Вопрос № 6. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформации.
Развитие российской империи в 1 пол 19 века.
Суть политики Александра состояла не только в устранении последствий правления Павла I, но и в усовершенствовании государственного строя России в новой исторической обстановке.
Негласный комитет: Строганов, Кочубей, Чарторыйский.
1801-1803гг-период активных действий негласного комитета:
1)Реформа органов государственного управления.
2)Решение крестьянского вопроса.
3)Меры в области просвещения.
Планы были гораздо обширнее, чем действия.
1) в области государственного устройства все ограничилось усовершенствованием бюрократического аппарата страны.
1802г.- окончание проведения министерской реформы.
В 1811 суть- замена коллективной системы на министерскую.
Принцип коллективности заменен на принцип единоначалия.
8 министерств ( среди них принципиально новым становится просвещение.
Министерства подразделялись на:
Министерства-----департаменты (директоры)--------отделения(начальники)-------столы(столоначальники)
Итог- бюрократизация в чиновничьем аппарате- 40 тысяч столоначальников.
2) Крестьянский вопрос
1801г. Александр I издает указ о праве покупки земли купцами. Государственными крестьянами, меценатами (жители городов)- Только независимые земли-дворяне могут монопольно владеть крестьянами.
1809г. Указ о вольных хлебопашцах.
Крепостные могли выкупиться у помещика, к 1858г. Только 1.5% от общей численности крестьян были переведены в вольных хлебопашцев. Указ имел рекомендативный характер, поэтому больших последствий не имел.
3) Прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки.
1809г. – отменяет право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.
4) Меры в области просвещения.
1803г.положение об устройстве учебных заведений.
1ступ- приходские училища
2ступ- уездные училища
3ступ- гимназии
4ступ-университеты
Шесть учебных округов в стране, образование носит сословный характер.
В начале 19 века расширяется сеть университетов (Виленский, Харьковский, Казанский.)
1819г. Педагогический институт преобразован в университет СПб.
1811- создание первого лицея в Царском селе.
1817г. Создание Ришельевского лицея в Одессе.
1808г. Сперанский готовит план преобразования России.( Введение к уложению государственных законов. К 1810г.)
Задачи:
Модернизация и европейзация государственного управления, введения буржуазных норм.
Принцип разделения властей :
Законодат. (Государственная дума- представительный выборный орган власти )
Выборы- дворяне, мещане, государственные крестьяне.
Император имел право оспорить решение государственной думы.
Исполнительная – Министерства.
Судебная- Сенат.
Государственный совет контролировал все ветви, назначался императором.
Вопрос об отмене крепостного права не ставился.
Гражданские права даны всему населению.
Карамзин «Записки о древней и новой России»- идеал Карамзина- самодержавие, основанное на строгой законности.
1810- государственный совет. Был призван централизировать законодательное дело в России, обеспечив единообразие юридических норм и исключить возможность противоречий в законодательных актах.
1812- Отечественная война.
1815- Александр I подписал конституцию Царства Польского.
1818г. Новосильцев ( министр юстиции) подготовил проект «Государственная уставная грамота для России» По проекту в России должен был быть создан представительный орган по примеру польского СЭЙВА.
Свобода слова, совести, собраний. Вопрос о крестьянстве не рассматривался. Проект не был реализован тоже.
1816г.- Первые тайные общества.
Графу Аракчееву было поручено подготовить проект об отмене крепостного права. (Проект был нереален.)
1822г.- Александр восстановил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь. (не на каторгу, а в поселения)
1810-1811гг.- Попытки введения военных поселений
(только государственные крестьяне)- нарушались гражданские и человеческие права.
В Чудово- первые военные поселения. ( Аракчеев контролировал их создание.)
Задачи:
1) Сократить расходы на армию.
2) В случае войны можно было получить дополнительный резерв.
Крупнейшее восстание в 1817г. (военные поселения)
К 1857 году- 800 тысяч военных поселенцев- (мужчины и женщины).
Он был убежден, что вступление армии было спровоцировано тайными обществами.
1822г.- Александр принимает указ о запрещении тайных обществ в России.
Вопрос №7. Российский абсолютизм в Николаевскую эпоху.
Вторая четверть 19 века - период наивысшего утверждения абсолютизма в России. Император Николай 1 видел основную цель своего царствовании в укреплении и охранении существующего строя. Николай 1 понимал необходимость проведения если не реформ. То серии мер которые не меняя всей государственной системы предотвратили бы возможность нового революционного потрясения и укрепить пошатнувшиеся основы самодержавия.
-Укрепление полицейско-бюрократического аппарата страны.
- Компетентность сената и государственный совет, а принцип режима личной власти императора.
Воплотился в создании «его императорское величество”
Еще при Александре I была учреждена личная канцелярия придал ей значение высшего органа управления государством.
Прежняя канцелярия стала первым отделением. В обязанности которого входило, подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением указаний императора.
В 1826 – создание второго отделения.
Кодификация законов российской империи.
Сперанским были обобщены законы. Принятые после соборного уложении 1649.
В 1830 году их опубликовали в полном собрании законов Российской империи.
В отдельный свод доходов. Были помещены действующие законы действующие.
Кодификация законов при всем кК значении нисколько не изменила самодержавности.
В 1826 году создание третьего общежития ( граф Бельенро)
С 1827 был придан корпус жандармов
Цензура, которая должна была бы судить
Цензура при Николае.
В 1826 году издан цензурный устав, который современники называли «чугунным»
В основе системы образования стоял принцип сословности . В 1828 году был принят новый школьный устав, ликвидировавшие преемственную связь между начальным и среднем образованием. Уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося.
