал-демократических организаций и определить их значение.
Список рекомендуемой литературы:
1. Дрыжакова, Е. Н. Герцен на Западе: в лабиринте надежд, славы и отречений / Е.Н. Дрыжакова. – СПб.: Академический проект, 1999. – 299 с.
2. Кан, Г.С. «Народная воля». Идеология и лидеры / Г.С. Кан. – М.: Пробел, 1997. – 196 с.
3. Кропоткин, П. А. Записки революционера / П. А. Кропоткин. – М.: Мысль, 1990. – 269 с.
4. Леонтович, В. В. История либерализма в России. 1762–1914 / В. В. Леонтович. – М.: Русский путь, 1995. – 445 с.
5. Лобер, В. Л. Демократия: Исторические корни, содержание и тенденции развития / В. Л. Лобер. – М.: Знание, 1992. – 62 с.
6. Пантин, И. К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке / И. К. Пантин. – М.: Политиздат,1973. – 362 с.
7. Тихомиров, Л. А. Критика демократии / Л. А. Тихомиров. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 287 с.
Тема 19. Столыпинская аграрная реформа
1. Политический портрет П. А. Столыпина.
2. Сущность и значение аграрной реформы.
Аграрный вопрос, по выражению В. И. Ленина, был гвоздем первой русской революции. Он составлял ее экономическую основу и национальную особенность. В центре аграрных преобразований страны в начале XX века был П. А. Столыпин – видный государственный деятель России. В первом вопросе необходимо показать политический портрет П. А. Столыпина, в частности, его отношение к государственной Думе, а также цели и задачи его аграрных преобразований. Не случайно царизм маневрировал именно в аграрном вопросе, потому что он не был разрешен радикально и окончательно, над правящим классом нависла угроза буржуазной революции. При раскрытии второго вопроса покажите, что в основе аграрных преобразований лежал указ от 9 ноября 1906 года. Его суть заключалась в том, что каждый крестьянин получал право выйти из общины и потребовать передачи ему в частную собственность тот участок земли, которым он владел в общине. Кроме того, он мог получить вместо разрозненных общинных участков – отруб. Царизм особенно активно поощрял выход крестьян на хутора, за пределы села или деревни.
Содержание аграрной политики Столыпина составляла также политика переселения крестьян за Урал, преследовавшая цель распределить трудовые ресурсы и ослабить аграрный кризис в центре страны. Недаром тогда помещики говорили относительно крестьян: «Дальше едешь, тише будешь».
Список рекомендуемой литературы:
1. Витте, С. Ю. Избранные воспоминания / С. Ю. Витте. – М.: Мысль, 1991. – 708 с. *
2. Донгаров, А. Г. Иностранный капитал в России и СССР / А. Г. Донгаров. – М.: Международные отношения, 1990. – 164 с. *
3. Ильин, С. В. Витте / С. В. Ильин – Изд. 2-е, испр. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 511с.
4. Зотов, В. Д. Петр Столыпин и его идейно-политическое наследие в современной России / В. Д. Зотов // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 3. – С. 219–232.*
5. Зырянов, П. Н. Петр Аркадьевич Столыпин / П. Н. Зырянов // Вопросы истории. – 1990. – № 6. – С. 54–75.*
6. Письма из деревни: очерки о крестьянстве в России второй половины XIX в. – М.: Современник, 1987. – 509 с.
7. Степанский, А. Д. Сергей Юльевич Витте / А. Д. Степанский // Вопросы истории. – 2000. – № 2.*
8. Столыпин, П. А. Нам нужна великая Россия. Самые знаменитые речи и письма / П. А. Столыпин. – М.: АСТ, 2013. — 420 с.
9. Шелохаев, В. В. Столыпинский тип модернизации / В. В. Шелохаев // Российская история. – 2012. – № 2.*
10. Христофоров, И. А. От Сперанского до Столыпина: крестьянская реформа и проблема землеустройства / И. А. Христофоров // Российская история. – 2011. – № 4.*
Тема 20. Формирование многопартийной системы в России
1. Образование политических партий в России.
