В 1621 году в Самарканде было переписано «Зафар-намэ» Шараф ад-Дин Йазди и иллюстрировано великолепными миниатюрами.
Имамкули-хан (1611−1642) был учеником-мюридом джуйбарского ходжи Таджиддина. Ходжа Таджиддин был женат на младшей сестре Имамкули-хана. На площади Регистон Бухары ходжа Таджиддином было построено медресе Дор-уш-Шифо. Это медресе имело медицинскую специализацию, имело аптеку и лечебное учреждение. В библиотеке этого медресе хранилось десять тысяч редкостных книг. Ежегодно здесь готовилось 800 больших стеклянных сосудов розовой воды и других лекарств, предназначенных для различных заболеваний.
В последние годы жизни Имамкули-хан стал плохо видеть и в 1642 году он отказался от престола в пользу своего брата Надир Мухаммада (1642−1645) и отправился в хадж. Надир диванбеги сопровождал Имамкули-хана в его поездке. Имамкули-хан побывал в гостях у сефевидского шаха в Иране, где местный художник Муин Мусаввир нарисовал его портрет.
Имамкули-хан скончался в 1644 году в Мекке и был похоронен в Медине. Согласно некоторым источникам, в поминальной молитве (джаназе) в честь хана приняли участие 600 тысяч паломников.
1642-1645 Надир Мухаммад (1594-1651), годы правления 1642-1645, четвертый хан Бухарского ханства из узбекской династии джанидов – Аштарханидов.
К концу своего правления всесильный правитель Бухарского ханства Имам-кулихан (1611-1642) ослеп и решил отказаться от престола в пользу своего брата Надир Мухаммада (1642-1645).
Было проведено две коронации: одна в Самарканде, затем в Бухаре. Надир Мухаммад до восшествия на престол был наместником в Балхе.
В правление Надир Мухаммадхана (1642—1645) Туркестан и Ташкент оставались в составе государства аштарханидов. Об этом свидетельствует Кипчакхан: "От самых отдаленных мест Туркестана и до берегов реки Мургаб хутба и чекан [монеты] украсились его именем". Однако население, видимо, продолжало выступать против господства аштарханидов, ибо, как указывал далее тот же автор, Надир Мухаммад "послал Назарбай бурути и большую часть эмиров для упорядочения и устройства дел Андижана и Туркестана".
На сей раз волнения происходили в Ходженде. Его населению удалось привлечь на свою сторону и присланных сюда для наведения порядка эмиров, так как "Назарбай и другие [эмиры] в городе Ходженде возвели [на престол] некоего юношу именем Санджар султан, внука Имамкулихана".
Узнав об этих событиях, "Надир Мухаммадхан предписал своему сыну Абдалазиз султану устранить эту смуту. Когда он достиг окрестностей Ходженда, мятежные эмиры вышли ему навстречу. Султан обласкал и одарил это общество почетными халатами. Назарбай и иже с ним обратились к нему [со следующими] словами увещевания: "Мы-де выдадим Санджар султана твоим мулазимам с условием,, что хутбу и чекан [монеты] на управление Тураном украсим твоим Именем". То есть ему предлагали занять ханский престол аштарханидов. Однако султан Абдалазиз отклонил эту авантюру, но ему сказали: "Если ты не соблаговолишь принять [наши условия], то мы погубим тебя и твоего отца".
Волнения в Ходженде распространились по всему Бухарскому ханству. Они были столь сильными, что даже взбунтовалось находившееся в распоряжении Надир Мухаммадхана войско. С несколькими приближенными ему пришлось бежать в Балх. Однако здесь против него восстали даже его сыновья. Надир Мухаммадхан не смог подавить мятеж, который принял угрожающие размеры. Ему пришлось призвать на помощь правителя Индии Шах Джахана (1623—1659), потомка Бабура.
Вскоре бухарскому хану стало известно, что истинная цель войск из Индии — оккупация части территории Бухарского ханства и пленение его самого. Хан с большим трудом пробился в Иран и обратился к шаху с просьбой оказать содействие в восстановлении его власти в Бухаре.
Тем временем в Ходженде Назарбай убил Санджар султана, а ханом стал Абдалазиз (1645—1680), который возглавил борьбу против войск Индии и Ирана. Он понимал, что одному ему не справиться и, как пишет Кипчакхан, "после совещания и гадания было решено, что без помощи казахских султанов эту черную напасть им не отразить. Ради устройства этого важного дела шейхи, ученые и великие нойоны в сопровождении хана отправились в направлении Ташкента. В окрестностях того города казахи, узбеки, джайма и каракалпаки устроили большой курултай. После совещания триста тысяч человек с одним лаком конных казахов всадников поднялись на помощь". Таким образом, перед лицом внешней агрессии народы сопредельной территории сумели забыть свои распри и обиды и объединиться.
Войско сопредельной области переправилось через Амударью и вступило в самоотверженную схватку с неприятелем. "Ежедневно, - пишет Кипчакхан, - из туранского войска торе с прославленным военачальником [инициативу] на поле брани брали под свою ответственность, обращая тот день в день страшного суда. Таким образом они простояли на том месте до пятидесяти дней, оставив на память на странице той эпохи образцы мужества и доблести". Двухлетняя война закончилась поражением войск Шах-Джахана.
Волнения в Ходженде оказали влияние на судьбу Бухарского ханства, стали причиной мятежа против Надир Мухаммадхана, вторжения индийских и иранских войск и, наконец, отречения Надир Мухаммадхана от власти, которого заменил Абдалазизхан.