1) для детей низших сословий (одноклассные приходские училища с самой примитивной программой).
2) среднее трехклассное училище.
3) для детей дворян и чиновников-
В 1835 году принимается университетский устав, по которому увеличивалась плата за обучение.
Николай 1 учреждает Вузы.
Но правительство одновременно нуждаясь как в образованных кадрах, так и в специалистах в различных отраслях, содействовало ряду специальных тех заведений.
В 1828 году Технологический институт
В 1835г. межевой институт
Создание медицинских факультетов , появляются военная и морская академии .
Для самодержавия в период правления Николая 1 были характерны осознание необходимости отмены крепостного права. Но и опасность их освобождения:
- освобождение не пройдет мирно
- царь лишиться опоры в лице помещиков
Вопрос отмены крепостного права Николаем 1 не ставился.
Меры. Предпринимаемые правительством Николая 1 в крестьянском вопросе были призваны смягчить остроту социальных отношений в деревне. Было издано более ста указов . направленных на ограничение произвола помещиков в отношении крестьян.
-Запрещено отдавать крепостных на заводы
-Нельзя ссылать крестьян в Сибирь
- платить крестьянами частные долги
- Запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли
- Наиболее значительным из всех этих указов был указ 1842 года об Обязанных крестьянах, позиционировался как продолжение указа о Вольных хлебопашцах:
Крестьянин освобождался с землей с обязательством нести повинности в пользу владельца земли (барщина и оброк) Однако данный указ носил рекомендательный характер и особого эффекта не имел.
Улучшилось положение государственных крестьян, по инициативе министра Киселева были проведены преобразования направленные на изменение хозяйственного положения и правового статуса государственных крестьян.
Цель реформы Киселева – поднять благосостояние данной категории крестьян. Что бы облегчить сбор налогов в казну.
Проводилось размежевание земель и увеличивались доходы малоземельных крестьян , создавался семенной фонд и продовольственные склады.
В годы правлении Николая 1 проводились важные мероприятия в экономической сфере, ход экономического развития страны вынуждал самодержавие покровительствовать промышленности и торговле и в конечном итоге содействовать развитию буржуазных отношений в стране.
-строительство железных дорог
- основание специальных технических учебных заведений.
- 1839 г. денежная реформа. (Е.Ф. Камкрин - министр финансов) Укрепление курса рубля.
- банки.
Вопрос №8. Подготовка и содержание крестьянской реформы 1861г.
Причины отмены крепостного права:
1)Крепостное право- главный тормоз дл прогрессивного экономического развития страны. Не было рынка свободной рабочей силы.
2)Частые крестьянские волнения и восстания.
3)Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. Война России с Турцией. Терпит поражение по причине технической отсталости армии.
1856- Парижский мирный договор.
Годы правления Александра 2: 1855-1881гг.
В 1857 году создается секретный комитет по крестьянскому вопросу.
В 1858 году секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу. В каждой губернии были созданы Губернские комитеты, куда поступали предложения помещиков насчёт освобождения крестьян. Помещики черноземных губерний были заинтересованы в том, чтобы как можно больше земли осталось за ними, а не было отдано крестьянам.
Из Губернских комитетов предложения передавались в редакционные комиссии, созданные в 1859году.(Руководитель- Ростовцев)
К концу 1860 года проект об освобождении крестьян был уже готов. Император подписал манифест об освобождении крестьян 19 февраля 1861 года. Обнародован был указ только 5 марта 1861 года.
В манифесте говорилось о том, что крестьяне получали личную свободу, т.е. могли передвигаться свободно, получать образование, решать свои семейные дела, заниматься предпринимательством, получили право перехода в другое сословие. Эту свободу они получили безо всякого выкупа от помещика. Крестьяне освобождались с землёй, которую выкупали у помещика. 20% от суммы выкупа крестьяне должны были заплатить сами, до выплаты этой суммы крестьяне находились во «временно обязанном состоянии», т.е. продолжали исполнять свои старые повинности временно (барщина и оброк).
Сумма выкупного платежа рассчитывалась не из размеров земельного надела и не из его рыночной цены, а зависела от размера выплаты годовых оброков крестьян. 80% от суммы выкупного платежа за крестьян выплачивало государство. Рассматривая это, как ссуду, данную государством крестьянам. Крестьяне должны были выплачивать эту сумму в течение 49 лет из расчета 6% в год.
Крестьянские выплаты - выкупные платежи - являлись одним из главных источников дохода государственной казны. За подписанием уставных грамот следили мировые посредники.
Могли быть случаи, что после освобождения крестьяне имели земли намного больше, чем полагается, в таком случае земли нужно было разделить на «отрезки». Если надел крестьян меньше нормы, то им привязывали куски земли. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем было у них до освобождения, т.е.
После освобождения крестьянские общины были переименованы в сельские общины. Все сельское общество отвечало за выплату, каждого крестьянина выкупных платежей.
Отказаться от своего надела крестьянин мог только с разрешения сельского общества или общины. В таком случае община брала на себя выплату за этот земельный участок.
На эту реформу государство не заплатило ни копейки.
Значение реформы: незавершенный, ограниченный характер реформы, т.к. даже после отмены крепостного права сохранялись серьёзные феодальные пережитки, которые выражались в помещичьем землевладении и в противоречиях между крестьянами и дворянами.
Был дан мощный импульс для развития капиталистических отношений в России. Реформа изменила структуру российского общества, что должно было вызвать соответствующие изменения в его политической, государственной и правовой системе.