2. Стратегия и тактика политических партий в первой русской революции 1905–1907 гг.
Во второй половине XIX века в Европе начинают образовываться различные политические партии. Такой же процесс имел место и в России (конец XIX – начало XX вв.). В контрольной работе надо писать не вообще об образовании политических партий, не о всех сразу, а конкретно на примере ряда партий показать, почему, когда и как они появились. Партия как политическая организация имеет руководящий центр, устав, программу своей деятельности, стратегию и тактику борьбы. Об этом надо рассказать на конкретных политических организациях. Важно также показать социальную базу каждой партии, то есть, какие классы составляли ту или иную организацию. Относительно стратегии и тактики необходимо иметь в виду, что это наука о классовой борьбе, т.е. о дальних, конечных целях партии, о формах и методах ее борьбы, о выборе своих союзников, о линии поведения. По этим проблемам также надо писать конкретно: показывать стратегию и тактику той или иной партии в годы первой русской революции.
Список рекомендуемой литературы:
1. Булгаков, С. Н. Религия и политика: к вопросу об образовании политических партий / С. Н. Булгаков // Новый мир. – 1989. – № 10.
2. Колоницкий, Б. И., Мирараков, М. В. Правые партии. 1905–1917 / Б. И. Колоницкий, М. В. Мирараков // Вопросы истории. – 1999. – № 8.*
3. Коргунюк, Ю. Г. Становление партийной системы в современной России / Ю. Г. Коргунюк. – М.: Фонд ИНДЕМ, Московский городской педагогический университет, 2007. – 544 с.
4. Леонов, С. В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917) / С. В. Леонов // Вопросы истории. – 1999. – № 11–12.*
5. Спирин, Л. М. Россия 1917 г. Из истории борьбы политических партий / Л. М. Спирин. – М.: Мысль, 1987. – 337 с.
6. Политические партии России: история и современность. – М.: РОССПЭН, 2000. – 631 с.
Тема 21. ВЕЛИКАЯРЕВОЛЮЦИЯ 1917–1922 г. В РОССИИ
1. Причины революции. От Февраля – к Октябрю 1917 г.
2. Октябрь 1917 г. и его противоречивые оценки.
Раскрывая первый пункт плана, нужно помнить о том, что существуют две полярных точки зрения на причины революционных потрясений 1917 года. Одни считают, что свержение царизма было закономерным следствием «системного кризиса» Российской империи. Другие полагают, что в стране происходила успешная модернизация. Революция произошла благодаря уникальному сочетанию неблагоприятных обстоятельств: мировой войны и активности различных политических сил, оппозиционных царизму. Между тем успешная модернизация России в экономической или социально-политической сфере не противоречит выводам об аккумулировании в начале ХХ в. системных противоречий. Предпосылки революции сложились задолго до вступления России в Первую мировую войну. Но война наложила определенный отпечаток на формы и особенности течения революции в 1917 г. Точкой невозврата некоторые историки считают сентябрь 1915 г., когда царь распустил Государственную думу, предложившую выход из создавшегося кризиса – создание «правительства доверия». С этого момента революция становится лишь вопросом времени.
Далее обратите внимание на процесс перерастания буржуазно-демократической революции в «рабоче-крестьянскую революцию, о которой все время говорили большевики», назовите и проанализируйте те факты, которые неизбежно революционизировали народ и продвигали его к социальному взрыву. Это в первую очередь продолжение Временным правительством войны с Германией. С другой стороны, партия большевиков приобретала все большую поддержку масс.
