В процессе экспансии Бутан занял подходы к реке Брахмапутре в Ассаме и Бенгалии (дуары или «двери»).

Во внутрибутанские конфликты активно вмешивались англичане. Отношения Бутана с Англией были сложными, с переменными периодами союзов и конфликтов. В результате Бутан утратил дуары и значительную территорию на юге (так называемый Британский Бутанв штате Ассам в современной Индии со столицей Калимпонг).

Снова объединить и укрепить Бутан смог король Угьен Вангчук, основавший в 1907 году новую династию (которая правит до сих пор). В прошлом Угьен Вангчук участвовал в совместных с англичанами операциях, а в 1910 году Первый Король новой династии заключил с Англией мир, признав сюзеренные отношения в обмен на полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела Бутана. С этого времени начинается период изоляции Бутана, в течение которого Бутану удалось избежать участия в двух мировых войнах.

После объявления независимости Индии в 1949 году, Бутан также стал независимым. Однако из-за изоляции Бутан не был представлен вООН и международных организациях и ошибочно рассматривался мировым сообществом как индийский доминион. Позже Бутану пришлось бороться за вступление в ООН и доказывать свою юридическую независимость.

Третий король новой династии Джигме Дорджи Вангчук, вступивший на трон в 1952 году, начал политику постепенной модернизации. Китайское вторжение в Тибет заставило Бутан заключить пакт с Индией по защите Бутана от китайского вторжения, и до сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Джигме Дорджи ввёл торговлю и активизировал денежное обращение в стране. Только в 1971 году Бутан вступил в ООН.

Четвёртый король династии Джигме Сингье Вангчук вступил на трон в 1972 году и провёл ряд реформ. В Бутан стали допускаться в ограниченном количестве зарубежные журналисты и туристы. Король постарался обеспечить страну инфраструктурой (электричеством, телефонной и радиосвязью, дорогами), минимально затрагивая окружающую среду. В 1998 году король передал исполнительную власть кабинету министров, обеспечив сменяемость и ротацию высших чиновников. В 2002 году в Бутане было создано национальное телевидение (до этого телевидение было запрещено). В последние годы Бутан достиг значительных успехов, благосостояние страны постепенно повышается, совершенствуется и модернизируется инфраструктура. Тем не менее, Бутан крепко держится традиций.

Светские лидеры (Друк Дези).

1637-1651 Шабдрунг Нгаванг Намгьял (1594—1651) — основатель Бутана, царь и буддийский монах школы Друкпа Кагью. Он смог объединить страну около 1630 и придать Бутану собственную государственную и культурную идентичность, разделив бутанскую культуру от тибетской.

Шабдрунг Ринпоче — также линия реинкарнаций, тянущаяся ещё с Тибета до Шабдрунга Нгаванг Намгьяла по настоящее время.

Шабдрунг происходит из влиятельной религиозной семьи на Тибете. Его дед был выслан из Тибета во время конфликта со школой Гелуг и поселился в долине Паро на западе Бутана, где население придерживалось школы Кагью.

В 1627 Бутан посетили первые европейцы — португальские иезуиты Каселла и Кабрал. Они отзываются о Шабдрунге как о доброжелательном и интеллигентном хозяине, полном творчества и духовных сил. В то время он завершил трёхлетний ритрит молчания, необходимый своему рангу высокого ламы. Он готов был оказать иезуитам всяческую поддержку и разрешить строить церковь, однако их цели были — достичь Тибета.

В 1634 во время Битвы пяти лам Шабдрунг смог победить объединённые тибетско-бутанские силы, и после чего объединил Бутан в одну страну.

Шабдрунг установил двойную систему власти, когда страна управлялась назначенным Шабдрунг Нгавангом Намгъялом (или его реинкарнацией) духовным лидером Дже Кхемпо и административным лидером Дези Друк, такое же деление сохранялось до 1905 года.

По всей стране Шабдрунг организовал строительство укреплённых крепостей (дзонгов), которые использовались как для администрации, так и для буддийских монастырей.

Столицей страны Шабдрунг выбрал дзонг Пунакха, и правил там до своей смерти в 1651. Чтобы избежать беспорядков, его близкие советники скрывали его смерть ещё 54 года. Так как не было ничего удивительного в его ритритах молчания, какое-то время удавалось убедить население в его тайном присутствии, хотя после нескольких десятков лет это становилось всё труднее и труднее.

Наши рекомендации