Содержания программы учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса «Азбука гражданина» ученик должен:
Знать /понимать:
· конституционные нормы Российской Федерации;
· структуру политической системы Российской Федерации;
· права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уметь:
· приводить примеры ситуаций, регулируемых конституционным правом;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, ИНТЕРНЕТ, учебный текст и другие адаптированные мнения), различать в социальной информации факты и мнения;
· вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, владеть основами культуры диалога;
· объяснять значение основных понятий и терминов:
наименование раздела | основные понятия и термины |
Конституционное право | государство, писанные и неписанные конституции, конституционализм |
Конституция Российской Федерации | конституция, политическая система, суверенитет, национально – государственное устройство, федерация, конфедерация, унитарное государство, парламентская и президентская республики, политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный), законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
3. Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел «Конституционное право» | ||
Раздел «Конституция Российской Федерации» | ||
Итого: |
4. Календарно – тематический план элективного курса «Азбука гражданина» 9 класс (8 часов)
№ урока | тема | часы | учебно – методические средства | дата | |
план | факт | ||||
Раздел №1 «Конституционное право» | |||||
Понятие государства | КП «Понятие государства», КП «Происхождение государства», таблицы «Государство и его функции», «Формы государства» (СМ) | ||||
Принятие Конституции Российской Федерации | |||||
Раздел №2 «Конституция Российской Федерации» | |||||
Основы конституционного строя | |||||
Права и свободы человека и гражданина | |||||
Виды национально – государственного устройства. | таблица «Формы государственного устройства» (СМ), таблица «Политика и право» | ||||
Федеративное устройство Российской Федерации | |||||
Типы политических режимов | таблицы «Типы политических режимов», «Характеристика политических режимов (СМ), КП «Демократия» | ||||
Президент Российской Федерации | схема «Структура государственной власти в Российской Федерации» (СМ) |
Содержания программы учебного курса
Раздел №1 «Конституционное право».
Подходы к определению государства. Происхождение государства. Функции государства. Формы государства.
Понятие конституции. Способы принятия конституции. Место и значение конституции в ряду других правовых актов. Виды конституции. Конституционное (государственное) право. Конституционализм. первая писанная конституция.
Правовое регулирование государственной власти и управления в старой России. Первые упоминания о конституции. Манифест 17 октября 1905 года. Основные государственные законы Российской империи. Советские конституции.
Необходимость конституционной реформы в 90-е годы XX века. Характеристика Конституции РФ 1993 года.
Раздел №2 «Конституция Российской Федерации»
Основы конституционного строя России. Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ.
Федерация. Конфедерация. Унитарное государство.
Основы федеративного устройства Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации и Субъектов Федерации.
Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим. Демократический политический режим.
Президент Российской Федерации, его полномочия.
Средства контроля
При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются следующие критерии оценки:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
При осуществлении текущего и итогового контроля в форме тестов в формате ГИА используются следующие критерии оценки:
задания части А – 1 балл за каждое задание,
задания части В – 1- 2 балла за каждое задание,
задания части С – до 2 баллов за каждое задание, в зависимости от степени выполнения.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
% от максимальной суммы баллов | 0 – 30 % | 31 – 55 % | 56 - 80 % | 81 – 100 % |
7. Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя:
· Драхлер А.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова, А.С. Прутченкова «Граждановедение», - М.: Дрофа, 2001
· Журналы «Преподавание истории и обществознания в школе» 2000 - 2012 годы
· Конституция Российской Федерации. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009
· Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. – М.: АСТ, 1997
· Никитин А.Ф. Конституционное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 9 класс, М.: «Дрофа», 1998
· Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2007
· Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно – внедренческий Центр «Гражданин», 2002
Справочная литература
· Энциклопедия для детей. том 21. Общество. Экономика и политика. М.: «Аванта +», 2002
Литература для учащихся:
· ГИА -2010: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: АСТ: Астрель, 2010
· Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2011/ФИПИ. – М.: «Интеллект – Центр», 2011
· Чернышева О.А., Пазин Р.В. Обществознание 9 класс, подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 – Ростов н/Д: Легион, 2009
Образовательные ресурсы сети Интернет:
· Большая юридическая библиотека: http://www.ur-library.info
· Компьютер на уроках истории, обществознания и права: http://lesson-history.narod.ru
· Конституция: http://www.d-sign.com/konst/
· Методические приемы в гражданском образовании: http://window.edu.ru
· Официальная Россия: http://www.gov.ru
· Партии в России: http://www.kazus.narod.ru/
· Парламентский клуб «Российский парламентарий»: http://www.parlament-club.ru/
· Президент России: Официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
· Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru
· Фонд «Общественное мнение»: http://www.fom.ru/
- http://схемо.рф/shemy/yurisprudencija/konstitucionoe-pravo-rf-v-shemah-i-tablicah-2005-g
- http://www.12dekabrya.ru/