Во втором пункте плана следует обратить внимание на возможные альтернативы завоевания большевиками власти и дать им оценку: либерально-демократический путь западного образца; военная диктатура или хаос, анархия, распад российского государства. Кроме того. необходимо ответить на вопрос, почему большевики одержали победу? Историки еще долго будут спорить и резко расходиться в своих оценках октябрьской революции, как это было в свое время с Великой Французской революцией. Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие – проклинать за преступления и катастрофу. Однако, независимо от исторических оценок, Октябрьские события 1917 г. имели огромное значение как для российской, так и для мировой истории. В частности, революция 1917 г. является точкой отсчета советского периода отечественной истории, оценки которого впрочем в современном обществе диаметрально противоположны. В настоящее время власти официально объявили о необходимости примирения общества в отношении революции и гражданской войны, был найден относительно нейтральный с политической точки зрения термин – Великая революция 1917–1922 гг. Выскажите свою точку зрения на эту проблему.
Список рекомендуемой литературы:
1.Аксенов, В. Б. Причины революции 1917 г. [Электронный ресурс] / В. Б. Аксенов // Историческая экспертиза. – URL: http://istorex.ru/page/aksenov_vb_prichini_revolyutsii_1917_goda
2. Бушуев, В. Г. Октябрь: успех и поражение / В. Г. Бушуев // Свободная мысль. – 2004. – № 11. – С. 145–157. *
3. Волобуев, П. В., Булдаков, В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / П. В. Волобуев, В. П. Булдаков // Вопросы истории. – 1996. – № 5–6. – С. 28–38.*
4. Герасименко, Г. А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 г. и роль ее лидеров / Г. А. Герасименко // Вопросы истории. – 2005. – № 7. – С. 3–22.
5. Деникин, А. И. Очерки русской Смуты / А. И. Деникин. – М.: Наука, 1991. – 518 с. *
6. Историки переосмысливают революцию 1917 года во имя консолидации общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.lenta.ru
7. Февральская революция 1917 года в российской истории. Круглый стол // Отечественная история. – 2007. – № 5. – С. 3–30.*
8. К 100-летию Великой российской революции: осмысление во имя консолидации [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru
9. Медушевский, А. Н. Причины крушения демократической республики в России в 1917 году // Отечественная история. – 2007.– № 5. – С. 3–30.*
10. Пайпс, Р. Русская революция / Р. Пайпс. – М.: Росспэн, 1994. – 900 с.
11. Соловьев, К. А. Временное правительство в политической системе России 1917 г. / К. А. Соловьев // Вопросы истории. – 2016. – № 5. – С. 20 –36.*
12. Троцкий, Л. Д. 1917. Уроки Октября / Л. Д. Троцкий. – Л.: Лениздат, 1991. – 364 с. *
13. Эктон, Э. Новый взгляд на русскую революцию (1917) / Э. Эктон // Отечественная история. – 1997. – № 5.– С. 68–79. *
Тема 22. Гражданская война в России 1918–1922 гг.: причины, идеология противоборствующих сторон, итоги и цена победы
1. Причины гражданской войны. Идеология противоборствующих сторон.
2. На фронтах гражданской войны. Последствия войны.
Гражданская война – это состояние непримиримой вооруженной борьбы за власть больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей. Приступая к написанию контрольной работы, прежде всего, необходимо учитывать, что вопрос о причинах гражданской войны до сегодняшнего дня остается дискуссионным, поэтому надо в той или иной степени выявить различные позиции, дать им оценку, высказать свою точку зрения.
Второй пункт плана дает возможность студенту раскрыть некоторые эпизоды гражданской войны. Выделяют два основных лагеря — красный и белый. В последнем весьма своеобразное место занимала так называемая третья сила – «контрреволюционная демократия», или «демократическая революция», которая с конца 1918 г. заявила о необходимости бороться как против большевиков, так и генеральской диктатуры. Следует ответить на вопросы, почему победили большевики и каковы последствия и уроки гражданской войны?
Список рекомендуемой литературы:
1. Белоцерковский, В. В. Революция и контрреволюция в России / В. В. Белоцерковский // Свободная мысль. – 2005. – № 10. – С. 81–99. *
2. Боффа, Д. История Советского Союза. В 2 т. / Боффа Д.– М.: Международные отношения, 1990. – 682 с.
3. Верт, Н. История советского государства. 1900–1991 / Н. Верт. – М.: Прогресс – Академия, 1994. – 543 с.
4. Бабашкин, В. В. Кто и за что воевал в гражданской войне? / В. В. Бабашкин // Общественные науки и современность. – 2005. – № 4.*
5. Гросул В. Я. – Красные генералы Гражданской войны / В. Я. Гросул // Российская история. – 2011. – № 4.*
6. Деникин, А. И. Очерки русской смуты. В 3-х кн. / А. И. Деникин. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 2160 с.
7. Искендеров, А. А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия / А. А. Искендеров // Вопросы истории. – 2003. – № 10.*
8. Литвин, А. Я. Красный и белый террор в России / А. Я. Литвин // Вопросы истории. – 1997. – № 6.*
9. Новикова, Л. Г. Гражданская война в России в современной западной историографии / Л. Г. Новикова // Отечественная история. – 2005. – № 6.*
10. Поляков, Ю. А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация / Ю. А. Поляков // Отечественная история. – 1992. – № 6. – С. 32–41.*
11. Цветков, В. Ж. Белое движение в России. 1917–1922 гг. / В. Ж. Цветков // Вопросы истории. – 2000. – № 7.*
Тема 23.Нэп: поворот в советской экономике
1. Необходимость введения нэпа.
2. Нэп: содержание, сущность, значение.
Новая экономическая политика (нэп), принятая 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменила политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе гражданской войны. Необходимо показать, что собою представляла политика «военного коммунизма», подчеркнуть, что она была вынужденной мерой, навязанной чрезвычайными обстоятельствами гражданской войны. В первом вопросе надо охарактеризовать положение России после гражданской войны, показать особенности глубокого экономического, политического и внутрипартийного кризиса.
Во втором пункте плана следует обратить внимание на раскрытие содержания нэпа, показать, что это была по сути антикризисная программа, использовавшая инструменты капиталистической экономики при сохранении сильного государственного управления. Главное содержание нэпа –замена продразверстки продовольственным налогом, использование рынка и различных форм собственности, проведение денежной реформы и др. Необходимо рассмотреть основные преобразования Советской власти в годы нэпа в промышленности и сельском хозяйстве, назвать положительные результаты, сделать выводы.
Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. Он привел к восстановлению разрушенного, но не решал задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в. Кроме того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) – и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.
В завершении контрольной работы необходимо показать значение новой экономической политики в целом для страны, заострить внимание на том, что она помогла в короткий срок ликвидировать голод, оживить промышленность, укрепить связь рабочего класса с крестьянством. Тем не менее использование экономических методов нэпа было прервано волевыми усилиями руководства страны. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали свертыванию нэпа?
Список рекомендуемой литературы:
1. Валентинов, Н. В. (Вольский Н.) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Воспоминания / (Н. Вольский) Н. В. Валентинов. – М.: Современник, 1991. – 365 с.
2. Гимпельсон, Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. Проблемы и уроки. 20-е годы ХХ в. / Е. Г. Гимпельсон. – М.: Собрание, 2004.– 303 с.
3. Горинов, М. М. Ленинская концепция нэпа: становление и развитие / М. М. Горинов, С. В. Цакунов // Вопросы истории. – 1990. – № 4. – С. 20 – 39.*
4. Карр, Э. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917–1923 / Э. Карр. – М.: Интер-Версо, 1990. – 208 с.
5. На путях к рыночным отношениям. В. И. Ленин о НЭПе. – М.: Политиздат, 1991. – 271 с.
6. Сенявский А.С. НЭП: современные подходы и перспективы изучения // НЭП: политические, экономические, социокультурные аспекты – М.: РОССПЭН, 2006. – С. 85–93.
7. Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Тема 24. Советская модернизация: успехи и просчеты. Сталинград в период индустриализации в СССР
1. Поиск путей индустриального развития страны.
2. Сталинград в период индустриализации в СССР.
Раскрывая первый пункт плана, покажите содержание той дискуссии, которая прошла в советском обществе в 20-х годах по проблемам индустриализации. Здесь важно четко обозначить позиции таких видных государственных деятелей, как Ленина, Троцкого, Сталина и др. Далее необходимо показать стратегическую задачу индустриализации. В партийных и правительственных документах указывалось на необходимость вести экономическое строительство с целью превратить страну из ввозящей машины и оборудование в производящую машины и оборудование, чтобы таким образом не стать экономическим придатком мирового хозяйства и сохранить свою экономическую независимость.
Далее необходимо раскрыть, как началась индустриализация, раскрыть источники накопления, темпы, формы и методы проведения, значение и последствия.
Во втором вопросе следует рассказать о строительстве Сталинградского тракторного завода.
Список рекомендуемой литературы:
1. Боффа, Д. История Советского Союза. В 2 т. / Боффа Д. – М.: Международные отношения, 1990. – 682 с.
2. Волгоград: Четыре века истории / В. И. Томарев [и др.]. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. – 411 с.*
3. Отечественная история: Россияне в мировой цивилизации / под ред. проф. Г. В. Орлова. – Волгоград: Издатель, 2008. – 566 с.*
4. Новиков, А. В. Рабочий класс и рабочее движение в России: история и современность / А. В. Новиков // Отечественная история. – 2004. – № 6. – С. 165–166.*
5. Сигельбаум, Л. Машины для товарищей. Биография советского автомобиля / Л. Сигельбаум. – М.: РОССПЭН, 2011. – 430 с.*
6. Томарев, В. И. Волгоград: хроника истории. 1589–1989 / В. И. Томарев, В. И. Роговицкий. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1988. – 319 с.
Тема 25. Аграрная политика СССР в 20-е –30-е годы
1. Поиск путей преобразования села.
2. Коллективизация в СССР: как это было?
Аграрный вопрос в России всегда имел важное социально–экономическое и политическое значение. Вокруг него кипели политические страсти, нередко он лежал в основе социальных потрясений. Вот и к концу 20-х годов XX века в стране сложилась ситуация, когда возникла острейшая необходимость преобразования сельскохозяйственного производства.
Необходимо показать причины аграрных преобразований, как проходил поиск путей реформирования аграрного сектора страны, в частности, отметить, что в первом пятилетнем плане предполагалось коллективизировать всего 18–20 % крестьянских хозяйств. Ленинский кооперативный план также достоин того, чтобы о нем рассказать как о способе преобразования сельскохозяйственного производства.
Важно сказать о позиции Н. И. Бухарина, который не отказываясь в принципе от колхозов, в то же время ратовал за укрепление и развитие частного крестьянского хозяйства, за создание необходимой инфраструктуры. Далее следует раскрыть сам механизм проведения коллективизации по-сталински, перегибы и ошибки в колхозном строительстве. Студент вправе рассказать также о борьбе Советской власти с кулаками. В завершении контрольной работы надо показать значение коллективизации.
Список рекомендуемой литературы:
1. Безнин, М. А. Аграрный строй России в 1930–1980-х годах (новый подход) / М. А. Безнин, Т. М. Дилони // Вопросы истории. – 2005. – № 7.*
2. Бобровников, В. Г. Раскрестьянивание России / В. Г. Бобровников // Петля-3: воспоминания, очерки, документы. – Волгоград: Комитет по печати и информации, 1996. – С. 255–298.
3. Быстрова, И. В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность / И. В. Быстрова // Отечественная история. – 1993. – № 3. – С. 19–34.*
3. Долгов, В. М. Нижневолжская деревня в Великой Отечественной войне / В. М. Долгов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983.– 91 с.
4. Зима, В. Ф. Второе раскулачивание / В. Ф. Зима // Отечественная история. – 1994. – № 3. – С.109–125.*
5. История Отечества: люди, идеи, решения... Очерки истории Советского государства.– М.: Политиздат, 1991. – 366 с.*
6. Отечественная история: Россияне в мировой цивилизации / под ред. проф. Г. В. Орлова. – Волгоград: Издатель, 2009. – 566 с.*
7. Раков, А. А. Кто такой «кулак?» (Опыт регионального исследования по материалам архивов Южного Урала) / А. А. Раков // Российская история. – 2009. – № 5. – С. 94–100.*
8. Шанин, Т. Кооперация и коллективизация / Т. Шанин // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: – М.: Прогресс-Академия, 1992. – С. 362.
9. Лютов, Л. Н. Средневолжская деревня на пути к «великому перелому» / Л. Н. Лютов // Вопросы истории. – 2013. – № 3. – С. 39–52.*
10. Чемоданов, И. В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации? / И. В. Чемоданов // Вопросы истории. – 2006. – № 2.*
Тема 26. Режим личной власти Сталина: сущность, последствия, уроки
1. Демонтаж нэпа и установление режима личной власти Сталина.
2. Конституция СССР 1936 года: противоречия между словом и делом.
Приступая к работе над этой темой, помните, что она является актуальной проблемой научной мысли и общественной дискуссии, прежде всего по таким параметрам, как причины возникновения, влияние внешних и внутренних факторов, цена модернизации и масштабы репрессий, альтернативы исторического развития. До настоящего времени проблема была и в существенной мере остается чрезвычайно политизированной. В тоже время в последние десятилетия появились исследования, которые создают возможность для серьезного теоретического обсуждения проблемы сталинизма.
Во время знакомства с литературой необходимо выработать свое отношение к происходившему в стране. Обратите внимание на раскрытие причин и механизма демонтажа нэпа, проявление на практике командно-административных решений по важнейшим государственным вопросам? Во внутренней политике сталинизм выступал как чрезвычайная система сверхцентрализованной власти, в которой решения принимались одним человеком, а основным инструментом – стал террор.
Список рекомендуемой литературы:
1. Барский, Л. А. Сталин: портрет без ретуши / Л. А. Барский. – Изд. 2-е. – Москва : URSS : КомКнига, 2010. – 332 с.*
2. Верт, Н. История советского государства. 1900–1991 / Н. Верт. – М.: Прогресс-Академия, 1994. – 543 с.
3. Данилов, В. П. К истории становления сталинизма / В. П. Данилов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. – М.: МВШСЭН, 2000. – С. 56–68.
4. Земсков, В. Н. О масштабах политических репрессий в СССР/ В. Н. Земсков // Мир и политика. – 2009. – № 6. – С. 89–105.
5. Медушевский, А. Н. История сталинизма: итоги и проблемы изучения / А. Н. Медушевский // Российская история. – 2009. – № 5.*
6. Медушевский, А. Н. Сталинизм как модель социального конструирования / А.Н. Медушевский // Российская история. – 2010. – № 6. – С. 3–29.*
7. Нерар, Ф.-К. Пять процентов правды. Разоблачение и доносительство в сталинском СССР (1928–1941) / Ф.-К. Нерар. – М. : РОССПЭН, 2011. – 397 с.*
8. История сталинизма: итоги и проблемы изучения: материалы Междунар. науч. конф. 5-7 дек. 2008 г. – М.: РОССПЭН, 2011. – 789 с.*
9. Такер, Р. Сталин. Путь к власти. 1879–1929. История и личность / Р. Такер. – М.: Прогресс, 1991. – 478 с.
10. Юинг, Е. Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. / Е. Т. Юинг. – М.: РОССПЭН, 2011. – 352 с.*
11. Хлевнюк, О. В. Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры / О. В. Хлевнюк, Й. Горлицкий. – М.: РОССПЭН, 2011. – 229 с.*
12. Штудер, Б.Сталинские партийные кадры. Практика идентификации и дискурсы в Советском Союзе 1930-х гг. / Б. Штудер, Б. Уинфрид. – М.: РОССПЭН, 2011. – 246 с.*